Знакомство учащихся с общей схемой исследовательской деятельности
методическая разработка по теме

 

Для того чтобы познакомить детей с методикой проведения собственных исследований, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия. 

Поэтому на первых трениро­вочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко. Мое внимание привлекла методика знакомства учащихся с общей схемой самостоятельных исследований А.И.Савенкова (автора курса «Я – исследователь») на примере темы «Попугай».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ОБЩЕЙ СХЕМОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Н.Н.Житкова

г. Сыктывкар

МАОУ «СОШ№18»

учитель начальных классов

          Не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

        Для того чтобы познакомить детей с методикой проведения собственных исследований, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия.

     Посадим класс в круг так, чтобы дети видели лица друг друга и пространство внутри. Объявим детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Шаг первый - выбор темы.

     Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями - темами будущих исследований.

    Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное. Это будет возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов. Например, мы можем взять тему «Поведение слона» или «Разработка космического корабля для межгалактических полетов», но эти темы не позволят нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты. Поэтому на первых тренировочных занятиях лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко. Мое внимание привлекла методика знакомства учащихся с общей схемой самостоятельных исследований А.И.Савенкова (автора курса «Я – исследователь») на примере темы «Попугай».

Шаг второй - составление плана исследования.

   Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение - небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

   Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации -  «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям.

   Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»

       В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен. После того как, например, кто-то из детей сказал о том, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названо наблюдение или эксперимент, положите рядом карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые окажутся неназванными детьми, на первых порах следует подсказать.

      Опыт показывает, что дети часто называют методы: «Наблюдения», «Эксперимент», «Прочитать в книге», «Посмотреть в компьютере» и даже «Задать вопросы специалисту», но нередко забывают, например, о том, что «надо подумать самостоятельно». На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее - сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре), - не что иное, как план нашего будущего исследования. Далее необходимо сделать план более строгим и последовательным.

   Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

  Необходимо «подвести» детей к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие - «подумать самостоятельно».

Следующий вопрос: «Где еще мы можем узнать что-то новое о попугае?» Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Провести эксперимент».

        Можно немного дополнить арсенал методов, например: «Получить информацию у компьютера», «Позвонить по телефону специалисту» или «Отправить письмо специалисту по электронной почте» и др. Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдет работа. Итак, план проведения исследования составлен.

Шаг третий - сбор материала.

   Найденную информацию надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Но прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать наряду с обычным пиктографическое письмо.

   Обратимся к примерам. Как мы помним, первый из выделенных нами методов - «Подумать самостоятельно».

Например, подумав, приходим к выводу, что наш попугай - «домашняя декоративная птица». Для того чтобы эту идею зафиксировать, нарисуем на листочке изображения домика (или клетки), человечка и попугая.

  Следующая пришедшая исследователям идея, например, такая - «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Нарисуем два овала - один большой, другой маленький. К каждому пририсуем клювы, хвостики и хохолки. И эта идея уже не забудется.

  Затем, подумав, дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав на другом листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, дети могут закрепить для себя идею «о разнообразном, ярком оперении попугаев».

  Необходимо обучать, чтобы ребенок делал эти значки свободно и раскованно. Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

 «Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей нашей педагогической работы.

  Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

 «Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. Способа в этом случае два: можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым. Так же можно подготовить информационные статьи по материалам энциклопедий и предложить прочитать их вслух  читающим детям. Затем помочь зафиксировать новые идеи.

«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом - эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Попугаи не редкость в живых уголках наших школ, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения этой птицы. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

  Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

  Отметим, что у первоклассника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание. Помогите детям сгруппировать то, что они уже имеют. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично - на «одном дыхании».

Шаг четвертый - обобщение полученных данных.

  Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре (на столе) наши пиктограммы так, чтобы их видели все. И начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

      Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Сделать это несложно - надо просто, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте...

  В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая - то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. В этом нет ничего страшного, этот листок откладываем в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.

      Конечно, начать лучше всего с попытки дать определения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Только не следует требовать от ребенка строгого соблюдения правил логики, вполне достаточно и того, что он будет пытаться пользоваться приемами, сходными с определением понятий. Например, такими как: описание, характеристика, описание посредством примера и др.

Шаг пятый – доклад.

      Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение - «Доклад о попугае», опираясь на собранный материал.

      Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

  После выступления исследователей - завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой очень важной части занятия требует особого педагогического мастерства.

Список литературы.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -  Самара: Учебная литература, 2008.
  2. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности

Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"

В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенци...

Развитие УУД учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Статья. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности

В статье рассмотрены возможности связи обучения с жизнью, теории с практикой в системе обучения для устойчивого развития с помощью использования методов проектов, направленных на достижение улучшений ...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...