Занятие внеурочной деятельности по программе «Я исследователь» Тема: «Лист Мебиуса»
методическая разработка на тему
Лабораторная работа с элементами исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_s_elementami_issledovaniya_tema_list_myobiusa.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Занятие внеурочной деятельности по программе
«Я исследователь»
«Лист Мебиуса»
подготовила
учитель начальных классов
Никитина Галина Павловна
п.Дубовое
Тема: Лист Мебиуса
Вид занятия: лабораторная работа с элементами исследования.
Тип занятия: изучение нового.
Формы работы: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.
Оборудование:
- энциклопедический словарь, термины, геометрический фигуры, образец ленты Мебиуса, цветные мелки.
- таблицы наблюдений экспериментов; клей, ножницы, фломастеры, листы Мебиуса, различной формы, для каждого опыта.
Цель: исследование листа Мёбиуса.
Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся с листом Мебиуса, элементами исследовательской работы;
- расширить знания учащихся в области экспериментальной математики.
Метапредметны:
регулятивные:
- развивать логическое мышление;
- формировать навык самостоятельной работы при проведении исследования;
- вырабатывать умения выдвигать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом
коммуникативные:
- способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению;
- формировать у учащихся коммуникативные качества, умение работать в группе;
Личностные:
- воспитывать целеустремленность в достижении цели;
- прививать интерес к математике, математическим опытам;
- воспитывать коллективизм, взаимопомощь.
Предварительная подготовка: учащиеся разделяются на 5 групп.
Понятия:
- Исследование – процесс получения новых знаний.
- Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснений каких-либо явлений, достоверность которого еще не доказана опытным путем.
- Эксперимент – (от лат. experimentum – проба, опыт) – воспроизведение какого-либо явления с целью исследования. Научно поставленный опыт.
Ход занятия
- Организационный момент
Пальчиковая гимнастика в стихотворной форме
Зайчики по лесу шли,
Зайца нового нашли.
Ни один не поленился,
Зайцу в пояс поклонился:
"Здравствуй, милый друг ушастый!"
Заяц новый им кивал,
"Был я очень одинок!"
"С вами я дружить бы мог!"
И теперь в лесу гулять
Будет зайцев целых пять!
- Актуализация знаний и способов действий
- Ребята, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. А теперь развернитесь и поприветствуйте гостей. Пусть это занятие принесёт всем радость общения.
- Сегодня, каждый из вас станет научным работником. Закройте глаза (музыкальная вставка). Мы с вами перенеслись в научно-исследовательскую лабораторию академии наук. Вы исследователи, а я ваш научный руководитель. Мы определим в группах старшего научного сотрудника. Для этого откройте конверты на столах (у кого карточка с изображением знака, тот старший).
1. Работа с незнакомыми словами
- Какие знаки вы обнаружили? (провести эксперимент и исследовать) .
- Давайте вспомним, что такое исследование и эксперимент (ответы детей: Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу– научное предположение. Такая работа называется – эксперимент).
(На доске вывешиваются определения понятий: исследование, эксперимент, гипотеза).
- В нашу лабораторию поступил спец. заказ (показывается коробка, в которой находятся задания для групповой работы, достается лист и макет листа Мебиуса) на исследование удивительной поверхности под названием лист Мёбиуса.
Что же такое лист Мебиуса? Как же он возник? Давайте проведем экскурсию в историю. Во многих странах есть памятники листу Мёбиуса. На рисунках, которых развешены в классе приведены фотографии памятников.
1. Историческая справка
(на фоне музыки)
Лист Мебиуса – символ математики,
Что служит высшей мудрости венцом…
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.
В нем – простота, и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилась плоскость
В поверхность без начала и конца.
Здесь нет пределов, нет ограничений,
Стремись вперед и открывай миры,
Почувствуй силу новых ощущений,
Прими познанья высшего дары…
Иванова Н. Ю.
