ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАМОТЕ
проект (2 класс) на тему

Гилемханова Зульфия Зуфаровна

Моделирование проекта «Знакомство учащихся с миром профессий на занятиях по грамоте» обусловлено объективными процессами происходя-щими в современном обществе.

           Одним из важнейших этапов модернизации образования стала профи-лизация школы, оказавшаяся более сложной в практической реализации, чем представлялось вначале.

           На современном этапе общество предъявляет все больше требований к современной  школе в плане образования. Основная педагогическая идея профилизации школы заключается в том, чтобы обеспечить реальную дифференциацию, личностное и профессиональное самоопределения обучаемого в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_profilizatsiya1.docx192.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГРАМОТЕ

D:\_Desktop\ЗУЛЬФИЯ\З.З.эл.портф\ФОТО ЗЗ\DSC_6493.JPG         

Гилемханова Зульфия Зуфаровна

учитель начальных классов   КГУ «Гимназия им. С. Сейфуллина»,

Карагандинская область, г.Сатпаев

I. Значимость проекта

        Умение любить свой труд и ценить чужой – признак цивилизованного общества. Профильное обучение- это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

     Моделирование проекта «Знакомство учащихся с миром профессий на занятиях по грамоте» обусловлено объективными процессами происходя-щими в современном обществе.

           Одним из важнейших этапов модернизации образования стала профи-лизация школы, оказавшаяся более сложной в практической реализации, чем представлялось вначале.

           На современном этапе общество предъявляет все больше требований к современной  школе в плане образования. Основная педагогическая идея профилизации школы заключается в том, чтобы обеспечить реальную дифференциацию, личностное и профессиональное самоопределения обучаемого в образовательном процессе.

Противоречия и проблемы. Следует назвать существенные противоречия выбора профессии: неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся; иногда, незаинтересованность родителей и учащихся, но при  этом желание иметь престижную гарантированную высокооплачиваемую должность.

        Поэтому одной из задач профильного обучения является профориентация. В связи с этим и нужно проводить раннюю профилизацию детей.

Проблема заключается в разрешении противоречия между необходимостью предпрофильного обучения в начальной школе и неразработанностью в настоящее время методики его реализации, соответствующих учебно-методических материалов, учебно-методической литературы, УМК и т.д.

 Таким образом, перед нами встает проблема: существующие организационно - педагогические условия и содержание образования не всегда соответствуют ведущей деятельности школьного периода жизни человека - самоопределению и связанное с ним проектирование и планирование своей индивидуальной траектории. А эти основы должны закладываться именно в начальной школе.                                                             Актуальность проблемы, которую мы сегодня обсуждаем не вызывает сомнений. Несмотря на то, что период ранней профилизации в начальной школе является подготовительным в профильном обучении, он очень важен для школьников. От того, как начнется формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

       В данной работе профилизация рассматривается как комплекс важных психолого-педагогических мероприятий направленных на процесс социализации и профессиональной ориентации учащихся с младшего школьного возраста, с целью формирования первоначального интереса к каким-либо профессиям через уроки обучения грамоте.
    Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Следовательно, регулярная и целенаправленная работа по социализации личности и профориентации должна происходить во время образовательного процесса.

В гимназии сложилась система  профориентационной работы  в начальной школе. Работа в этом направлении является пропедевтической, т.е. предваряющей основную.

       Ранняя профилизация осуществляется за счет интегрирования уроков чтения и письма, проведения тематических “погружений” интегрированного характера, где  материал планируется в виде образовательных модулей.

       Педагог получает возможность изучать способности и интересы учащихся за счет расширения границ предметов.

        Уроки проходят в игровой форме, смена различных видов деятельности позволяет на протяжении всего занятия сохранять интерес к основной теме урока.

                                                                                     II. Цель и задачи проекта

Цель проекта: овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальными представлениями о мире профессий; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности; формирование потребности к саморазвитию, самопознанию, самореализации и самоопределению.

