Обеспечение психолого-педагогического сопровождения младших школьников
статья на тему

В своей работе я раскрою содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_prezen.pptx225.86 КБ
Файл doklad.docx101.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения младших школьников Выполнила: учитель начальных классов МОУСОШ№3 с.Дивное Глущенко Татьяна Николаевна

Слайд 2

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Слайд 3

Задачи сопровождения Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Слайд 4

Этапы сопровождения : Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации. Изучение динамики развития учащихся начальной школы. Диагностика готовности к переходу в среднюю школу. Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации.

Слайд 7

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации месяц тема цель методика участники сентябрь Диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности Выявление эмоционального восприятия школы Интервью Психолог, педагог Диагностика самочувствия,работоспособности Выявление физиологической адаптации Цветовой тест Люшера Психолог

Слайд 8

Психолого-педагогическая диагностика учащихся 1-х классов месяц тема цель методика участники сентябрь Диагностика зрительно- моторной координации Прогноз трудностей на письме Гештальт-тест Л.Бендер Психолог, педагог Диагностика общеучебных умений на письме Наблюдение Педагог октябрь Диагностика внимания Выявление детей с СДВГ Корректурная проба тест Тулуз-Пьерона Психолог, педагог Диагностика слуховой и зрительной памяти Выявление ведущего вида памяти Тест Л.Ясюковой Психолог, педагог

Слайд 9

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-х классов месяц тема цель методика участники Декабрь Диагностика коммуникативных способностей Выявление детей с низким уровнем Методика социометрия Психолог, педагог Январь Диагностика умения применять изученные нормы орфографии и пунктуации Выявление детей с трудностями усвоения правописания Тематические срезы по изученному материалу Завуч, педагог Диагностика пространственного мышления Прогноз трудностей усвоения табличного умножения Прогрес-сивные матрицы Д. Равена Психолог, педагог

Слайд 10

Психолого-педагогическая диагностика навыка чтения учащихся 3-4-х классов месяц класс тема цель методика участники ноябрь 3 класс Диагностика понимания прочитанного Определение читательских возможностей Тест Эббингауза Реконструкция предложений (в интерпретацииЛ.А.Ясюковой ) Психолог, педагог 4класс Диагностика понимания прочитанного Определение читательских возможностей Психолог, педагог

Слайд 11

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 3-х классов месяц тема цель методика участники февраль Диагностика пространствен-ного мышления Анализ динамики Тест Прогрессивные матрицы Д.Равена Психолог, педагог Диагностика вычислительных навыков табличного умножения и деления Проведение тематических срезов Завуч, педагог

Слайд 12

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4-х классов месяц тема цель методика участники февраль Диагностика коммуникативных способностей Анализ динамики Метод ДКИШ Психолог, педагог март Диагностика памяти Диагностика внимания Анализ динамики Тест Тулуз - Пьерона Психолог апрель Диагностика математических, лингвистических, гуманитарных способностей Прогноз обучения в средней школе Методика Амтхауэра Педагог, психолог май Диагностика школьной мотивации Анализ динамики Методика Лускановой Педагог, психолог май Диагностика усвоения базовых знаний Анализ готовности к обучению в основной школе Проведение контрольных работ Завуч, педагог

Слайд 13

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-х классов месяц тема цель методика участники октябрь Диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках Анализ адаптации Методика «Эмоции на уроках» Н.А.Кузьминой. Цветовой тест Люшера Психолог, педагог октябрь Диагностика интересов и склонностей Анализ интересов, прогноз обучения Карта проф. направленности Психолог, педагог



Предварительный просмотр:

         Обеспечение  психолого-педагогического  

              сопровождения младших школьников.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолого-педагогической службы любой школы.

Психолого-педагогический мониторинг осуществляется психологами школы в сотрудничестве с педагогами. На каждой ступени обучения мониторинг личностного роста имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и учебными.

В своей работе я раскрою содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.

Определение

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно- организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Задачи сопровождения:

  1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника.
  2. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения.
  3. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Этапы сопровождения ученика начальной школы:

  • Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе.
  • Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации.
  • Изучение динамики развития учащихся начальной школы.
  • Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
  • Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации.

