Перспективы «Шахматного всеобуча» в Московской области
статья на тему
Рассмотрены особенности проекта «Шахматный всеобуч», вводимого в настоящее время в начальной школе Московской области. Предложены пути развития этого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективы «Шахматного всеобуча» в Московской области | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективы «Шахматного всеобуча» в Московской области
В 2016-17 учебном году в Московской области вводится обязательное преподавание шахмат в начальных классах каждой школы в рамках внеурочной деятельности. Не обошло это новшество и наш город Жуковский.
Достоинства этого нововведения неоспоримы: школьный шахматный всеобуч знакомит большинство первоклассников с азами этой прекрасной игры, дети даже по итогам первого года обучения осваивают правила шахмат, изложенные в нормативных документах Российской Федерации, и получают возможность организовать свой шахматный досуг. Но на этом достоинства проекта "Шахматы в начальной школе" в том виде, в котором он вводится в настоящее время, по моему мнению, завершаются. Поясним это утверждение.
Привлекательность шахмат для интеллектуального развития детей очевидна. Она проявляется в следующем:
1) Шахматы развивают "интеллектуальную выносливость", шахматист любого возраста сохраняет внимание на протяжении любого школьного урока;
2) Шахматы развивают внимательность, поскольку выиграть хочет каждый, а для шахматных побед просто приходится стараться быть внимательным;
3) Шахматы развивают умение находить выход из нестандартных ситуаций - именно этим, в основном, занимаются партнёры во время шахматных баталий;
4) Шахматы воспитывают характер, поскольку для достижения победы надо постоянно во время партии преодолевать сопротивление партнера;
5) Шахматы развивают абстрактное мышление, поскольку без обобщения собственного шахматного опыта и опыта, накопленного другими шахматистами, невозможно повысить практическую силу своей игры;
6) Шахматы являются элементарным введением в теорию управления и в общую теорию игр, доступным для детей с возраста 3-4 года, что потом очень может пригодиться при выборе оптимальной жизненной дороги на перепутье.
Наверно, есть еще преимущества вовлечения детей в шахматы, но для нас они менее значимы. Вы спросите - а где же развитие логики через шахматы? А дело в том, что развивать логику посредством шахмат - это как ехать из Жуковского в Москву через Владивосток. Вы можете не согласиться. Тогда мы приведем в пример любого квалифицированного шахматиста и будем утверждать, что в его игре логики не больше нескольких процентов. Мы сравниваем процесс игры в шахматы с процессом поиска грибов, и находим в этих процессах больше общего, чем различий. В одном и том же "грибном" лесу ищут грибы толпы людей, а набирают полные корзинки совсем немногие. Проблема грибника - увидеть гриб, а не вычислить его местонахождение с помощью логических конструкций. Так же и в шахматах. Для развития логики есть много более эффективных способов - решение ребусов и головоломок, решение дополнительных нестандартных задач по математике и другие хорошие методики.
Раньше все перечисленные задачи развития ребенка решались на занятиях шахматных кружков Центров детской работы и секций в Спортивных школах. Те дети, которые сами ставили задачу научиться играть в шахматы, и те, которым ставили эту задачу родители, имели возможность бесплатно проходить уроки шахмат под руководством опытных тренеров, причем тренер должен был иметь спортивную квалификацию не слабее первого разряда по шахматам. В добрые старые времена в нашем Царстве-Государстве каждое муниципальное образование должно было организовывать доступные всем детям занятия в этих шахматных кружках и секциях. Дети посещали шахматные занятия в удобное им время (это - с 16.00 до 19.30) в удобные им дни, и поэтому обучение шахматам шло максимально эффективно относительно возможностей каждого ребенка. В те времена никто и не заикался о "шахматной внеурочке" - она была просто не нужна. Если школа хотела преподавать на своей территории шахматы, то она организовывала эффективные кружковые занятия по этой тематике.
В настоящее время у школ, в основном, нет возможности организовать эффективный шахматный кружок по причине отсутствия необходимых для этого денежных средств и наше родное Образование пытается заменить шахматный кружок шахматной внеурочкой (с целью экономии, как я понимаю, - на одного ребенка приходится теперь не 4-12 часов занятий в неделю, как раньше, а одно-два занятия). Принципиальная разница между кружком и внеурочкой - то, что внеурочка проводится по классам, а на кружок могут ходить дети из разных классов базовой школы. Мы сами ведем внеурочку в школе, и нам советуют брать интересующихся детей на занятия в другие классы, чтобы эти дети закрепили шахматные навыки. Но этот путь встречает непреодолимую преграду. В хороших школах, обычно, не хватает классов и нет возможности выделить отдельный кабинет под шахматную внеурочку, поэтому приходится работать в основных помещениях начальных классов, а учителя, ответственные за эти помещения, спрашивают: "Зачем мне чужие дети?" Так и остается в школе каждому ребенку по одному часу шахматных занятий в неделю. Это в 4 - 12 раз меньше, чем оптимальное для ребенка количество занятий. Что кроме логики можно потренировать у детей в рамках этого шахматного проекта? О развитии тех шести главных шахматных умений, которые выделены в настоящей работе выше, школьной внеурочке приходится только мечтать по причине нехватки времени на преподавание.