Объект исследования: уроки грамоты  в 1 классе.

Предмет исследования: организация занятий по ранней профилизации обучающихся.

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов будет достигнуто при условии организации регулярных занятий по профилизации, создание образовательного пространства на основе деятельностного подхода.

Задачи проекта:

  • дать общие сведения  о мире профессий , трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
  • формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности; воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда; заложить основы  проектирования и проектной деятельности;
  • способствовать повышению самооценки и уверенности в себе, выработка навыков самопрезентации, как залога успешной деятельности.

Практическая значимость работы: в теоретическом аспекте работа представляет ценность как первое исследование ранней профилизации учащихся посредством уроков грамоты. В практическом плане значимость работы заключается в конкретном материале по ранней профилизации учащихся. Отсутствуют специальные работы, посвященные интегрированному курсу грамоты и миру профессий. Имеющаяся практика осуществления профильного обучения в рамках начальной школы изложена в статьях Аслановой Александры Валерьевны, Андроновой Ольги Владимировны и, частично, в других источниках. Материалы проекта могут представлять интерес для учителей начальных классов с целью создания непрерывной системы развития профессиональных ориентаций и установок детей разного возраста.

Новизна работы заключается в применении комплексных заданий по начальному профильному обучению в современных условиях в рамках уроков грамоты.

III. Этапы реализации проекта

I этап. (I четверть 2015-2016 учебного года).

       Планирование работы. Организация деятельности по профилизации обучающихся.

Разработка интегрированных заданий по курсу грамоты  для 1 класса.

II этап. (II четверть 2015-2016 учебного года).

      Выявление основных проблем по организации ранней профилизации.

III этап. (III четверть 2015-2016 учебного года ).

      Разработка УМК по курсу грамоты для 1 класса. Создание приложений к проекту для обучающихся 1 классов.

IV этап. (IV четверть 2015-2016 учебного года ).

       Обработка материала. Тесты, беседы, анализ продуктов учебной деятельности. Анализ результатов проекта, внутренняя экспертиза, корректировка проекта.

IV. Содержание и механизмы реализации проекта 

4.1. Организационно-методические условия обучения 

      Образовательный процесс в школе дополняется в соответствии с поставленными целями и задачами. План работы формируется на учебный год с учетом мероприятий по профилизации для класса. 

     В 1 классе основным содержанием занятий на  уроках грамоты по профилизации являются следующие микроэтапы:

1. "Эвакация". Происходит беседа, в которой  углубляются, систематизируются имеющиеся знания по теме.                                                                                             

Методы и приемы: "Мозговой штурм" – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы; "Кластер".                                                                                                                       2. "Погружение". Методы и приемы: "Тематические погружения”;  беседы о профессиях с использованием иллюстрированного материала, загадок, стихов, скороговорок  и др.;  знакомство с важными профессиональными качествами, игры и упражнения, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка (отработка важных профессиональных качеств данной профессии), просмотр и обсуждение презентаций, проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ общих целей и взаимодополняющих способностей,  деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.                                                                                                                                              3. "Применение".                                                                                                                            Методы и приемы: выполнение упражнений; работа с деформированным текстом; написание диктантов, изложений и сочинений;  упражнения и задания на развитие функциональной грамотности; портфолио – фиксированное, накопление и система оценивания, самооценивания и оценивания индивидуальных достижений.

 4.2 План введения ранней профилизации

Подтема урока

Номер страницы букваря

Тип профессии

1

Вводная беседа. Воспитатель. Учитель.                       Работники детского сада и школы.

с.5.  

«Ч - Ч»

2

Экскурсия по школе: столовая, библиотека (их работники). Кто поддерживает чистоту?

«Ч - Ч»

3

Водитель. Беседа "Профессии наших родителей".

с.6

«Ч - Т»

4

Пастух. Чабан.

с. 7( 45, 114)

«Ч - П»

5

Музыкант. Акын. Сказитель-

с.8. ( с. 67, 94)

«Ч - ХО»

6

Писатель.