- Какие ваши предположения о том, почему лист, почему Мёбиуса? (ответы детей)
- Данную поверхность открыл Лейпцигский профессор Август Фердинанд Мебиус. Лист Мебиуса относится к числу “математических неожиданностей”. Рассказывают, что открыть свой “лист” Мебиусу помогла служанка, сложившая однажды неправильно концы ленты.
- На доске я добавила ещё одно понятие. Как вы думаете, зачем? (будем выдвигать предположение)
Дыхательная гимнастика.
- Вспомни, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
- Лабораторная работа
- Давайте убедимся, что полоска бумаги перед вами обычная (показываю детям со всех сторон полоску, верчу, кручу)
- Кто может сказать, какая она? (Длинная, похожа на прямоугольник, есть концы.)
- Докажите, что она похожа на прямоугольник. (Прямоугольник– это четырёхугольник, у которого все углы прямые (равны 90 градусам). Противоположные стороны прямоугольника попарно равны)
- Как вы понимаете, что такое поверхность? Покажите поверхность полоски. Сколько поверхностей у полоски? (Две.) А как бы вы доказали, что поверхностей две? Эта первая гипотеза
Дети предлагают варианты ответов.
- Поселим на одной поверхности жука, а на другой – кузнечика. Захотели они встретиться и пошли навстречу друг другу. Но идут они, не касаясь краев и не отрываясь от полоски – чтобы не упасть.
(Демонстрирую этот «путь», затем прошу 2–3 детей выполнить то же действие, потом все дети экспериментируют со своими полосками и моделями жука и кузнечика).
- Смогли ли встретиться наши друзья? (Нет). Оказывается, что у полоски действительно две стороны.
- Если начать проводить линию по полоске с одной стороны, не отрывая карандаш от поверхности и не переходя через край, то какая часть полоски окажется закрашенной?
Прежде чем ставить гипотезу – научное предположение, давайте посмотрим, каков будет результат, если начать раскрашивать кольцо, например, с внутренней стороны (провести опыт, выслушать ответы детей на вопрос какая часть закрашена).
Вывод детей: Этот опыт показывает, что кольцо имеет две стороны, то есть кольцо – это двухсторонняя поверхность.
(Достать из коробки задание и зачитать)
Задание: Возьмём полоску.
- А сейчас мы превратим полоску в необычную фигуру. Получается очень просто: склейте из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием поверните один конец на 180°. (Склеить лист Мебиуса вместе со всеми детьми)
- Как бы вы назвали фигуру, которая у нас получилась? (Кольцо.) Посмотрите внимательно и скажите, что в нем необычного? (Оно перекрученное).
- Как вы думаете, какой ответ можно дать на вопрос, если теперь мы будем закрашивать эту фигуру? (Ответы детей)
- Наша вторая гипотеза: предположим эта фигура – односторонняя поверхность. Мы определились с гипотезой. Теперь проведем опыт. Попробуем рисовать линии (пока не закончится кольцо), не отрывая фломастер от бумаги и не касаясь краев кольца.
- Каков результат эксперимента? (Ответы детей)
- Совпал ли результат эксперимента с гипотезой?(Непрерывность. Ответы детей)
- Посмотрите, что у вас получилось. Есть ли конец у нашей фигуры? (Нет, мы вернулись
в исходную точку.) Осталась ли какая-либо поверхность кольца без вашей линии? (Нет.) Что вы можете сказать о том, сколько поверхностей у перекрученного кольца? (Одна.)
Итак, у нашей новой фигуры одна поверхность, хотя мы ее сделали из обычной полоски бумаги, у которой две поверхности. Вот какое волшебство. Такое необычное кольцо с одной поверхностью называется лист Мебиуса. Следующее свойство – Односторонность.
(В своем отчете я говорю гипотезу, результат и вывод, о том, что лист Мебиуса – односторонняя поверхность, вывод вывешивается на доску)
3. Техника безопасности
При выполнении этой работы нам будут необходимы ножницы. Расскажите, пожалуйста, как нужно обращаться с ножницами?
- Ножницы должны лежать на столе в закрытом виде.
- Передавать ножницы нужно кольцами вперед.
- При работе ножницы должны лежать с правой стороны.
