Знакомство учащихся с правами ребенка
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Процесс воспитания всегда был неотъемлемой частью уроков всех предметных дисциплин. Считаю, что знакомство учащихся 1-го класса с правами детей через урок обучения грамоте - эффективный путь формирования основ правовой культуры. Привожу фрагмент урока по обучению грамоте:
Работа по учебнику.
- Каждый человек имеет имя. Страна, в которой живёт человек, тоже имеет своё имя, название. Поработаем в учебнике «Азбука» на с. 111. Прочитаем текст. (Ребята читают текст по предложению по очереди.)
- Какие слова в этом тексте написаны с заглавной буквы, но стоят не в начале предложения? Почему? Да, это слова «Земля», «Россия» - название наше планеты и название нашей страны. Страна заботится о своих маленьких гражданах, т. е. о Вас. Поговорим об этом.
- А сейчас физкультминутка. ( Проводится физкультминутка.)
Работа в группах по наглядному пособию «права ребёнка».
- Разделимся на 5 групп. Из моих рук Вы вытягиваете по одной полоске бумаги с буквой. Выбрав полоску с буквой (П, А, О, Р, В), Вы рассаживаетесь группами. ( В одной группе оказываются ребята с одинаковыми буквами на полосках.) С буквами составим слово из пяти букв, в котором П – первая, А – третья. (Учащиеся составляют слово «ПРАВО».)
- Ребята, что обозначает слово «ПРАВО»? Каким словом можно заменить данное? ( Дети высказываются.)
-Для чего нужны права, правила, законы? (Дети высказываются.)
- Какие права имеют взрослые люди? (Дети высказываются о том, что взрослые люди имеют, например, право принимать участие в выборах президента и депутатов; выясняем, что взрослым считается человек, достигший 18 лет.)
- Но сегодня мы поговорим о правах детей. Дети – маленькие граждане нашей страны, которые ещё малы и не могут себя защитить. Многие страны и наша страна приняли очень важный документ – «конвенцию о правах ребёнка». Конвенция – договор, по которому несколько стран договорились защищать права детей, и эти права записаны в конвенции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами детей, вашими правами. В конвенции записано такое право: каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство. Скажите, у каждого из Вас это право соблюдено? (Дети высказываются.)
- Вам предстоит серьёзная работа в группах. Каждая группа получит картинку, на которой проиллюстрировано право, но формулировка права закрыта. По картинке попытайтесь выяснить: какое право ребёнка показано на ней? Группа выбирает представителя от своей группы, который высказывает общее мнение группы. (На обсуждение даётся время 2-3 минуты.)
- Итак, выступают по очереди представители групп. Формулировка каждого права начинается словами: каждый ребёнок имеет право… . ( Во время выступления представителей групп роль учителя заключается в том, чтобы оказывать помощь в построении более правильной формулировки права, а затем, открыв написанные на картинках фразы, провести сравнение.
- Ребята, с какими правами детей мы сейчас познакомились? (К доске прикрепляются картинки. Учащиеся озвучивают.)
1.) Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание.
2.) Каждый ребёнок имеет право на отдых.
3.) Каждый ребёнок имеет право на образование.
4.) Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации.
5.) Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.
- Ребята, посмотрите пожалуйста ещё на одну картинку и сформулируйте право ребёнка, которое здесь проиллюстрировано.(Картинка иллюстрирует право ребёнка на жизнь. Дети высказываются, учитель открывает записанное право: каждый ребёнок имеет право на жизнь.)
- Как Вы думаете, какое право самое важное из тех, с которыми мы сегодня познакомились? (Дети высказываются.)
- Каждый из Вас – ребёнок, а значит все права, о которых мы сегодня говорили, Ваши права. Расскажите о своих правах, используя слово «Я». Подумайте, какое право ребёнка Вы бы поставили на первое место? (Дети по очереди проговаривают свои права – это делает личностно-ценностными знания, полученные на уроке.)
Я имею право на жизнь.
Я имею право на имя и гражданство.
Я имею право на полезное и качественное питание.
Я имею право на отдых.
Я имею право на образование.
Я имею право на защиту от эксплуатации.
Я имею право на медицинскую помощь.
