ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА объединения «Муравьишка»
материал (2 класс) на тему
Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию всесторонне развитой личности, особое место принадлежит туризму и краеведению. Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование полезных обществу духовных качеств подрастающего поколения. Опыт работы с обучающимися образовательных учреждений Тверской области показывает, что именно учебно-тематические экскурсии, однодневные , участие в туристско-краеведческих мероприятиях являются эффективным и действенным средством этого процесса.
Предлагаемая туристско- экскурсионная программа является отражением комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников средствами экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muravishka.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУДОД ЦДОД
_______________ Е.М.Кузнецов
«____» ______________20___ г.
Приказ №___ от «___»_________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
объединения
«Муравьишка»
на 2016 – 2017 учебный год
Год создания - 2016
Руководитель : Ремезова Елена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования.
Возраст обучающихся:7-11 лет
Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Среди разнообразных учебно-воспитательных средств, способствующих формированию всесторонне развитой личности, особое место принадлежит туризму и краеведению. Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование полезных обществу духовных качеств подрастающего поколения. Опыт работы с обучающимися образовательных учреждений Тверской области показывает, что именно учебно-тематические экскурсии, однодневные , участие в туристско-краеведческих мероприятиях являются эффективным и действенным средством этого процесса.
Предлагаемая туристско- экскурсионная программа является отражением комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников средствами экскурсии.
Целью программы является воспитание всесторонне развитой личности, интересующейся туризмом и краеведением, увлеченной поисково-исследовательской деятельностью, стремящейся принести пользу своему Отечеству; формирование активной гражданской позиции.
Задачи программы:
- последовательное изучение исторического, культурного и природного
наследия своей малой Родины, муниципального района, региона и страны
средствами туризма и краеведения;
- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания
подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;
- приобщение школьников к поисковой, исследовательской и социально-
значимой деятельности;
- формирование профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви к малой Родине, бережного отношения к
истории и культуре родного края.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 , на 1 года обучения: 4 часа в неделю (или выездные однодневные
экскурсии за пределы города)
Предполагаемые результаты
В результате реализации программ ожидается приобретение обучающимися следующих туристско-краеведческих знаний, умений и навыков:
- знания по истории своей малой Родины;
- умение наблюдать за окружающим миром;
- умение рассказывать о том, что увидели;
- навыки безопасного поведения во время пешеходных прогулок и экскурсий;
- навыки бережного отношения к культурным и природным памятникам.
Содержание Программы
В данном разделе представлены содержание деятельности обучающихся в рамках туристско -экскурсионной программы «Муравьишка», формы работы по программе и примерная тематика экскурсий по тому или иному направлению, маршруты походов. Детальная разработка тематического содержания экскурсий и походов зависит от месторасположения образовательного учреждения.
п/п | Направление деятельности | Содержание деятельности |
1-4 класс | ||
1. | «Города и веси», | 1. пешеходные прогулки по улицам родного города Примерная тематика: «Имена вышневолоцких улиц», «Прошлое и настоящее поселка Красномайский»и тд. 2. учебно- тематические экскурсии в комплексные краеведческие и историко-краеведческие музеи образовательных учреждений, музейные комнаты и уголки; 3. «походы выходного дня» по территории Вышневолоцкого района района; |
2. | «Дороги войны» | 1. пешеходные прогулки по местам братских захоронений Примерная тематика: «Братское захоронение города» «История создания обелиска МДОКа» и т.д. 2. учебно- тематические экскурсии в комплексные краеведческие и историко-краеведческие музеи образовательных учреждений, музейные комнаты и уголки; 3. участие в мероприятиях по уходу и содержанию братских могил, памятников, обелисков и т.д.; 4. встречи с ветеранами и участниками войн |
3. | «Природное наследие» | 1. пешеходные прогулки к природным объектам родного города Примерная тематика: «Культурные ландшафты моего города», «Вышневолоцкая экологическая тропа- Вышневолоцкое лукоморье », «Редкие растения и животные Тверского бора» и т.д. 2. учебно- тематические экскурсии в комплексные краеведческие и естественно-научные музеи образовательных учреждений, музейные комнаты и уголки; 3. «походы выходного дня» по территории района; |
4. | «Этнография» | 1. учебно- тематические экскурсии и мастер - классы местных мастеров Примерная тематика, «Кустарные промыслы Тверской губернии – русские валенки» 2. посещение выставок, презентаций, концертов фольклорных коллективов и т.д. |
5 | «Дорога к храму» | 1. пешеходные прогулки к объектам духовной культуры родного города Примерная тематика: «Главный храм Вышнего Волочка», « Святые источники Удомельского района ; 2. учебно-тематические экскурсии в комплексные краеведческие музеи образовательных учреждений; |
6 | «Школьные огни» | 1. экскурсия по территории школы,микрорайона посещение учреждений дополнительного образования детей Примерная тематика: «Дом, в котором я учусь», «История моей школы», «Учительские династии» и т.д. 2. учебно-тематические экскурсии в комплексные краеведческие музеи образовательных учреждений; |
7. | «Семейный альбом» | пешеходные прогулки и автобусные экскурсии к усадьбам на территории родного города и района Примерная тематика: «История Академической дачи художников» и т.д. |
Календарно-тематическое планирование занятий группы.