На дошкольном этапе главное – определить готов ли ребенок к обучению, какие проблемы необходимо решить еще до поступления в первый класс. Специалисты школьной  психолого-педагогического службы (психолог, логопед, педагог) проводят собеседование, анализируют познавательные способности, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, физическую и физиологическую зрелость, коммуникативные умения и главное – желание ребенка идти в школу, школьную мотивацию. Мы анализировали результаты диагностики школьной готовности детей, соотносили их с результатами обучения в первом классе. Это позволило нам определить наиболее важные, значимые показатели школьной готовности и включить в обследование определенные методики. На сегодняшний день программа обследования небольшая по объему, но информативна по результатам.  Показатели, которые требуют особого внимания: речевые нарушения, гиперактивность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко о проблемах в развитии родители узнают непосредственно на собеседовании.

Слайд2

Цель: определение «школьной зрелости» детей 6,5 – 7 лет, то есть определение уровня морфологического, функционального и психического развития при котором они готовы к систематическому обучению в школе.

Задачи:

  1. Выявление уровня готовности к школьному обучению.
  2. Прогнозирование трудностей, которые могут возникнуть из-за недостаточного развития тех или иных функций.
  3. Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов и т. п. до школы.
  4. Определение оптимального для детей уровня сложности образовательных программ.
  5. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Для того чтобы учитель смог заранее спланировать (спрогнозировать) процесс вхождения детей в условия обучения, психолог знакомит педагогов первых классов с индивидуальными картами развития, которые содержат материал о результатах собеседования и обучения в дошкольный период. Таким образом, можно заранее определить группу детей, которым возможно понадобится педагогическая или психологическая помощь.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы

Слайд3

Ученики 1-4 классов

Психолого-педагогическая диагностика необходима для достижения цели психологического мониторинга - создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.

Задачи мониторинга

  1. Создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации первоклассников.
  2. Изучение динамики развития учащихся начальной школы.
  3. Оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии.
  4. Построение вектора образовательного маршрута.
  5. Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации

Основные проблемы этого периода обучения – адаптация к школе в первом классе. Основное значение придается профилактике дезадаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Карты учета познавательных способностей учащихся младших классов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о становлении учебной деятельности учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей первоклассников. Комплекс методик обследования школьной адаптации первоклассников включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность. 

Таблица 1

месяц

Тема

цель

Методика

участники

1

2

3

4

5

сентябрь

диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности

Выявление эмоционального восприятия школы

Интервью

психолог,

педагог-координатор

диагностика самочувствия, работоспособности

Выявление физиологической адаптации

Цветовой тест Люшера

Психолог

Диагностика школьной мотивации

В самый первый школьный день после занятий детям первоклассникам предлагается рассказать о своих впечатлениях, а родителям записать их. Изучение эмоций в первый школьный день позволяет установить степень готовности ребенка к изменениям, связанных с переходом из статуса дошкольника в статус ученика, проанализировать роль родителей в формировании представлений ребенка о школе, школьной мотивации. Объем и содержание сочинений помогает выделить тревожных, чувствительных детей, наблюдательных, общительных и не очень.  Уже с первых дней педагог может ближе узнать ребенка и оказать ему поддержку в период школьной адаптации.

Оказание помощи детям

Таблица 2

проблема

организация помощи

Участники

1

2

3

Низкая школьная мотивация на начало обучения

1. Консультирование родителей

Психолог, педагог

Высокая тревожность

1. консультирование родителей, педагога

Психолог

2. Психокоррекция

Низкий уровень произвольности

1. Консультирование родителей

Психолог

2. Проведение коррекционных занятий

Педагог

Речевая патология

1. Занятия с логопедом

логопед

Устойчивая дезадаптация

1. Консультирование родителей

Психолог

2. Направление к психоневрологу

Психолог

 Самая первая лекция организуется для родителей первоклассников по теме: «Школьная адаптация первоклассников».

