Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе
консультация на тему
Данный пакет методик будет хорошим ориентиром для учителей, воспитателей, психологов в построении своей диагностики УУД в начальной школе. Методики просты в применении и в обработке результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dianostika_uud.doc | 46.5 КБ |
prez.na_seminar_nach.kl_.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохорская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
на районный семинар учителей начальных классов
«Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе»
Подготовила: Гомбоева И.Б.,
учитель начальных классов
МБОУ «Хохорская СОШ»
Хохорск, 2015
Начальная школа пятый год реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
(Слайд 2)Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Невозможно измерить новые результаты только старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы. Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.
Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика
(Слайд 3)Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы каждой школы. На основе программы формирования УУД составляются программы мониторинга.
(Слайд 4)Основная идея проведения мониторинга заключается в том. Чтобы обеспечить управление формированием и развитием индивидуальности школьников в процессе обучения. Сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и обоснованным.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и выработка коррекционной программы педагогической и учебной деятельности, способствующей оптимальному развитию индивидуальности школьника
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
На втором этапе проведение диагностического обследования, обработка и анализ данных.
На заключительном этапе выработка рекомендаций, планирование следующих диагностических исследований.
(Слайд 5)Возможности мониторинга
- возможности отслеживания динамики развития индивидуальности;
- получение учителем представления о каждом из обучающихся;
- возможность успешной дифференциации обучения;
- определение зоны ближайшего развития;
- конструирование специально коррекционно-развивающих занятий и др.
(Слайд 6)Результаты диагностики дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося;
- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.
(Слайд 7)На сегодняшний день предложена масса диагностических методик. Перед учителем стоит теперь другая задача – какие методики использовать в своей работе, и чтобы выбранные методики были достоверны, занимали минимум времени в проведении и обработке результатов, а также учитывалась возможность массового проведения данных методик.
Хочу предложить вам ряд методик для мониторинга и диагностики УУД:
Диагностика личностных УУД:
Лесенка» (1- 4 класс).
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3 - 4 класс.)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Регулятивные УУД.
1. «Рисование по точкам (1 класс)
2. Корректурная проба (2- 4 классы)
Познавательные УУД
1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
2. Выделение существенных признаков (2 класс).
3. Логические закономерности (3 класс).
4. Исследование словесно - логического мышления (4 класс).
Коммуникативные УУД
Узор под диктовку.
«Рукавички».
«Левая и правая стороны»
«Совместная сортировка»
«Дорога к дому»
«Кто прав?».
Для примера разберем наглядно методики диагностики регулятивных УУД:
(Слайд 8) 1. Методика "Рисование по точкам".
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 6,5 -8 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. (Слайд 9) Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда.
Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.
Учитель зачитывает инструкцию, в которой сказано, что нужно соединить справа точки так, чтобы получился такой же рисунок. При этом отмечает, что соединять необходимо точки разного цвета, т.е, например красную с красной нельзя или зеленую с зеленой.
Оценка выполнения задания.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).
Кроме того, начисляется по одному баллу за:
1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:
33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
(Слайд 10) Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 8- 10 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
(Слайд 11) Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Данные методики интересны для детей, многие носят игровой характер. Детям не скучно их выполнять.
Таким образом, был представлен минимальный пакет эффективных методик для диагностики УУД в начальной школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.
Материал содержит описание методик, использующихся для диагностики уровня развития УУД в начальной школе....
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.
Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе....
Доклад «Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе»
laquo;Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе»...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....