с.9.  (с. 13, 33, 75, 143, 158).

«Ч - ХО»

7

Работники зоопарка.

с. 10. (93)

«Ч - П»

8

Кто делает игрушки?

с.14

«Ч - Т»

9

Машинист.  

с.23

«Ч - Т»

10

Исполнитель. Вокалист.

с.27.  

«Ч - ХО»

11

Доктор. Врач. Медсестра.

с.29.  

«Ч - Ч»

12

Беседа  о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся.

«Ч - Ч»

13

Птичница.

с.31.

«Ч - П»

14

Художник.

с.38. (с. 69, 116)

«Ч - ХО»

15

Продавец.

с.42.

«Ч - Ч»

16

Овощевод.

с.46. ( 101)

«Ч - П»

17

Артист. Работники цирка. Фокусник с. 124

с.55. (с. 63,

«Ч - ХО»

18

Лесовод.

с.62.

«Ч - П»

19

Фермер.

с.91.

«Ч - П»

20

Лесник.      Лесовод

с.96. с. 100

«Ч - П»

21

Инженер. Сварщик. Электромонтажник.                      Введение в проектную деятельность.  

с.99.

«Ч - ЗС»

22

На Южном полюсе и в жарких странах. (Влияние климата на род деятельности).  

с.106- 107.

«Ч - Ч»

23

Профессии типа             «Человек - Человек»

«Ч - Ч»

24

Ах и Ох. Работа над характером. "Календарь настроений".

с.109

«Ч - Ч»

25

Часовщик.                          

с.112                                          

«Ч - Т»

26

Ветеринар.

с.121( с.148)

«Ч - П»

27

Эколог. Красная книга.

с.123.

«Ч - П»

28

Группы профессий.

                                                       

«Ч - П»

29

Швея.

с.138.

«Ч - ЗС»

30

Телефонист.

с.144.

«Ч - ЗС»

31

Радист. (Азбука Морзе- готовим шифровку).                              

                                                       

«Ч - ЗС»

32

Поэт. М. Алимбаев.

с.157.

«Ч - ХО»

33

Составление словаря профессий

«Ч - ХО»

V. Ожидаемые результаты проекта

* Создана система ранней профилизации в школе.

* Апробировано качество интеграции.

* Отдельные темы на предпрофильной ступени рекомендуется разрабатывать и реализовать в форме проектной и исследовательской деятельности.

* Ученики обладают индивидуальной образовательной активностью.

* В процессе освоения предложенных заданий  формируется накопительная качественная оценка создаваемых учащимися продуктов в виде портфолио (портфеля личных достижений), которое позволяет объективно судить об их способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.          

* По результатам опроса, который проводится в начале и в конце учебного года, дети приобретут представления о разнообразном  мире профессий (более 50 профессий), навык ролевых  взаимодействий в учебном коллективе, станут увереннее себя вести.

* В начальной школе закладываются основы  проектирования и проектной деятельности.  Учитель используют активные методы обучения – игровые методы, методы проектов, исследовательские и проблемные методы  при преподавании. Все они  благоприятно влияют на развитие личности и  на подготовку к профилизации  учащихся.

 * Обучение грамоте с акцентом на мир профессий позволяет эффективно и системно вести работу по ранней профилизации.

  * Профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы.

 

       В данной работе представлен лишь один аспект ранней профилизации учащихся посредством занятий по грамоте. 33 темы на год, причем тема является не только подтемой урока, но и центральной темой недели. 33 темы на год, причем тема является не только подтемой урока, но и центральной темой недели.

     В целом, эта работа ведется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности: и на уроках по грамоте, и на кружках "Развитие речи", "Чтение с увлечением", "Занимательная математика", и в группе продленного дня.       Некоторые темы занятий являются сквозными для всех четырех лет обучения в начальной школе, но наполняются новым содержанием.

       Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

В дальнейшем по портфолио планируется проект "Маркетинг личности".

        Литература и источники:

1. "Мир профессий"

2. Гилемханова З.З Экспериментальная программа "Мир профессий".

3. http://nougazprom.mskobr.ru/files/Iluchina.pdf

4. http://eurekanext.livejournal.com/217276.html

5. http://pandia.org/text/78/474/59768.php

VI. Приложение1. Перспективный план по профориентационной работе на уроках грамоты  1 класс

Образовательный модуль № 1 «Человек - Человек»

Задачи: дать общие сведения  о профессиях типа "Человек- Человек" , трудовой деятельности людей, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.

Месяц

Тема занятия

Форма проведения

Вид задания

                         

                                                           Девиз : "ПЛИ: просто, легко, интересно"

1

Вводная беседа. Воспитатель. Учитель.                       Работники детского сада и школы.

с.5.  

Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра. Учитель, библиотекарь. Составление предложений.

2

Экскурсия по школе: столовая, библиотека (их работники). Кто поддерживает чистоту?

Устные рассказы детей после экскурсии.                       Аукцион "Мир  профессий".

- Кто больше назовет профессий.

- Как их можно сгруппировать?

3

Доктор. Врач. Медсестра.

с.29.  

Составьте схемы слов, выделите в них звук "а". Спиши. Раздели слова для переноса.

4

Продавец.

с.42.

(Связь с экономикой)                                      - Где были куплены томаты, фрукты, посуда, торт, мебель?  - В каких магазинах?                      - Кто работает в магазине? Составьте схему этого слова.

5

Беседа  о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся.

- В какие кружки, секции, студии  вы ходите?                                      - Кто ведет в них занятия? (Хореограф, преподаватель, тренер). Проговорим эти слова по слогам, а теперь быстрее... Поставьте ударение в этих словах.

6

Ах и Ох. Работа над характером. "Календарь настроений".

с.109

Однажды пришел Ах в гости к Оху и говорит... Продолжите рассказ. - Что вы можете сказать о характере Оха, а Аха? А важно ли уметь работать над характером? Для чего? (Рассказ о работе над характером великих полководцев).Если вам придется работать с людьми, а у вас плохое настроение, как с этим быть? (Приемы релаксации).

7

На Южном полюсе и в жарких странах. (Влияние климата на род деятельности).  

с.106- 107.

- Влияет ли климат на то, чем занимаются люди? (Климат должен учитываться при строительстве, при работе транспорта, но особенно он важен для сельскохозяйственного производства, для которого является одним из важнейших ресурсов).На Южном полюсе возможно только овощеводство в закрытом грунте. Почему? Люди каких профессий там могут работать? А чем можно заниматься там, где очень жарко? Можно выращивать разнообразные  культуры: от льна-долгунца до чая, от подсолнечника и сахарной свеклы до риса и сои..

8

Профессии типа                                       «Человек - Человек»

Профессии типа "Человек- человек". Выбери правильный вариант  расположения слов по алфавиту: учитель, воспитатель, няня, продавец, врач, медсестра, гувернер, проводник, участковый инспектор, юрист, официант.

Соотнеси карточку с группой:

1. связаны с обучением и воспитанием;  2. связаны с медициной; 3. связаны с правовой защитой; 4. связаны с бытовым обслуживанием.

Материал для учителя

Склонности и предпочтения:

обслуживание людей;

занятие лечением;

обучение;

воспитание;

защита прав и безопасности;

управление людьми;

легкость знакомства и общения с новыми людьми;

умение внимательно выслушивать людей;

умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Выраженные способности:

развитые коммуникативные способности;

эмоциональная устойчивость;

быстрая переключаемость внимания;

эмпатия;

наблюдательность;

организаторские способности.

                       Образовательный модуль № 2       «Человек - Природа»

Задачи: дать общие сведения  о профессиях типа "Человек- Природа" , формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;

Месяц

Тема занятия

Форма проведения

                                                          Девиз : "ПЛИ: просто, легко, интересно"

1

Пастух. Чабан.