Психолого-педагогическая диагностика  учащихся 1-х классов

Таблица 3

месяц

Тема

цель

методика

участники

1

2

3

4

5

Сентябрь

диагностика зрительно-моторной координации

прогноз трудностей на письме

Гештальт-тест

Л. Бендер

Психолог педагог-

координатор

диагностика общеучебных умений на письме  

наблюдение

педагог

Октябрь

диагностика внимания

выявление детей с СДВГ

Корректурная проба тест Тулуз-Пьерона

Психолог

Педагог

диагностика слуховой и зрительной памяти

выявление ведущего вида памяти

тест

Л. Ясюковой

Психолог

педагог

Важным для первоклассника показателем готовности в самом начале обучения является уровень развития зрительно-моторной координации. Психолого-педагогический анализ заключается в сопоставлении результатов выполнения теста с начальными работами по письму, а также с данными наблюдений педагога за посадкой, расположением тетради на парте, умением держать ручку на уроках письма. Разные психологические проблемы порождают разные трудности, требуется их дифференциация.

Диагностика внимания, памяти позволяет выявить группу детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ( СДВГ).

Оказание помощи детям                                                     Таблица4

проблема

организация помощи

Участники

1

2

3

Слабый уровень зрительно-моторной координации

1. Консультирование педагога и родителей, проведение лектория «Как хорошо уметь писать»

Психолог

педагог

2. Дополнительные занятия по программе  «Подготовка руки к письму»

Педагог

3. Направление на консультацию к невропатологу

Психолог, логопед

Слабый уровень внимания (объема и устойчивости)

1. Консультация педагога и родителей

Психолог

2. Направление на консультацию

Психолог

3. Организация щадящего режима обучения с дополнительным выходным днем

Завуч, педагог

4. Индивидуальные дополнительные занятия по освоению учебной программы

Педагог

Слабый уровень памяти

Если слабый уровень памяти (и зрительной и слуховой) совпадает со слабым уровнем внимания, то помощь оказывается аналогично, так как причина одна – у школьника СДВГ

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-х классов.

Таблица 5

месяц

Тема

цель

методика

участники

1

3

4

5

6

декабрь

Диагностика коммуникативных способностей

выявление детей  с низким уровнем

методика социометрия

Психолог

педагог

координатор

январь

диагностика умения применять изученные нормы орфографии и пунктуации

Выявление детей с трудностями усвоения правописания

Тематические срезы по изученному материалу

Завуч,

педагог

Диагностика пространственного мышления

прогноз трудностей усвоения табличного умножения и деления

прогрессивные матрицы  

Д. Равена

Психолог

педагог

Во вторых классах актуальными становятся диагностика коммуникативных способностей. Применение математических методов анализа полученных данных (статистическая обработка, корреляционный анализ) позволило установить, что успеваемость на уроках письма тесно взаимосвязана с социометрическим статусом ребенка в классе. Конфликтные, гиперактивные дети хуже усваивают орфограммы, часто допускают ошибки на пропуск и замену букв. Одна из причин – неумение контролировать не только во время учебной деятельности на уроке, но и на перемене, в общении с детьми. Диагностика умения применять изученные нормы правописания необходима во втором классе в связи с возрастанием объема письма в тетрадях, появлением творческих письменных работ. Проведение тематических срезов педагогами позволяет установить, насколько соответствует навык письма тем видам заданий, которые выполняют школьники, как происходит процесс усвоения законов языка.

Диагностика пространственного мышления. Очень часто в первых – вторых классах наблюдается высокая активность у детей «вербалов» с развитой речью, в то время как «визуалы» остаются в тени. Педагогу важно знать о потенциальных возможностях ребенка, которые по разным причинам не всегда раскрываются во время учебной деятельности. Результаты выполнения заданий позволяют прогнозировать успешность освоения табличного умножения и деления.

Оказание помощи детям

Таблица 6

проблема

организация помощи

участники

Низкий уровень коммуникативных способностей

1. Проведение тренингов по программе «Уроки общения»

Психолог, педагог

Низкий уровень умения применять изученные нормы правописания

1. Консультирование педагога класса и родителей

Педагог, психолог

2. Направление на консультацию к логопеду

Педагог

3. Индивидуальные занятия по ликвидации пробелов

Педагог

Низкий уровень пространственного мышления

1. Консультация педагога. Прогноз трудностей усвоения табличного умножения и деления

Психолог,

Педагог

 2. Проведение семинара для педагогов «Особенности пространственного мышления младшего школьника, связь с успеваемостью»

Психолог

3. Занятия по развитию пространственного мышления

Психолог

Курс игровых занятий – результат совместной творческой работы педагога и психолога, поэтому он решает задачи психолого-педагогического сопровождения. Психолог и педагог вместе ведут наблюдение за динамикой отношений между детьми не только на занятиях, но и на уроках, переменах, прогулках. Совместное проведение занятий повышает их эффективность. Повторная диагностика коммуникативных умений проводится в 4-м классе. Это позволяет провести сравнительный анализ, увидеть динамику.