Рефлексия.
- Каждый из Вас имеет право и на своё мнение. Начните свою фразу со слов:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я работал…
-Наш разговор о правах детей и взрослых мы продолжим и на других занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ЧЕРЕЗ УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Камашева Л. А.
ГБОУ школа № 97, Санкт-Петербург, Россия
Формирование гражданской идентичности и воспитание основ правовой культуры входит в ряд важнейших личностных планируемых результатов учебно-воспитательной деятельности. У первоклассников процесс познания правовой культуры проходит через поисково-эксперементальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, сочинить. На мой взгляд, важно дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме.
Процесс воспитания всегда был неотъемлемой частью уроков всех предметных дисциплин. Считаю, что знакомство учащихся 1-го класса с правами детей через урок обучения грамоте - эффективный путь формирования основ правовой культуры.
В рамках урока обучения грамоте по теме «Гласная буква Я. Россия – Родина моя» (УМК «Школа России») представляю планируемые образовательные результаты.
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважительного отношения к русскому языку; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных правовых нормах, социальной справедливости; формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение умения работы в группе; овладение умением сравнивать звуковой состав и запись буквами, сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.
Предметные: освоение понятий – право, права ребёнка; совершенствование навыка чтения; развитие фонематического слуха, речи; установление роли новой буквы в русском языке.
Оборудование для урока: демонстрационный материал в виде картинок по теме - права ребёнка на базе «Конвенции о правах ребёнка»; учебник «Азбука» для 1-го класса по УМК «Школа России»; бумажные полоски ( по количеству учащихся в классе), на каждой из них напечатана буква – П, или Р, или А, или В, или О.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и определение темы урока.
- Ребята, сегодняшний урок мы начинаем … с загадки. Отгадайте, что это: тебе дано, а пользуются люди. (Выслушиваются версии, учитель подводит детей к отгадке.)
- Это имя. Давайте ещё раз с Вами познакомимся и услышим наши прекрасные имена. Я – Лариса Александровна,…(Каждый ребёнок по очереди называет своё имя.)
- Сегодня у нас гость, и он знакомится с Вами, ребята. (На доске рисунок мальчика, а ниже подпись: я – Яков.) Почему второе слово написано с заглавной буквы? (Выслушиваются ответы учащихся: слово «Яков» обозначает имя, а имена, отчества, фамилии людей пишем с заглавной буквы)
- Послушайте стихотворение про букву Я.
Буква Я шагает гордо,
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква-слог и слово!
( На доске запись: буква Я – буква-слог и слово)
- Попробуем доказать или опровергнуть эти два утверждения. Начнём с первого утверждения: буква Я – буква-слог. С помощью известного Вам упражнения «ладошка» (тыльная сторона ладони подставляется под подбородок и проговаривается слово; при произнесении гласного звука подбородок заметно опускается) определим количество слогов в слове Яков.(Выясняем, что в слове Я/ков два слога, и первый слог состоит только из одной буквы – буквы я, обозначающей два звука.)
- Молодцы! Первое утверждение доказали. Докажем второе утверждение: буква Я – слово. Какое слово очень часто использует человек, называя себя? (Выслушиваются ответы ребят.) Верно, это слово «я». Составьте предложения со словом «я». (Выслушиваются ответы ребят.) Вы доказали оба утверждения!
- А теперь догадайтесь, какая буква пропущена в словах: То…я, О…я, Ва…я, Ко…я? (Выясняем, что пропущена буква Л, которая обозначает мягкий [л], т. к. Я указывает на мягкость предшествующего согласного звука. Как будут обращаться к ребятам с именами Толя, Оля, Валя и Коля, когда они вырастут? (Выясняем, что будут обращаться полными именами: Анатолий, Ольга, Валентина, Николай)
3. Работа по учебнику.
- Каждый человек имеет имя. Страна, в которой живёт человек, тоже имеет своё имя, название. Поработаем в учебнике «Азбука» на с. 111. Прочитаем текст. (Ребята читают текст по предложению по очереди.)
- Какие слова в этом тексте написаны с заглавной буквы, но стоят не в начале предложения? Почему? Да, это слова «Земля», «Россия» - название наше планеты и название нашей страны. Страна заботится о своих маленьких гражданах, т. е. о Вас. Поговорим об этом.