с. 7( 45, 114)

Спиши красиво.

                               - Кто такие Пушок и Шарик?

- Люди каких профессий занимаются животными?                         -Каких животных пасут чабаны?

2

Работники зоопарка.

с. 10. (93)

- Бывали ли вы в зоопарке? -Кто в них находится?                 - Для чего они нужны?  -Люди каких профессий там работают?                                                                                                 Догадайся,  какие слова пропущены.

ЗАПОМНИ: ЗаЯц

  Пус.

У Пуса пушистый , длинные ,   серая .    Пус всех боится. Он (какой?) _______

3

Птичница.

с.31.

- Как вы думаете, чем занимаются птичницы? А где? Составь текст.

Соотнеси текст  с группой профессий.

"Человек- художественный образ"

"Человек- природа"

"Человек- знаковая система"

4

Овощевод.

с.46. ( 101)

- Чем занимаются овощеводы? Влияет ли количество снега для урожая овощей? Как вы понимаете выражение "снежное покрывало"?

Укажи слова, которые обозначают действия предметов:

                              1                                  2

Снежное покрывало все поле покрывало.

                                 3                                   4

    Ведро дало течь, и вода стала течь.

                       5                                     6

 Затопили печь, чтобы пироги печь.

                                       7                                     8

  Была Катюша запевала, она все песни запевала.

5

Лесовод.

с.62.

- Как вы думаете, чем занимаются лесоводы?                    Спиши. Раздели слова по слогам.

- А какие девевья нужно рубить? Для чего?

6

Фермер.

с.91.

- Как вы думаете, кто такой фермер? (Специалист по уходу за растениями и животными).

7

Лесник.      Лесовод

с.96. с. 100

- Чем вы думаете занимаются лесники и лесоводы? За что они отвечают на своей работе? Выбери из текста  слова, которые обозначают действия предметов:

 1         2                3               4            5         6                7              8         9

Настала зима. Пушистый снег укрыл землю. На  окнах мороз                  10                      11       12    13      14     15               16       17              

нарисовал узоры. В саду стоит столик    для   птиц.

  18        19        20             21     22           23

 Катя сыпала корм. Птицы клюют зерна.

8

Эколог. Красная книга.

с.123.

- Что вы знаете о Красной книге? А чем, по вашему мнению занимается эколог?

9

Ветеринар.

с.121( с.148)

Профессии типа "Человек- природа".                                           - Какие профессии вам знакомы? А как вы думаете, чем занимается...

Есть ли здесь слова без мягких согласных звуков:

                1) геолог                   4) зоотехник                

                2) лесовод               5) овощевод              

                3) ветеринар          6) фермер                  

10

Группы профессий.

                                                       

Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой» (милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д)

Материал для учителя

В основе этих профессий лежит работа с природными объектами и явлениями. 
Связаны:

с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

ухаживать и наблюдать за животными;

разводить растения или животных;

заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

бороться с болезнями, вредителями;

выращивать овощи и фрукты;

ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Выраженные способности:

наблюдательность;

склонность к систематизации;

устойчивость внимания;

потребность в двигательной активности.

 

                               Образовательный модуль № 3  «Человек - Техника»

Задача: дать общие сведения  о профессиях типа "Человек- Техника" , воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда; заложить основы  проектирования и проектной деятельности;

Месяц

Тема занятия

Форма проведения

                                                          Девиз : "ПЛИ: просто, легко, интересно"

1

Водитель. Беседа "Профессии наших родителей".

с.6

- Ребята, кем работают ваши родители? - А у кого папа работает водителем? Расскажи о профессии папы.

Составьте по картинке предложения. Разделите слова по слогам.

Водитель троллейбуса подъезжает к "зебре". Опасно переходить дорогу? Осторожно! Переходи дорогу внимательно!

2

Кто делает игрушки?

с.14

                       Профессии типа "Человек-  Техника".

Укажи слова с ударением на первом слоге:

1. механик                              4. водитель                                    

2. монтер                                5.швея                                

3. токарь                                                            

3

Машинист.  

с.23

Профессии типа "Человек- Техника".

Укажи слова, в которых не ставится знак ударения::

1. инженер                                4. токарь                                    

2. сварщик                                5. швея                                      

3. водитель                               6. электромонтёр                          

4

Часовщик.                          

с.112                                          

Вставь пропущенные буквы.

учит...ль               п...вец      

в..т..ринар           т...л...фонист        

докт...р                 шв...я

Соотнеси каждый столбик с группой профессий.

"Человек- художественный образ"

"Человек- природа"

"Человек- знаковая система"

Материал для учителя

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами. 

Связаны:

с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

придумывать новые способы деятельности;

самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения.

Выраженные способности:

технический склад ума; пространственное воображение;

склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость.

                      Образовательный модуль № 4  «Человек – Знаковая система»

Задача: дать общие сведения  о профессиях типа "Человек- Знаковая система", более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.

Месяц

Тема занятия

Форма проведения

                                                            Девиз : "ПЛИ: просто, легко, интересно"

1

Инженер. Сварщик. Электромонтажник.                      Введение в проектную деятельность.  

с.99.

Выпишите словосочетания:

Построить, красивый дом, вы хотите

сварщик, электромонтажник; дизайнер, инженер; вам нужны;  для этого.

Составьте предложения.                                                      Рассказ учителя о целях и задачах проекта.

2

Швея.

с.138.

Профессии типа "Человек- знаковая система".

3

Телефонист.

с.144.

- Люди какой профессии связаны со звуковыми сигналами?                                                                           Назовите профессии, которые оканчиваются на            - ист

4

Радист. (Азбука Морзе- готовим шифровку).                              

                                                       

- Как вы думаете чем занимается радист? Сегодня мы постараемся, как радисты, писать шифровки.

Материал для учителя

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. 
Профессии, связанные:

с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

с чертежами, картами;

со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

обрабатывать тексты и таблицы;

производить расчеты и вычисления;

перерабатывать информацию;

работать с чертежами, картами и схемами;

принимать и передавать сигналы и сообщения;

хорошо считать в уме;

оперировать знаками и символами;

Выраженные способности:

способность к математике;

развитое абстрактное мышление;

высокая устойчивость внимания;

склонность к общению;

аккуратность и усидчивость.

                          Образовательный модуль № 5  «Человек – художественный образ».

Задача: дать общие сведения  о профессиях типа "Человек- Художественный образ", способствовать повышению самооценки и уверенности в себе, выработка навыков самопрезентации, как залога успешной деятельности.

Месяц

Тема занятия

Форма проведения

                                                            Девиз : "ПЛИ: просто, легко, интересно".

1

Музыкант. Акын. Сказитель-

с.8. ( с. 67, 94)

- Что вы знаете о музыкантах, акынах? (Показ книги из серии "Сен бiлесiн бе?" об акынах).              - Кто такой сказитель? (рассказчик, певец (былин, народных сказок).

2

Исполнитель. Вокалист.

с.27.  

Закончи фразу.

Исполнитель- это певец, который ... музыкальные произведения. Вокалист- это тоже самое, что и ... .

3

Художник.

с.38. (с. 69, 116)

Допиши предложение.

Соотнеси предложения  с группой профессий.

"Человек- художественный образ"

"Человек- человек"

4

Артист. Работники цирка.

с.55. (с. 63, Фокусник с. 124)

Укажи слова, в которых пропущена безударная буква о:

1.  ж...нглёр

2. экв...либрист

3. ф...кусник

5

Поэт. М. Алимбаев.

с.157.

- Чем поэт отличается от писателя? - Каких поэтов вы знаете? - Какие поэты  писали о людях труда?

Укажи слова с безударными гласными:

           «о»                                          «е»

1 м…ряк                                          7. ц…на

2. ч…совщик                                   8. ч…сло

3. кр…новщица                               9. м…чи

- Люди каких групп профессий чаще других используют эти слова?

6

Писатель.

с.9.  (с. 13, 33, 75, 143, 158).

- Каких писателей вы знаете?

7

Составление словаря

Специалист, профессия, ....

Материал для учителя

Труд представителей профессий — «Человек — Художественный образ», а также область их деятельности называют искусством.

Связаны:

с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...)

Склонности и предпочтения:

заниматься художественным оформлением;

заниматься художественным творчеством 
(живопись, скульптура, фотография, кино...);

сочинять (стихи, прозу и др.);

выступать на сцене;

изготавливать своими руками красивые вещи;

петь, играть на музыкальных инструментах.

Выраженные способности:

яркое воображение;

образное мышление;

склонность к творчеству;

гибкость чувств;

специальные способности;

развитость функциональных способностей 
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Приложение 3. Технологии

         В образовательном процессе школы будут использоваться следующие технологии:

    Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. Общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

     Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

     Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы.

    Портфолио – фиксированное, накопление и система оценивания, самооценивания и оценивания с помощью различных экспертов индивидуальных достижений.

Такие технологии обеспечат: индивидуализацию образовательного процесса, преемственность процесса профилизации, формирование базовых компетенций, мотивацию на продолжения обучения, переход к самообразованию.   

Приложение 4. Оценка результатов по профориентации  

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

   Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий. 

Приложение 2. Методы и приемы:

  • Беседа. Предполагает активное обсуждение различных ситуаций учителем и детьми.
  • Наблюдение. Это непосредственное, активное восприятие детьми объектов, с целью установления внешнего строения предметов, их свойств и качеств.
  • Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.
  • Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различным материалом.
  • Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми знаний.
  • Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.
  • Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и так же, как и игровой прием воспитывают интерес к деятельности, помогает учителю обогатить представления детей.
  • Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность ребенка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.
  • Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.
  • Рассказ учителя. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из познавательной литературы, энциклопедий или составлять их самим, используя опыт собственных наблюдений за различными объектами, явлениями.
  • Использование подвижных, пальчиковых  игр, физкультминуток. Они вызывают  интерес к занятию,  направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.
  • Презентация и анализ работ. Развивает у детей умение давать правильную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников.

На уроках применяются такие методы работы как беседа, дидактические игры, элементы психогимнастики, ролевые игры, психологические игры и упражнения. Все они направлены на разностороннее развитие личности ребенка: на развитие  познавательных процессов, на развитие эмоциональной сферы ребенка и основное внимание уделяется  развитию коммуникативных  навыков, грамматических форм, формированию правил общения в социуме, где дети учатся доброжелательному отношению  друг к другу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство учащихся с правами ребенка

Процесс воспитания всегда был неотъемлемой частью уроков всех предметных дисциплин. Считаю, что знакомство учащихся 1-го класса с правами детей через урок обучения грамоте  -  эффектив...

Знакомство учащихся с общей схемой исследовательской деятельности

Для того чтобы познакомить детей с методикой проведения собственных исследований, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия. Поэтому на первых трениро­вочных занятиях лучше ориентир...

Знакомство учащийся с правилами Английского этикета

цель: познакомить учащися с правилами и традициями английского этикета, как за столом в гостях, так и в общественных местах....

Конспект дистанционного занятия "Знакомство с животным миром"

Как нарисовать животный мир? Учимся рисовать просто, легко, поэтапно ...

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся младших классов в период обучения грамоте на логопедических занятиях.

Развитие фонематического слуха учащихся очень важная составляющая успешного овладения навыками грамотного письма и правильного чтения. Развитие фонематического слуха и восприятия через игру, позволяет...

Знакомство с окружающим миром в рамках занятий в группе продленного дня.

Большими возможностями в группах продленного дня  обладают экскурсии и прогулки. Они могут значительно расширить кругозор обучающихся,  пробудить у них глубокое  понимание окружаю...