Психолого-педагогическая диагностика навыка чтения учащихся 3-4 - х классов.

Таблица 7

месяц

класс

Тема

цель

методика

участники

1

2

3

4

5

6

ноябрь

3 класс

диагностика понимания прочитанного

определение читательских возможностей

тест Эббингауза

реконструкция предложений (в интерпретации Л.А. Ясюковой)

Психолог, педагог

4 класс

диагностика понимания прочитанного

определение читательских возможностей

Психолог, педагог

Диагностика понимания прочитанного является одним из компонентов диагностики навыка чтения. Психолого-педагогическая диагностика включает в себя оценку способа чтения, скорости, правильности и понимания прочитанного. Актуальность диагностики в этот период обусловлена активным становлением познавательного чтения. Третьеклассник уже научился читать, для него главное понимать и осознавать прочитанное. Мы обнаружили, что наибольшую динамику в понимании прочитанного можно наблюдать в период обучения с третьего по четвертый класс. Отсутствие динамики – повод для создания условий развития навыка чтения.

Оказание помощи детям

Работа по совершенствованию навыка чтения учащихся организуется в рамках программы  через различные игры. Их содержание способствует повышению интереса к содержанию заданий, повышению активности, лучшего переключения внимания. Более того, в работе предусмотрена система оценки ребенком собственных усилий и достижений, а также настроения.

        

Таблица 8

Название игры

Вид игры

цель

Условия проведения

1

2

3

4

Молния

Словесная лесенка

Разбуди букву

Коррекционные игры

Коррекция техники чтения

На коррекционных занятиях

Отвечай скорее всем: почему, когда, зачем?

Развивающая игра

Развитие познавательного чтения

На уроках

Лучший читатель

«Речецветик»

Эрудит

Игры-конкурсы

Формирование мотивации успешности

Во внеурочное время

Палочка - отмечалочка

Улыбка

Игры диагностические

На коррекционных занятиях и уроках

Предупреждение проблемы в третьем - четвертом классе позволяет избежать трудности перехода среднюю школу и освоения учебных программ предметов гуманитарного цикла. Для родителей учащихся 3-4 классов проводится лекторий по теме «Как преодолеть трудности чтения».

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 3 - х классов.

Таблица 9

месяц

Тема

цель

методика

участники

1

3

4

5

6

февраль

диагностика пространственного мышления

анализ динамики

тест прогрессивные матрицы

Д. Равена

психолог педагог

Диагностика вычислительных навыков табличного умножения и деления

Проведение тематических срезов

Завуч, педагог

Целью диагностики пространственного мышления является выявление динамики развития ученика за период обучения со второго по третий классы. Это позволяет установить, насколько активно развивается мыслительная деятельность третьеклассников в условиях обучения, выявить причины, тормозящие школьные успехи, использовать эти данные для повышения эффективности обучения. Результаты диагностики соотносятся с результатами усвоения табличного умножения и деления. Нами установлена тесная взаимосвязь между этими показателями.

Оказание помощи детям

Для преодоления трудностей усвоения табличного умножения и деления педагогами на уроках используется игра «Волшебное поле», которая направлена на формирование у школьников представлений о числовом пространстве таблицы Пифагора. Это способствует осмысленному запоминанию таблицы умножения, а не механическому ее заучиванию. Запоминанию таблицы умножения способствует развивающая игра «Шифровальщик»

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 4 - х классов

                                        Таблица 10

месяц

Тема

Цель

методика

участники

1

2

3

4

5

Февраль

диагностика коммуникативных способностей

анализ динамики

методика ДКИШ

психолог

педагог

Март

диагностика памяти

анализ динамики

методика

 Амтхауэра

Психолог

диагностика внимания

тест Тулуз-Пьерона

апрель

диагностика математических лингвистических, способностей (аналогии, абстрагирование)

диагностика гуманитарных, способностей (анализ)