Предполагается проведение занятий на базе школы, а также осуществление экскурсионной туристско – краеведческой деятельности по следующим направлениям:
№п\п | Направление деятельности | Содержание деятельности | Количество часов | Дата проведения (1 группа) | корректировка | Дата проведения (2 группа) | корректировка |
1. | «Школьные огни» | Вводное занятие. Экскурсия по микрорайону школы «Наша малая Родина» | 4 час | 19.09. 22.09. | 19,20,22.09 | ||
Посещение учреждений дополнительного образования: МБОУДОД ДДТ МБОУ ДОД СЮН, МБОУ ДОД СЮН | 16 часов | 26,29.09 3,6.10 10,13.10 17,20.10 | 26,27,29.09 3,5,6 .10 10,11.13.10 17,18,20.10 | ||||
Экскурсия в музей моряков на базе МБОУ СОШ №10 | 4 часа | 24.,27.10 | 24,25,27.10 | ||||
2. | «Города и веси» | Пешеходные прогулки по улицам родного города. «Цнинский канал» | 4 часа | 31.10 3.11. | 31.10 1.11 3.11 | ||
«Казанский проспект и Венециановский сквер» | 4 часа | 7.11 10.11 | 7,8,11.11 | ||||
Экскурсии в краеведческий музей | 8 часов | 21.11 24.11 28.11 1.12 | 14,15,17.11 21,22,24.11 | ||||
«Походы выходного дня» | 12 часов | 20,23,27,30 .03 17.04 20.04 | 20,21,23.03 27,28,30.03 3,4,6.04 | ||||
3. | « Дороги войны» | Подготовка к акции «Бессмертный полк». Участие в шествии на Братском захоронении 9 мая | 8 часа 4часа | 13.03 16.03 24.04 27.04 8,11.05 | 13,14,16.03 6,7,9.03 8,9,11.05 | ||
Участие в мероприятиях по уходу обелиска МДОКа. | 2 часа | 4.05 | 4.05 | ||||
Встречи с ветеранами и участниками войны,вышневолоцкими поэтами | 4 часа | 3.04 6.04 | 10,11,13.04 | ||||
4. | «Природное наследие» | Пешеходная прогулка по дамбе Вышневолоцкого водохранилища | 4 часа | 15.05 18.05 | 15,16,18.05 | ||
Учебно- тематическая экскурсия в краеведческий музей «Археология» | 4 часа | 10,13.04 | 17,18,20.04 | ||||
«Походы выходного дня» | 12 часов | 22,25,29.05 | 22,23,25,29,30.05 | ||||
5. | Этнография | Учебно- тематическая экскурсия в музей «Русские валенки» | 4 часа | 5.12 8.12 | 5,6,8.12 | ||
Посещение Красномайского дома ремесел. Экскурсия в музей вертолетов г.Торжок | 4 часа 14 часов | 12.12 30.01 6.02 9.02 13.02 16.02 20.02 27.02 02.03 | 12,13,15.12 6,7,9.02 13,14,16.02 20,21,27,28.02 | ||||
Посещение выставок,презентаций ,концертов фольклорных коллективов | 16часов | 15.12 19.12 22.12 26.12 29.12 9.01 12.01 16.12 | 19,20,22.12. 26,27,29.12 9,10,12.01 16,17,19.01 | ||||
6. | «Дорога к храму» | Пешеходная прогулка к объектам духовной культуры «Главный храм Вышнего Волочка» | 4 часа | 6.03 9.03 | 24,25,27.04 | ||
7 | «Семейный альбом» | Автобусная экскурсия на Академическую дачу художников. | 8 часа | 16.01 19.01 23.01 26.01. | 23,24.26.01 30,31.01 02.02 | ||
Составление родословной своей семьи | 4 часа | 15.05 18.05 | 15.05 16.05 | ||||
Итого | 144 |
Воспитательная работа, общественные мероприятия.
№ п/п | Наименование мероприятий | Количество участников | Срок исполнения |
1 | Участие коллектива кружка в общественно полезной деятельности, в массовых и других культурно-просветительных мероприятиях, согласно плану учреждения. | в течение года | |
2 | Победе в Великой Отечественной войне посвящается: - встречи с ветеранами ВОВ и Вооруженных сил - экскурсии в Вышневолоцкий краеведческий музей - участие в возложении памятных венков к обелискам павших | февраль, май | |
3 | Беседы о достижниях наших земляков,встречи с вышневолцкими поэтами | декабрь, май | |
5 | Работа с родителями | в течение года | |
6 | Индивидуальная работа по формированию личности учащегося. | в течение года |
Материально – техническое и методическое обеспечение программы.
Кабинет начальной школы Проектор Множительная техника компьютер |
Используемые ресурсы:
Программа разработана в соответствии с основными направлениями туристско-краеведческого движения «Россия», которое в свою очередь является региональным компонентом туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
200 мест Твери, которые нужно увидеть: путеводитель / aвт.-сост. С.Б. Михня. - Москва : Мартин, 2013. - 192 с.. - (Книга, о которой вы мечтали)
Культурно-познавательные маршруты Тверской области :[кат.] / Авт.-сост. С.Л. Грачева, В.М. Грибков-Майский; Гл.ред. И.А. Кусый. - [М.] : [Вокруг света], 2008. - 32 с.
Тверь и Тверская область :путеводитель : [карты-схемы города и области / сост.: М.А. Ефимов, Е.В. Громова]. - Тверь : ПолиПресс, [2010]. - 45, [6] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Рабочая программа образовательного модуля «Первый раз в первый класс» (стартовый образовательный модуль в первом классе (сентябрь – октябрь), организация образовательного процесса в адаптационный период (переход от дошкольного к школьному обучению)
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того у...