Доклад «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - эффективное условие формирования Базовых Учебных Действий»
презентация к уроку
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении выражается в представлении результатов обучения как способности выполнять определённую деятельность в соответствии с заданными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_belyaeva_mg_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа № 5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Орехово-Зуевского городского округа
Доклад
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД -
эффективное условие формирования
Базовых Учебных Действий»
Подготовила: Беляева М.Г. -
учитель начальных классов
МОУ ОШ№5 для детей с ОВЗ
2022 г
1 СЛАЙД.
Название: «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД -
эффективное условие формирования БУД (Базовых Учебных Действий)»
2 СЛАЙД.
Китайская мудрость гласит: «Я слышу - Я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю –
я усваиваю».
3 СЛАЙД
Фраза Бернарда Шоу - «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» - помогла обозначить проблему познавательной деятельности человека.
4 СЛАЙД
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении выражается в представлении результатов обучения в виде компетентности как способности выполнять определённую деятельность в соответствии с заданными требованиями.
5 СЛАЙД
Поэтому, рассматривая педагогическую деятельность с позиции системы требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта, выстраиваю педагогическую работу на основе системно - деятельностного подхода. В центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.
6 СЛАЙД
Новые знания не даются учащимся в готовом виде, дети должны их «открыть сами» в процессе собственной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, окончательным результатом которой является нахождение решения поставленной задачи.
7 СЛАЙД
Целью урока при системно-деятельностном подходе является создание условий для развития навыков познавательной деятельности учащихся. То есть не «Меня учат», а « Я учусь».
8 СЛАЙД
При каком условии детям интересно на уроке? Если они активны, открывают новые знания сами в процессе познавательной деятельности. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию Базовых учебных действий (БУД), которые группируются в 4 основных блока: регулятивные, личностные, коммуникативные, познавательные.
БУД (в отличие от УУД) не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
9 СЛАЙД
Считаю, что наиболее благоприятные условия для формирования БУД, особенно познавательных, возможно создать на уроках по предмету «Мир природы и человека». Система заданий включает следующие виды: (на слайде). Подробнее остановимся на некоторых из них.
10 СЛАЙД
Наблюдения, опыты-эксперименты, творческие задачи в начальной школе дают учителю возможность организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативности, творчества и сотрудничества.
11 СЛАЙД
Эти виды работы активизируют познавательную деятельность учащихся, обеспечивают лучшее понимание явлений, происходящих в окружающем мире, дают возможность познакомить детей наглядно, тактильно и в доступной форме с объектами окружающего мира. А главное, являются эффективным средством формирования БУД.
12 СЛАЙД
Школьники учатся делать выводы на основе своих наблюдений. Можно проводить исследовательскую работу на уроках и в домашних условиях. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта.
13 СЛАЙД
1 урок - исследование «Песок и глина» из темы «Неживая природа» в 1-2 классах. Цель: формирование у учащихся представления о свойствах песка и глины с помощью исследовательской работы.
Перед учащимися в начале урока ставится проблемный вопрос «Почему после дождя на песке не образуются лужи , а на глинистых поверхностях они держаться долгое время. Так как есть проблема, то ее нужно решить.
14 СЛАЙД
Дети ставят цель - решить проблему. Переходим к практической части урока, проведению опытов.
На слайде представлены 5 опытов с песком и глиной. В ходе опытов изучается внешний вид, сыпучесть, вязкость, водопроницаемость, рыхлость и т.д.
15 слайд
В конце каждого опыта учащиеся самостоятельно делают вывод. На доске прикрепляем листочки с выводами по каждому опыту.
16 СЛАЙД
В конце урока заполняется общая таблица с целью закрепления новых, полученных знаний.
17 СЛАЙД
Закрепление материала по теме «Песок и глина» происходит на коррекционно-развивающих занятиях с психологом. Песочное рисование – это эффективный и продуктивный метод решения широкого спектра задач. Ведь, как известно, «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Детей особенно увлекает работа с кинетическим песком на песочных столах.
В конце занятия дети делают вывод: кинетический песок липкий и может держать форму предметов (вёдер, формочек-калабашек и т.д.)
18 СЛАЙД
Так же учащиеся любят занятия на интерактивной песочнице. Они выбирают с педагогом тему занятия (например «Вулканы», «Кратеры». «Горы» и т.д.). С помощью яркой и чёткой картинки дети знакомятся с реальным окружающим миром, делают одновременные движения двумя руками, чем активизируют межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллектуального развития ребенка. Новые 3 – D модели гор, возвышенностей выглядят красиво и натурально, привлекают внимание детей, побуждают к действию.
