«Предшкольная подготовка как инновационная педагогическая деятельность»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогических чтениях.
Тема : «Предшкольная подготовка как инновационная педагогическая деятельность»
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Актуальность. Главная цель предшкольной подготовки , на мой взгляд , выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства страха, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников. Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки. Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
|
Поэтому родители ищут формы предшкольной подготовки за пределами детского сада – в школах и других образовательных учреждениях ?
При поступлении в школы родители и учителя сталкиваются с рядом проблем:
- физические, психологические, интеллектуальные перегрузки первоклассников, вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу;
- не сформированы социально-коммуникативные навыки, необходимые для успешного обучения на первой ступени;
В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения первоклассников.
Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников. Одним из путей решения этой проблемы в условиях школы я считаю создание групп предшкольной подготовки.
Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.
На базе МБОУ « Средняя школа №3» мы создали группу предшкольной подготовки «Дошколята».
- Организация работы .
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с сентября по май. Занятия проводятся 2дня в неделю, с 17-30 часов до 19-00часов. Занятия ведет педагог начальных классов, которому предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками. Каждое занятие длится 25 минут. Перерыв между занятиями – 5 минут. В день проводится 3 занятия.
- Учебный план.
Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Пескография» -развитие мелкой моторики ; « Учусь мыслить»- курс на развитие познавательных способностей; "Математические ступеньки"- курс направлен на развитие простейших математических представлений; «Путешествие в страну букв»-на развитие звуко-буквенного анализа.
Результаты освоения программы.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
-распознавать первый звук в словах;
-называть персонажей, основные события;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
-считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
-определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
-ориентироваться в пространстве;
-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;
-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
-классифицировать, анализировать;
-устанавливать логические связи, последовательность действий;
Ребенок получит возможность научиться:
-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
-устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
-присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
-освоение детьми элементарных правил владения пескографией;
-подготовка детей к созданию предметных рисунков.
-более четкие и развитые движения пальцев рук.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без оценки . Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Эти условия способствуют эффективному достижению педагогических целей, а также созданию благоприятного эмоционального психологического климата, способствующего раскрытию способностей, развитию личности ребенка.
Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования.
Успехов Вам, педагоги , в воспитании и подготовке детей к школе!
Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований!
Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника!
Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Инновационная педагогическая деятельность
Инновационная педагогическая деятельность...
Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников
В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...