Есть еще один важный негативный момент по шахматной внеурочке против шахматного кружка: шахматы - игра интеллектуальная и шестым, седьмым или восьмым уроком преподавание шахмат, по нашему мнению, является преступлением перед детьми.
Существует еще один принципиальный недостаток шахматной внеурочки в том виде, в котором ее вводят в настоящее время, - низкая квалификация преподавателей. Одной только шахматной внеурочкой квалифицированный шахматист себе на жизнь не заработает, поскольку работать он будет по рабочим дням с 13.00 до 15.00, а если он захочет еще и заработать на прокорм себя и своей семьи, то он вынужден будет найти более серьезную работу, которая войдет в конфликт с желанием образовывать школьников в шахматном плане. Поэтому появляются в школах "Методические указания для учителей-шахматистов", в соответствии с которыми педагоги, работающие уже в школе, учат детей правилам шахматной игры.
Представьте себе, что мы в следующем учебном году введем в школах "музыкальную внеурочку" и обучим преподавателей начальных классов учить детей игре на фортепиано. Что получится? Кто не в курсе - дети, у которых не поставлена рука, скорее всего, заработают "музыкальную профнегодность". Так же и в шахматах.
А дальше в шахматной внеурочке будет еще хуже. Если с шахматной программой первого класса преподаватели начальных классов, скорее всего, справятся, как и с программой второго класса, которую собираются ввести в 2017-18 учебном году, то, начиная с третьего класса, процесс школьной шахматной внеурочки должен зайти в тупик, поскольку учителя шахмат для третьеклассников должны понимать практические шахматы на уровне второго спортивного разряда, и в Российской Федерации просто не найдется столько квалифицированных шахматистов - бездельников, которые смогут закрыть все школы, ведя преподавание по рабочим дням с 13-00 до 15-00 (требование внеурочки). Возможно, организаторы "Шахматного всеобуча" в Московской области надеялись на использование во время уроков электронного учебника и электронной рабочей тетради, но для этого у каждого учащегося на парте должен стоять ноутбук или, как минимум, лежать планшет с установленными на них электронным учебником и электронной рабочей тетрадью. Но если у школы нет средств на организацию обычного шахматного кружка, то что говорить об индивидуальном ноутбуке или планшете для каждого первоклассника?
Есть еще один очень важный момент против "шахматной внеурочки" в классах, начиная с третьего. В возрасте девяти лет дети уже распределяются по интересам, и шахматная внеурочка в этом возрасте вступает в конфликт с творческими интересами большинства детей, в отличие от организации обучения в шахматных кружках после 16.00. В результате дети старше девяти лет в большинстве не ходят на шахматную внеурочку, либо занимаясь другими видами дополнительного образования, либо занимаясь шахматами в шахматных кружках и спортивных секциях.
В общем, как сказал однажды один из руководителей нашего Государства, хотели, как лучше, а получается, как всегда. Подводим итог сказанному: проект "Шахматная внеурочка" в Московской области без организации дополнительных шахматных занятий зайдет в тупик. А выход, по моему мнению, есть. Этот выход - организация обязательных для каждого муниципального образования бесплатных шахматных занятий в центрах внешкольной работы и в спортивных школах в объеме, достаточном для шахматного развития всех детей, заинтересовавшихся шахматами на "шахматной внеурочке". Власти многих районов Московской области сами это понимают и всемерно развивают дополнительное бесплатное детское шахматное образование не только в школах, но и посредством шахматных кружков. Но в настоящее время, в отличие от школьных шахмат, финансирование детских шахмат из муниципального бюджета не является обязательным. В нашем городе, например, существует множество хозрасчетных шахматных кружков и ни одного городского бесплатного часа для занятий со школьниками. Последние 8 бесплатных шахматных часов в неделю директор Центра детского творчества г. Жуковского Е.И.Походенко ликвидировала в сентябре 2016 года.
Можно ли обязать администрацию отдельно взятого города (например, г. Жуковского) организовать бесплатные городские шахматные занятия с детьми, если местные власти говорят, что нет денег? Ответ местных властей не является логичным, поскольку в этом случае город стал бы банкротом. Просто власти города должны принять, что на шахматный всеобуч надо тратить не только федеральные, но и местные деньги - иначе этот проект просто умрет в течение трех лет. И только таким путем мы можем дать всем нашим детям возможность получить от обучения шахматам все те преимущества в развитии детей, которые это обучение предоставляет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматному всеобучу «Шахматы - школе». (2 класс)
В данном документе содержится рабочая программа по шахматам в школе для 2 класса....
Календарно - тематическое планирование "Шахматный всеобуч"
Второй год обучения...
Рабочая программа "Шахматный всеобуч" 2 класс
Первый год обучения...
Рабочая программа "Шахматный всеобуч" 3 класс 2 год обучения
Рабочая программа содержит учебный план, содержание, ктп...
Содержание закона Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» от 26.11.09г.
Информация для родителей о Законе МО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в МО" от 26.11.2009 г....
"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация
quot;Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация...
Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных на высшую квалификационную категорию
Приложение 1 к приказу Министерства образования Московской области от 14.11.2018 № 3018 СПИСОК педагогических работников муниципальных образовательных организаций в Московской области, аттестованных н...