"Интерактивные методы в обучении и воспитании"
статья на тему

Петрова Наталья Валерьевна
Важной задачей образовательных учреждений является усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание в решении этой задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания молодежи, которые обеспечивают успешность самоопределения молодежи. Интерактивное обучение, это – «обучение, погруженное в общение». Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: -содействие более глубокому пониманию учебных материалов; -развитие навыков комплексного решения проблем; -содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; -развитие навыков групповой работы по восприятию согласованного решения (от – восприятия через навыки общения и конструктивные дискуссии, ролевые игры, имитационные игры, к жизненной практике). Основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционного являются: -активизация познавательной деятельности учащихся; -самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы; -создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности; -непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися; -изменение роли учителя на роль организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер)); -опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем; организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_29.11.12.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»

   

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Интерактивные методы

в обучении и воспитании

                                   Подготовила:

                                                           учитель начальных классов

                                                                  Петрова Н.В.                                                                                                           

с. Полноват 2012 г.

     Важной задачей образовательных учреждений является усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание в решении этой задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания молодежи, которые обеспечивают успешность самоопределения  молодежи.

     Интерактивное обучение, это – «обучение, погруженное в общение».

Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: 

-содействие более глубокому пониманию учебных материалов;

-развитие навыков комплексного решения проблем;

-содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса;

-развитие навыков групповой работы по восприятию согласованного решения (от –

восприятия через навыки общения и конструктивные дискуссии, ролевые игры, имитационные игры, к жизненной практике).

Характеристика интерактивного обучения

 Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» – взаимный, «act» – действовать.

    «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.  Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель – ученик» или «учитель – группа учащихся (аудитория)»

При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.   

     Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

      Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

      Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.        

      Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом, так и в практическом плане.

- позволяют многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения, овладевать опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;

- стимулируют обучающихся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

        Важным основанием использования интерактивных методов обучения и воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям,  находить выход из кризисных ситуаций, способности предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.

       Применение интерактивного обучения дает конкретному обучающемуся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, освоение нового опыта взаимодействия, развитие толерантности и творческого мышления, возможность самосовершенствования, духовного развития; учебной группе – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства в группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Основными отличиями форм и методов интерактивного обучения 

от традиционного являются:

-активизация познавательной деятельности учащихся;

 -самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы;

-создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

-непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;

-изменение роли учителя на роль  организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником (как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер));

-опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем;

организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;- --

-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т.е. обеспечивает решение обучающих задач;

-обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.

-интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.

       В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).

Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.

-Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения:

*взаимодействие учащихся между собой и учителем (непосредственно  или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности;

*процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы  обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение);

*обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;

*обучение, активизирующее внутренний   диалог,   способствующий   обретению    учащимися ценностных   ориентиров,  что позволяет преодолеть противоречие между их потребностью  в духовном развитии  и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения.

Виды и формы интерактивных методов обучения и воспитания

К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: *эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач;

*кейс-метод (разбор конкретных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий;

*педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

По типу коммуникации  можно выделить

несколько инновационных групп методов и приемов:

1) работа с понятиями – это метод самообучения, при котором обучаемые работают индивидуально, в паре, в группе, взаимодействуют с информацией, где участие педагога минимально;

2) мультимедийная лекция; поиск информации в Интернете или мультимедийных справочниках, работа с интерактивной доской;

3) интерактивное обучение (активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса).

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемых на уроках: «Мозговой штурм», ролевая и деловая игра, дебаты, метод «Синквейна», активное чтение, метод шести шляп, «чтение со стопами», методика сотрудничества («кооперативное обучение»), проектная деятельность  и другие.

Использование практических интерактивных методов обучения и воспитания.

     Среди разнообразных форм организации учебных занятий в старших классах школы определенное место занимают семинары. Семинар – это один из видов занятий, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить школьникам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм учебной деятельности,  предметный и социальный контексты этой деятельности.

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах.    

      Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

     Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

     Цель дискуссии – предоставить каждому ученику возможность практического использования в речи теоретических понятий в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, доказательства или опровержения истинности каких-то высказываний, принятия согласованных решений и т. п.

       Интерактивные занятия способствуют углубленному изучению той или иной темы, овладению определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков научного подхода к решению проблем.

      Коллективная форма взаимодействия и общения учит школьников формулировать мысли, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор.

     Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины.

В практике школы выделяют следующие виды интерактивных семинаров, которые также могут использоваться в старших классах.

     Междисциплинарные. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах.

     Проблемные. Перед изучением раздела курса учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы.

Психолого-педагогические условия организации

 интерактивного обучения и воспитания

     К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного обучения и воспитания  относят: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и учащимися;

демократический стиль преподавания; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, учащихся между собой; опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

В зависимости от форм организации интерактивного обучения и воспитания могут меняться и условия их организации.

Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении и воспитании.

     Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Положительные стороны и отрицательные стороны

интерактивного метода обучения и воспитания.

 -Расширение ресурсной базы

 -Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно  

 при недостаточном уровне подготовленности обучающихся

-Высокая степень мотивации

-Трудности установления дисциплины и ее поддержания

-Максимальная индивидуализация обучения

-Строгий лимит обучающихся

-Акцент на деятельность, практику

-Объем изучаемого материала небольшой

-Широкие возможности для творчества

-Требуется большое количество времени

-Прочность усвоения материала

-Сложность индивидуального оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интерактивные методы обучения"

В презентации представлен материал для методического обединения...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....