Программа внеурочной деятельности для 2-х классов
рабочая программа (2 класс) на тему
Авторская программа для внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2_klass_2016_god.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ярцевская СОШ №12
Программа внеурочной деятельности
для 2 «А» класса
на 2016 – 2017 учебный год
Руководитель: Зебзеева М. И.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Первые шаги» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников во 2 классе и составлена на основе следующих нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года регистрационный №15785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03 марта 2011 года регистрационный №19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2011 года регистрационный №19676). Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Ярцевская СОШ № 12;
- Годовой календарный учебный график работы.
Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников младшей возрастной группы - учащихся 2 класса МБОУ Ярцевская СОШ №12. Она разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся в условиях введения ФГОС НОО в первом классе.
Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что внеурочная деятельность, являясь составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, необходима для максимального развития и формирования познавательных потребностей и способностей каждого ученика, удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель программы: Создание условий для полноценного интеллектуального развития обучающихся младших классов, их интересов и способностей через организацию различных видов внеурочной деятельности для успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, прививать навыки культурного поведения в обществе;
- повысить уровень знаний учащихся через вовлечение их в различные виды внеурочной деятельности;
- обучить школьников специальным навыкам поведения, исследования и проектирования;
- сформировать внутреннюю потребность в постоянном самосовершенствовании;
Данная Программа рассчитана на учащихся 2 класса сроком на один учебный год.
Принципы отбора материала программы:
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации; принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Предполагаемые результаты реализации программы рассматриваются по трём уровням:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Общие предполагаемые результаты реализации программы:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Система оценки результатов конкурс портфолио; стенд успеха; выставки, собеседования с обучающимся, , тестирования, анкетирования.
Предполагаемые результаты реализации программы
Общие предполагаемые результаты реализации программы:
• уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
• рост социальной активности обучающихся;
• рост мотивации к активной познавательной деятельности;
• удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа «Первые шаги» для 2 класса составлена на основе дополнительной образовательной программы «Первые шаги», залицензированной в 2013г. (Лицензия от 07 июня 2011 г №5430-л серия А№ 0001125. Приложение от 17 октября 2013 г №740-л) и спланированной по 5 направлениям (включает 5 относительно самостоятельных подпрограмм). В этом учебном году спортивно-оздоровительное направление будет реализовываться через работу физкультурно - спортивного клуба «Олимп», а общеинтеллектуальное направление через кружок «Шахматы». Таким образом, выделенные на организацию внеурочной деятельности 32 часа будут направлены на реализацию 3 направлений: духовно- нравственное, социальное и общекультурное.. Дополнительно все направления будут реализовываться через предметные недели, общешкольный план организации внеурочной деятельности и учебные занятия, проведённые в неурочной форме.
Основными формами организации занятий являются:
экскурсии, КВНы викторины, праздничные мероприятия, классные часы, соревнования и т.д. При этом основными технологиями являются: технологии личностно – ориентированного и проблемного обучения, ИКТ.
Описание места курса в учебном плане
Данная рабочая программа предполагает реализацию трёх направлений внеурочной деятельности: социальное, духовно-нравственное, общекультурное. Каждое направление рассматривается и реализовывается как часть комплексной программы:
На реализацию программы отводится 32 часа, по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Главный целевой ориентир – содействие интеллектуальному развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности и участия в ней.
Общаясь с окружающим миром, ребенок каждый раз сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности, которые вызывают у него интерес- специфическую направленность личности, формирующуюся в зависимости от индивидуальных возможностей. Прежде всего, познавательный интерес возникает в том случае, если круг интересов разнообразен, если ребенок выбирает то, что наиболее важно для него.
Очень важно заинтересовать ребенка и научить его учиться. А внеурочная форма занятий мотивирует детей не только к достижению результата, но и к деятельности. А такая мотивация в младшем школьном возрасте является ведущей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый смысл жизни.
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения;
- рефлексивная самооценка;
Метапредметные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- способность определять общую цель и пути ее достижения
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия;
- осознанное чтение и построение речевых высказываний;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- способность излагать свое мнение и аргументировать его;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Предметные результаты:
- формирование знаний о природе, как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- осознание науки, как части культуры, отражающей человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира.
- формирование представления о Человечестве как совокупности народов, культур, религий.
- развитие представления о семье, как основе духовно- нравственного развития и воспитания личности.
- использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
- приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-практических задач;
Основное содержание курса
Социальное направление предполагает создание условий для организации социально-значимой деятельности младших школьников. Оно направлено на привлечение всех детей к активному участию в делах класса; воспитание ответственного отношения к порученным делам, развитие организационных и коммуникативных компетенций детей.
Данное направление занимает особое место в организации социального становления детей, так как способствует закреплению социальных знаний и навыков, обогащению социального опыта детей, формированию опыта разнообразных социальных ролей, их социальной активности и социальной устойчивости. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.
Главными видами деятельности являются трудовая и творческая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для класса, школы, социума.
Деятельность младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Основные формы работы с детьми: групповые, фронтальные, индивидуальные. Преимущественная форма для достижения результатов – социальная проба (концерты, акции, субботники)
Духовно-нравственное направление направлено на формирование ее духовно-нравственной сферы, воспитание гражданственности, чувства коллективизма, взаимопомощи, любви к родному селу, краю, Отечеству
Оно предполагает приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Общекультурное направление предполагает создание условия для формирования навыков культурного общения со сверстниками и окружающими их людьми, а так же для организации социально-значимой деятельности младших школьников.
Оно направлено на формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения, расширение кругозора и культурного уровня учащихся, развитие организаторских и коммуникативных компетенций (умения вести диалог, доброжелательно и чутко относиться к людям).
Содержание тем учебного курса.
Название направления | Содержание | Количество часов | ||
Духовно – нравственное - 14 | ||||
1 | Неразлучные друзья – взрослые и дети. | Совместная работа с родителями при проведении мероприятий: КТД, игры, часы общения, праздничные мероприятия. | 5 часов | |
2 | Мы граждане России. | Часы общения о символах России, развитие интереса к истории нашей страны. Проведение уроков мужества, конкурсов строя и песни. Встречи с работниками тыла. Участие в конкурсах газет, открыток и рисунков. | 4 часов | |
3 | Природа и человек. | Прогулки и экскурсии в лес, сбор природного материала. Рассматривание тесной взаимосвязи человека и природы. Поделки из природного материала. | 5 часа | |
Социальное - 7 | ||||
1 | Добрые дела нашего класса | Основная деятельность – это посильная помощь пожилым и одиноким людям, а так же умение наводить порядок в школе и около школы. Участие в школьных и сельских субботниках. | 5 часов | |
2 | Добрые слова | Беседа о богатстве русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с разными произведениями на данную тему. | 2 часа | |
Общекультурное - 11 | ||||
1 | Что? Зачем? Почему? | Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности. Проведение различных заданий и игр на развитие творческого и логического мышления.. | 5 часов | |
2 | Сказочное царство слов. | Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Сказочное царство слов.Беседа о красоте и богатстве народной речи. Устное народное творчество. | 3 часа | |
3 | Подари другому радость. | Досугово - познавательная творческая деятельность.. Подготовка и посильное участие в проведении праздников.: | 3 часа | |
Итого: | 32 часа |
Контроль предметных результатов
Дети научатся: оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели, уважительно относиться к родителям, к старшим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение,
Будут знать:, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России; символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, историю школы, села, знать как вести себя в обществе с другими детьми; понимать значимость правильного поведения в обществе, традиции своей семьи и образовательного учреждения, общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, причины травматизма и правила его предупреждения;
Будут уметь:, ориентироваться в картах по истории, показывать основные события на карте, пересказывать текст; защищать честь и достоинство своих друзей и близких, соблюдать правила техники безопасности во время мероприятий, соревнований, в природе, приобретут первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий; поддержать разговор по заданной теме
Материально-техническое обеспечение.
- Компьютер.
- Мультимедиа доска.
- Проектор, диски.
- Ноутбук.
Учебно-методическое обеспечение
- Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства, края, района, фотографии улиц.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.
- Сельхоз инвентарь (ведра, мешки для мусора, веники, совочки)
- Материалы для художественно - оформительских работ (ватман, ножницы, клей, цветная бумага, картон, краски и.т. д.)
- Цифровой фотоаппарат
Список литературы (основной)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Горский В. Г Примерные программы внеурочной деятельности. М. Просвещение 2010 год
- Букатов В. М., Ершова А. П. Книга для учителя «Хрестоматия игровых приёмов обучения».- М.: «Первое сентября», 2000
- Елинская Т. Н. Путешествие по Красноярскому краю. – Красноярск, 2010
- Жданова А. С. Календарь народных примет, обычаев и обрядов.- М.: «Мир книги», 2008
- Иванова Н. В. Практическое руководство по использованию комнатных растений.- Красноярск, 2004
- Хуторской А. В. Пособие для учителя «Развитие одарённости школьников», М.: «Владос», 2000
- Примерные программы начального образования.
Список литературы (дополнительный)
1. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.
2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 2002
3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2005.
4. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
№ | Наименование темы | Направление | Календарные сроки | Фактические сроки. |
1 | Занимательное азбуковедение. (Вводный инструктаж) | Общекультурное | 03.10 | |
2 | Экскурсия по окрестностям села «На лесной поляне». | Духовно- - нравственное | 10.10 | |
3 | Как учились мои родители | Духовно- - нравственное | 17.10 | |
4 | Поделись радостью. (Поздравительная открытка для одиноких людей). (Инструктаж. при работе с ножницами) | Социальное | 24 .10 | |
5 | Устное народное творчество. (Инсценирование сказок, потешек, прибауток) | Общекультурное | 31. 10 | |
6 | Поделки из природного материала | Духовно - нравственное | 07.11 | |
7 | Путешествие в страну знаний ( игры на развитие внимания и памяти). | Общекультурное | 14.11 | |
8-9 | Подготовка и проведение Дня Матери | Общекультурное. | 21.11 28.11 | |
10-11 | Маленькой ёлочке холодно зимой. (Инструктаж при проведении массовых мероприятиях) | Общекультурное | 05.12 12.12 | |
12-13 | Проект: «Очень бабушку свою – маму мамину люблю». | Духовно - нравственное | 19.12 26.12 | |
14 | Рождественское чаепитие | Общекультурное | 16.01 | |
15 | Любимые игры нашей семьи. | Духовно - нравственное | 23.01 | |
16 | Сказочное царство слов | Духовно - нравственное | 30.01 | |
17 | Секреты вещей. | Социальное | 06.02 | |
18 | Жизнь дана на добрые дела. (Ремонт книг в библиотеке). (Инструктаж при работе с ножницами) | Социальное | 13.02 | |
19 | Подготовка к конкурсу песни и строя | Духовно - нравственное | 20.02 | |
20 | Социальный проект: «Подари другому радость» | Социальное | 27.02 | |
21 | Поздравительная открытка к 8 марта. | Духовно - нравственное | 06.03 | |
22 | Игровые посиделки | Общекультурное | 13.03 | |
23 | Творческий проект: «Если хочешь быть здоров?» | Духовно - нравственное | 20.03 | |
24 | Проект «Покорми птиц» | Духовно - нравственное | 27.03. | |
25 | КТД «Мой уютный класс» | Социальное | 03.04 | |
26- 27 | Мир детских коллекций | Общекультурное | 10.04 17.04 | |
28 | Наши дедушки и бабушки. (Как помочь пожилому человеку) | Социальное | 24.04 | |
29-30 | Подготовка к празднованию Дня Победы | Духовно - нравственное | 08.05 15.05 | |
31 | Социальный проект «Чистое село»» | Социальное | 22.05 | |
32 | Итоговое заседание «Выставка достижений» | Общекультурное | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...
Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...
Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС
Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...