"Интерактивные методы в обучении и воспитании"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_29.11.12.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»
ДОКЛАД НА ТЕМУ: Интерактивные методы в обучении и воспитании Подготовила: учитель начальных классов Петрова Н.В. с. Полноват 2012 г. |
Важной задачей образовательных учреждений является усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание в решении этой задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания молодежи, которые обеспечивают успешность самоопределения молодежи.
Интерактивное обучение, это – «обучение, погруженное в общение».
Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи:
-содействие более глубокому пониманию учебных материалов;
-развитие навыков комплексного решения проблем;
-содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса;
-развитие навыков групповой работы по восприятию согласованного решения (от –
восприятия через навыки общения и конструктивные дискуссии, ролевые игры, имитационные игры, к жизненной практике).
Характеристика интерактивного обучения
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» – взаимный, «act» – действовать.
«Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель – ученик» или «учитель – группа учащихся (аудитория)»
При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом, так и в практическом плане.
- позволяют многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения, овладевать опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
- стимулируют обучающихся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
Важным основанием использования интерактивных методов обучения и воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, способности предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
Применение интерактивного обучения дает конкретному обучающемуся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, освоение нового опыта взаимодействия, развитие толерантности и творческого мышления, возможность самосовершенствования, духовного развития; учебной группе – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства в группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Основными отличиями форм и методов интерактивного обучения
от традиционного являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы;
-создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
-непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
-изменение роли учителя на роль организатора учебного процесса, консультанта;
субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер));
-опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем;
организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;- --
-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т.е. обеспечивает решение обучающих задач;
-обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
-интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.
В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.
-Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:
*взаимодействие учащихся между собой и учителем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности;
*процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение);
*обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
*обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению учащимися ценностных ориентиров, что позволяет преодолеть противоречие между их потребностью в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения.
Виды и формы интерактивных методов обучения и воспитания
К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: *эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач;
*кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий;
*педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др.
Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:
- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;
тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
По типу коммуникации можно выделить
несколько инновационных групп методов и приемов:
1) работа с понятиями – это метод самообучения, при котором обучаемые работают индивидуально, в паре, в группе, взаимодействуют с информацией, где участие педагога минимально;
2) мультимедийная лекция; поиск информации в Интернете или мультимедийных справочниках, работа с интерактивной доской;
3) интерактивное обучение (активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса).
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемых на уроках: «Мозговой штурм», ролевая и деловая игра, дебаты, метод «Синквейна», активное чтение, метод шести шляп, «чтение со стопами», методика сотрудничества («кооперативное обучение»), проектная деятельность и другие.
Использование практических интерактивных методов обучения и воспитания.
Среди разнообразных форм организации учебных занятий в старших классах школы определенное место занимают семинары. Семинар – это один из видов занятий, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить школьникам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм учебной деятельности, предметный и социальный контексты этой деятельности.
Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Цель дискуссии – предоставить каждому ученику возможность практического использования в речи теоретических понятий в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, доказательства или опровержения истинности каких-то высказываний, принятия согласованных решений и т. п.
Интерактивные занятия способствуют углубленному изучению той или иной темы, овладению определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков научного подхода к решению проблем.
Коллективная форма взаимодействия и общения учит школьников формулировать мысли, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор.
Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины.
В практике школы выделяют следующие виды интерактивных семинаров, которые также могут использоваться в старших классах.
Междисциплинарные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах.
Проблемные. Перед изучением раздела курса учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы.
Психолого-педагогические условия организации
интерактивного обучения и воспитания
К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного обучения и воспитания относят: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и учащимися;
демократический стиль преподавания; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, учащихся между собой; опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
В зависимости от форм организации интерактивного обучения и воспитания могут меняться и условия их организации.
Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении и воспитании.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Положительные стороны и отрицательные стороны
интерактивного метода обучения и воспитания.
-Расширение ресурсной базы
-Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно
при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
-Высокая степень мотивации
-Трудности установления дисциплины и ее поддержания
-Максимальная индивидуализация обучения
-Строгий лимит обучающихся
-Акцент на деятельность, практику
-Объем изучаемого материала небольшой
-Широкие возможности для творчества
-Требуется большое количество времени
-Прочность усвоения материала
-Сложность индивидуального оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Интерактивные методы обучения"
В презентации представлен материал для методического обединения...
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.
"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....