- А сейчас физкультминутка. ( Проводится физкультминутка.)
4. Работа в группах по наглядному пособию «права ребёнка».
- Разделимся на 5 групп. Из моих рук Вы вытягиваете по одной полоске бумаги с буквой. Выбрав полоску с буквой (П, А, О, Р, В), Вы рассаживаетесь группами. ( В одной группе оказываются ребята с одинаковыми буквами на полосках.) С буквами составим слово из пяти букв, в котором П – первая, А – третья. (Учащиеся составляют слово «ПРАВО».)
- Ребята, что обозначает слово «ПРАВО»? Каким словом можно заменить данное? ( Дети высказываются.)
-Для чего нужны права, правила, законы? (Дети высказываются.)
- Какие права имеют взрослые люди? (Дети высказываются о том, что взрослые люди имеют, например, право принимать участие в выборах президента и депутатов; выясняем, что взрослым считается человек, достигший 18 лет.)
- Но сегодня мы поговорим о правах детей. Дети – маленькие граждане нашей страны, которые ещё малы и не могут себя защитить. Многие страны и наша страна приняли очень важный документ – «конвенцию о правах ребёнка». Конвенция – договор, по которому несколько стран договорились защищать права детей, и эти права записаны в конвенции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами детей, вашими правами. В конвенции записано такое право: каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство. Скажите, у каждого из Вас это право соблюдено? (Дети высказываются.)
- Вам предстоит серьёзная работа в группах. Каждая группа получит картинку, на которой проиллюстрировано право, но формулировка права закрыта. По картинке попытайтесь выяснить: какое право ребёнка показано на ней? Группа выбирает представителя от своей группы, который высказывает общее мнение группы. (На обсуждение даётся время 2-3 минуты.)
- Итак, выступают по очереди представители групп. Формулировка каждого права начинается словами: каждый ребёнок имеет право… . ( Во время выступления представителей групп роль учителя заключается в том, чтобы оказывать помощь в построении более правильной формулировки права, а затем, открыв написанные на картинках фразы, провести сравнение.
- Ребята, с какими правами детей мы сейчас познакомились? (К доске прикрепляются картинки. Учащиеся озвучивают.)
1.) Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание.
2.) Каждый ребёнок имеет право на отдых.
3.) Каждый ребёнок имеет право на образование.
4.) Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации.
5.) Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.
- Ребята, посмотрите пожалуйста ещё на одну картинку и сформулируйте право ребёнка, которое здесь проиллюстрировано.(Картинка иллюстрирует право ребёнка на жизнь. Дети высказываются, учитель открывает записанное право: каждый ребёнок имеет право на жизнь.)
- Как Вы думаете, какое право самое важное из тех, с которыми мы сегодня познакомились? (Дети высказываются.)
- Каждый из Вас – ребёнок, а значит все права, о которых мы сегодня говорили, Ваши права. Расскажите о своих правах, используя слово «Я». Подумайте, какое право ребёнка Вы бы поставили на первое место? (Дети по очереди проговаривают свои права – это делает личностно-ценностными знания, полученные на уроке.)
Я имею право на жизнь.
Я имею право на имя и гражданство.
Я имею право на полезное и качественное питание.
Я имею право на отдых.
Я имею право на образование.
Я имею право на защиту от эксплуатации.
Я имею право на медицинскую помощь.
5. Рефлексия.
- Каждый из Вас имеет право и на своё мнение. Начните свою фразу со слов:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я работал…
-Наш разговор о правах детей и взрослых мы продолжим и на других занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие«Ваши права: права ребенка»
« Ваши права: права ребенка»-доступные материал в интересной форме....
Классный час "Мои права"Внеклассное мероприятие по защите прав ребенка.
Материал можно использовать как для проведения классного часа, так и для открытого внеклассного мероприятия для 4 класса....
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...
Я - ребенок, я имею право. (Конвенция о правах ребенка)
Конвенция о правах ребенка...
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Классный час имеет целью обобщить знания об основных правах ребёнка; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к прав...
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности обучающихся определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами....