Доклад «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - эффективное условие формирования Базовых Учебных Действий»
презентация к уроку

Беляева Марина Геннадьевна

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении выражается в представлении результатов обучения как способности выполнять определённую деятельность в соответствии с заданными требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_belyaeva_mg_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Орехово-Зуевского городского округа

        

Доклад

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД -
эффективное условие формирования

  Базовых Учебных Действий»

                                                                   Подготовила: Беляева М.Г. -

                                                                                             учитель начальных классов  

                                                                                             МОУ ОШ№5 для детей с ОВЗ                  

                                                     

 2022 г

1 СЛАЙД.

Название: «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД -
эффективное условие формирования БУД (Базовых Учебных Действий)»

2 СЛАЙД.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу - Я забываю.  Я вижу - я запоминаю. Я делаю –

я усваиваю».

3 СЛАЙД

Фраза Бернарда Шоу - «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» - помогла обозначить проблему познавательной деятельности человека.

4 СЛАЙД

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении выражается в представлении результатов обучения в виде компетентности как способности выполнять определённую деятельность в соответствии с заданными требованиями.

5 СЛАЙД

Поэтому, рассматривая педагогическую деятельность с позиции системы требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта, выстраиваю педагогическую работу на основе системно - деятельностного подхода. В центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

6 СЛАЙД

Новые знания не даются учащимся в готовом виде, дети должны их «открыть сами» в процессе собственной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, окончательным результатом которой является нахождение решения поставленной задачи.

7 СЛАЙД

Целью урока при системно-деятельностном подходе  является создание условий для развития навыков  познавательной  деятельности учащихся. То есть не «Меня учат», а « Я учусь».

8 СЛАЙД

При каком условии детям интересно на уроке? Если они активны, открывают новые знания сами в процессе познавательной деятельности. Достижение этой цели   становится возможным благодаря формированию Базовых учебных действий (БУД), которые группируются в 4 основных блока: регулятивные, личностные, коммуникативные, познавательные.

БУД (в отличие от УУД) не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

9 СЛАЙД

Считаю, что наиболее благоприятные условия для формирования БУД, особенно познавательных, возможно создать на уроках по предмету «Мир природы и человека». Система заданий включает следующие виды: (на слайде). Подробнее остановимся на некоторых из них.

10 СЛАЙД

Наблюдения, опыты-эксперименты, творческие задачи в начальной школе дают учителю возможность организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативности, творчества и сотрудничества.

11 СЛАЙД

Эти виды работы активизируют познавательную деятельность учащихся, обеспечивают  лучшее понимание явлений, происходящих в  окружающем мире, дают возможность познакомить детей наглядно, тактильно и в доступной форме с объектами окружающего мира. А главное, являются эффективным средством формирования  БУД.

12 СЛАЙД

Школьники учатся делать выводы на основе своих наблюдений. Можно проводить исследовательскую работу на уроках и  в домашних условиях. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. 

13 СЛАЙД

1 урок - исследование «Песок и глина» из темы «Неживая природа» в 1-2 классах. Цель: формирование у учащихся представления о свойствах песка и глины с помощью  исследовательской работы.

 Перед учащимися в начале урока ставится проблемный вопрос «Почему после дождя на песке не образуются лужи , а на глинистых поверхностях   они держаться долгое время. Так как есть проблема, то ее нужно решить.

14 СЛАЙД

Дети ставят цель - решить проблему. Переходим к практической части урока, проведению опытов.

На слайде представлены 5 опытов с песком и глиной. В ходе опытов изучается внешний вид, сыпучесть, вязкость, водопроницаемость, рыхлость и т.д.

15 слайд

В конце каждого опыта учащиеся  самостоятельно делают вывод. На доске  прикрепляем листочки с  выводами по каждому опыту.

16 СЛАЙД

В конце урока заполняется общая таблица с целью закрепления новых, полученных знаний.

17 СЛАЙД

 Закрепление материала по теме «Песок и глина» происходит на коррекционно-развивающих занятиях с психологом. Песочное рисование – это эффективный и продуктивный метод решения широкого спектра задач. Ведь, как известно, «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Детей особенно увлекает работа с кинетическим песком на песочных столах.

В конце занятия дети делают вывод: кинетический песок липкий и может держать форму предметов (вёдер, формочек-калабашек и т.д.)

18 СЛАЙД

Так же учащиеся  любят занятия на интерактивной песочнице. Они  выбирают с педагогом тему занятия (например «Вулканы», «Кратеры». «Горы» и т.д.). С помощью яркой и чёткой картинки дети знакомятся с реальным окружающим миром,  делают одновременные движения двумя руками, чем активизируют межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллектуального развития ребенка. Новые 3 – D модели гор, возвышенностей выглядят красиво и натурально, привлекают внимание детей, побуждают к действию.

19 СЛАЙД

 Эффективность опытов достигается при соблюдении определенных условий, представленных на слайде.

20 СЛАЙД

Второй урок нашего блока –это проведение опытов с водой.

Цель – познакомить детей со свойствами воды.

21 СЛАЙД

Было проведено 5 опытов, в ходе которых учащиеся экспериментальным путём познакомились со свойствами воды.

1 опыт: вода не имеет формы.

22 СЛАЙД

2 опыт – вода течёт.

23 СЛАЙД

3 опыт - вода растворяет вещества, но не все.

24 СЛАЙД

4 опыт –вода не имеет вкуса.

25 СЛАЙД

5 опыт – интересный опыт с яйцом «Утонет или не утонет». Сырое яйцо поочерёдно опускаем в стакан с чистой водой, с солёной водой.

26 СЛАЙД

Вывод. В солёной воде яйцо не тонет.

27 СЛАЙД

В своей работе считаю главными активные методы обучения.

28 СЛАЙД

Экскурсия – один из трудоёмких и сложных форм обучения. Это своего рода занятие «под открытым небом». Преимущество в том, что экскурсия  позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

29 СЛАЙД

Развивающий компонент экскурсий стимулирует:

- формирование навыков наблюдения

- формирование сенсорных процессов (умение видеть и выделять признаки объектов): цвет (листьев осенью, летом, весной) и оттенки, запахи (цветов, деревьев), разноообразие форм объектов;

- формирование мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, воображение).

30 СЛАЙД

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Во время зимней экскурсии дети знакомятся с первым снегом, а потом проводят опыты с ним. Во время весенних экскурсий для установления связей между явлениями природы используем игры «Узнай по запаху», «Угадай по описанию с закрытыми глазами», «Ветка, ветка, где твоя детка».

31 СЛАЙД

Изучить времена года, их особенности и отличительные признаки –задача непростая, но вполне выполнимая. Помочь в усвоении новых знаний может совместное создание многофункционального дидактического пособия: тематического панно «Времена года».

32 СЛАЙД

Вместе с детьми определяем тематику панно, цветовую гамму (по сезонам), необходимые для работы материалы: если нужно изобразить   снег, то берём белый рис и вату; почва – гречка, и т.д. Начинается групповая работа. Одна группа детей рисует фон по сезону и выделяет значимые объекты. Вторая группа – лепит из пластилина насекомых, птиц, гнезда, животных. Третья группа накладывает на фон нужный материал. Далее это все собирается в одну композицию – коллективное панно. Панно помогает организовать дидактические игры с детьми, применяется на занятиях по математике, развитию речи и т.д.

33 СЛАЙД

Так же детям полюбились уроки-квесты.

Квест – в переводе с английского означает «поиск» предметов, приключение по определённому маршруту.

34 СЛАЙД

В начале урока ставится проблемный вопрос, например, «Почему зимой заяц белый?».

35 СЛАЙД

Дети делятся на 2 команды, каждая из которых получает свой маршрут прохождения квеста.  В ходе которых дети решают множество интеллектуальных и творческих задач, ребусов, загадок.

36 СЛАЙД

На последнем этапе выполняют поделку (пушистого зайчика). В конце прохождения маршрутов дети находят долгожданный клад.

37 СЛАЙД

Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт учащиеся смогут эффективно использовать в процессе дальнейшего обучения.

38 СЛАЙД

Таким образом, при  системно-деятельностном подходе к  изучению предмета «Мир природы и человека» развиваются Базовые  учебные  действия всех блоков: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В процессе обучения  осуществляется мониторинг всех групп БУД, который  отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

По результатам  мониторинга Базовых Учебных Действий с помощью системы баллов от 0 до 5,  сделала  диаграмму, которая показывает, что к  концу текущего учебного года уровень сформированности БУД учащихся 1-2 класса значительно вырос по сравнению с началом обучения в школе.

39 СЛАЙД

  В результате проделанной  работы можно сделать следующий вывод. При системно-деятельностном подходе учащиеся учатся сотрудничать, мыслить, искать, адаптироваться, ставить цель, планировать деятельность и с интересом приступать к   выполнению нового задания.  Эти полезные умения и навыки будут развиваться в дальнейшем и способствовать успешной социализации и адаптации обучающихся в современном мире.

40 СЛАЙД

 «Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность

состоит в приучении воспитанников к

умственному труду и что эта обязанность

 более важна, нежели передача самого

предмета».

                                                К.Д. Ушинский

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»

В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познава...

Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...

Формирование базовых учебных действий у младших школьников.

Формирование учебных действий обучающихся с интеллектуальной недостаточностью реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результата...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.

В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....

Презентация «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - эффективное условие формирования Базовых Учебных Действий»

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...