прогноз обучения в средней школе

методика

 Амтхауэра

Педагог  психолог

май

Диагностика школьной мотивации

Анализ динамики

Методика Лускановой

Педагог  психолог

1

2

3

4

5

май

Диагностика усвоения базовых знаний

Анализ готовности к обучению в основной школе

Проведение административных контрольных работ

Завуч, педагог

В 4-х классах психолого-педагогическое сопровождение решает задачи определения готовности школьников к переходу в среднюю школу и вектора познавательного маршрута, выявления математических, лингвистических и гуманитарных способностей. В третьей и четвертой четвертях проводится диагностика по методике Р.Амтхауэра (в интерпретации Л.А. Ясюковой). Несмотря на то, что в этом возрасте (9-10 лет) школьники не показывают явного предпочтения к какой-либо области знаний, все же результаты показывают общую тенденцию по классу в целом и по классу и по каждому ученику. Так одни ученики могут проявлять математические способности (хороший уровень математической интуиции, владения основными вычислительными алгоритмами). Показателями гуманитарных способностей являются хороший и средний уровень логической памяти, понятийного интуитивного мышления, понимания прочитанного. Также по результатам диагностики выявляются дети, которым потребуется психолого-педагогическая поддержка в средней школе. По результатам диагностики в 4-х классах составляется итоговая справка. Учителя, работающие в 4 – 5-х классах, знакомятся с полученными данными, родители приглашаются на консультации.

Продолжается занесение диагностических данных в индивидуальные карты развития учащихся. Здесь же указываются показатели учебной деятельности – умение принимать и анализировать учебную задачу, планировать ход ее решения, контролировать свои действия, оценивать результаты. Ученик начальной школы за годы обучения формирует папку - «портфолио». Творческие работы, грамоты, дипломы, сертификаты, в которых отражаются не только учебные, но и другие достижения позволяют наполнить портрет ученика индивидуальным, личностным содержанием, иллюстрируют развитие интересов, активности.

Родительский лекторий является уже традиционным. Содержание лекций обновляется, при этом существуют и постоянные темы.

  1. Как подготовить ребенка к школе
  2. Что такое школьная адаптация
  3. Домашняя учебная работа младшего школьника
  4. Как преодолеть трудности чтения
  5. Проблемы перехода в среднюю школу
  6. В первый раз в пятый класс
  7. Школьная мотивация младшего школьника и др.

В зависимости от ситуации, запроса лекции могут проводиться, как в отдельных классах, так и для родителей одной параллели, начальной школы. Как правило, после проведенной лекции потребность у родителей в индивидуальной консультации возрастает.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 - х классов

Таблица 11

месяц

Тема

Цель

методика

участники

октябрь

диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках

анализ адаптации

методика «Эмоции на уроках»

Н.А. Кузьминой

Цветовой тест Люшера

Психолог

Педагог

октябрь

Диагностика интересов и склонностей

Анализ интересов, прогноз обучения

Карта проф. направленности

Психолог

Педагог-воспитатель

В 5-х классах основной целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода. Для создания условий адаптации решаются следующие задачи:

  • Ознакомление преподавателей и классных руководителей пятиклассников с результатами развития и обучения. Рекомендации по дальнейшему развитию ученика, его потенциальных возможностей. Это важно, поскольку учитель начальной школы, выпустив детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок, и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста. В средней школе противоречие между возможностями ученика и требованиями, предъявляемыми, к нему возникает из-за того, что содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится у 10-11 летних школьников на начальном этапе своего развития. И это хорошо иллюстрируют результаты диагностики структуры интеллекта по методике Р.Амтхауэра. Другая причина – высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности ученика.
  • Просвещение педагогов, родителей через тематические лектории, семинары, консультации по проблеме возрастных изменений, которые начинаются в подростковый период в связи с началом полового созревания.
  • Изучение эмоций, активности, работоспособности на уроках и оказание психолого-педагогической поддержки.
  • Дальнейшее развитие индивидуальных познавательных способностей, активности, интересов, творчества на основе данных «Карты развития» и «портфолио».

Итак, в ходе психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы были установлены периоды обучения, во время которых наблюдается наибольшая динамика развития тех или иных психических процессов, ее соотношение с успеваемостью. Выявлены факторы и условия, значимые для развития и обучения. С учетом этого были определены приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения, направленные на раскрытие потенциальных возможностей ребенка на разных этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...