19 СЛАЙД
Эффективность опытов достигается при соблюдении определенных условий, представленных на слайде.
20 СЛАЙД
Второй урок нашего блока –это проведение опытов с водой.
Цель – познакомить детей со свойствами воды.
21 СЛАЙД
Было проведено 5 опытов, в ходе которых учащиеся экспериментальным путём познакомились со свойствами воды.
1 опыт: вода не имеет формы.
22 СЛАЙД
2 опыт – вода течёт.
23 СЛАЙД
3 опыт - вода растворяет вещества, но не все.
24 СЛАЙД
4 опыт –вода не имеет вкуса.
25 СЛАЙД
5 опыт – интересный опыт с яйцом «Утонет или не утонет». Сырое яйцо поочерёдно опускаем в стакан с чистой водой, с солёной водой.
26 СЛАЙД
Вывод. В солёной воде яйцо не тонет.
27 СЛАЙД
В своей работе считаю главными активные методы обучения.
28 СЛАЙД
Экскурсия – один из трудоёмких и сложных форм обучения. Это своего рода занятие «под открытым небом». Преимущество в том, что экскурсия позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
29 СЛАЙД
Развивающий компонент экскурсий стимулирует:
- формирование навыков наблюдения
- формирование сенсорных процессов (умение видеть и выделять признаки объектов): цвет (листьев осенью, летом, весной) и оттенки, запахи (цветов, деревьев), разноообразие форм объектов;
- формирование мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, воображение).
30 СЛАЙД
Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Во время зимней экскурсии дети знакомятся с первым снегом, а потом проводят опыты с ним. Во время весенних экскурсий для установления связей между явлениями природы используем игры «Узнай по запаху», «Угадай по описанию с закрытыми глазами», «Ветка, ветка, где твоя детка».
31 СЛАЙД
Изучить времена года, их особенности и отличительные признаки –задача непростая, но вполне выполнимая. Помочь в усвоении новых знаний может совместное создание многофункционального дидактического пособия: тематического панно «Времена года».
32 СЛАЙД
Вместе с детьми определяем тематику панно, цветовую гамму (по сезонам), необходимые для работы материалы: если нужно изобразить снег, то берём белый рис и вату; почва – гречка, и т.д. Начинается групповая работа. Одна группа детей рисует фон по сезону и выделяет значимые объекты. Вторая группа – лепит из пластилина насекомых, птиц, гнезда, животных. Третья группа накладывает на фон нужный материал. Далее это все собирается в одну композицию – коллективное панно. Панно помогает организовать дидактические игры с детьми, применяется на занятиях по математике, развитию речи и т.д.
33 СЛАЙД
Так же детям полюбились уроки-квесты.
Квест – в переводе с английского означает «поиск» предметов, приключение по определённому маршруту.
34 СЛАЙД
В начале урока ставится проблемный вопрос, например, «Почему зимой заяц белый?».
35 СЛАЙД
Дети делятся на 2 команды, каждая из которых получает свой маршрут прохождения квеста. В ходе которых дети решают множество интеллектуальных и творческих задач, ребусов, загадок.
36 СЛАЙД
На последнем этапе выполняют поделку (пушистого зайчика). В конце прохождения маршрутов дети находят долгожданный клад.
37 СЛАЙД
Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт учащиеся смогут эффективно использовать в процессе дальнейшего обучения.
38 СЛАЙД
Таким образом, при системно-деятельностном подходе к изучению предмета «Мир природы и человека» развиваются Базовые учебные действия всех блоков: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
По результатам мониторинга Базовых Учебных Действий с помощью системы баллов от 0 до 5, сделала диаграмму, которая показывает, что к концу текущего учебного года уровень сформированности БУД учащихся 1-2 класса значительно вырос по сравнению с началом обучения в школе.
39 СЛАЙД
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод. При системно-деятельностном подходе учащиеся учатся сотрудничать, мыслить, искать, адаптироваться, ставить цель, планировать деятельность и с интересом приступать к выполнению нового задания. Эти полезные умения и навыки будут развиваться в дальнейшем и способствовать успешной социализации и адаптации обучающихся в современном мире.
40 СЛАЙД
«Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность
состоит в приучении воспитанников к
умственному труду и что эта обязанность
более важна, нежели передача самого
предмета».
К.Д. Ушинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»
В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познава...
Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью
Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...
Формирование базовых учебных действий у младших школьников.
Формирование учебных действий обучающихся с интеллектуальной недостаточностью реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результата...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.
В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....
Презентация «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - эффективное условие формирования Базовых Учебных Действий»
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...