- Не использовать ножницы без разрешения учителя.
Чтобы вам было более понятно, первый опыт я проведу вместе с вами.
- Сейчас я каждой группе раздам задания. Чтобы было проще проводить исследования листы Мебиуса для каждого задания уже подготовлены. При выполнении задания вы должны обсудить гипотезу, записать ее в карточку. Провести эксперимент. Записать результат эксперимента в карточку. На основании результата сделать вывод о том подтверждена ваша гипотеза или нет. И, если у вас еще останется время, подумать вместе с группой над тем, какой еще опыт можно провести с листом Мёбиуса. По истечении времени от каждой группы выйдет докладчик с отчетом о проделанной работе. Во время экспериментов я буду вашим консультантом.
(Раздаются задания для каждой группы. Дети проводят свои опыты. В ходе проведения опытов учитель выступает в роли консультанта.)
(После звонка будильника.) Звонок прозвенел, эксперименты мы заканчиваем. Ножницы, обязательно, положите на стол, чтобы они вам больше не мешали.
IV. Физкультминутка
(музыкальная вставка)
- Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю немного отдохнуть.
Встаньте.
Руками, широкими взмахами показать кольцо.
Лист Мебиуса в виде цифры 8. (руками и туловищем)
8 ногами по очереди очертить на полу.
Перекручивания листа Мебиуса (повороты)
Вдох, выдох. Садимся.
V. Первичной проверки и понимания изученного
После проведения зарядки выступают докладчики. Отчеты обсуждаются, сдаются учителю.
- Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента –отчету. От каждой группы, по очереди, к кафедре подходит старший научный сотрудник с отчетами и результатами своих экспериментов.
VI. Подведение итогов
Ответьте на следующие вопросы:
- Во время проведения нашей работы мы использовали термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова?
Какие свойства мы определили у листа Мёбиуса?
Свойства:
Односторонность (1 сторона у листа Мебиуса)
- Какие эксперименты подтверждают это свойство? (Эксперимент с раскрашиванием листа Мебиуса)
Непрерывность
- на листе Мёбиуса любая точка может быть соединена с любой другой точкой и при этом кузнечику не придётся переползать через край «ленты». Разрывов нет – непрерывность полная.
Связность (т.к. если разрезать его вдоль, он превратится не в два отдельных кольца, а в одну целую ленту)
Если квадрат полоснуть бритвой от стороны к стороне, то он, естественно, распадётся на два отдельных куска. Точно также любой удар ножом разделит яблоко на две части. Но вот чтобы располовинить кольцо, нужно уже два разреза. И два раза придётся резать бублик, если вы хотите угостить им двух друзей. А телефонный диск можно десять раз рассечь ножом от одной замкнутой кривой до другой, а он останется единым целым. Поэтому любой тополог скажет, что квадрат и ромашка – односвязны, кольцо и оправа от очков – двусвязны, а всяческие решётки, диски с отверстиями и подобные сложные фигуры – многосвязны.
фокусы
Более 100 лет лист Мёбиуса используется для показа различных фокусов и развлечений.
- Завязывание шарфа на узел, не выпуская его из рук.
- Вывёртывание жилета на изнанку, не снимая с человека
X. Домашнее задание
Показать родным эксперименты с листом Мебиуса. Подумайте над вопросом: как склеить лист Мебиуса из квадратного листа? Ответ: сложить лист гармошкой.
XI. Рефлексия
Все группы работали отлично. Поздравляю вас с успешным завершением исследования. Отчет о проделанной работе я отправлю заказчику.
И закончить наше занятие я хотела словами Аристотеля, которые он произнёс 2500 лет назад: «Мышление начинается с удивления». А математика замечательный предмет для удивления. Читайте, проводите эксперименты, и вы узнаете много нового, интересного, необычного.
Список использованной литературы
- Б. А. Кордемский Топологические опыты своими руками Квант1974, №3
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Калейдоскоп Квант 1991, №11
- А. Дж. Дейч. „Лист Мёбиуса“ , 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»
Данная программа занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...
Организация внеурочной деятельности по программе "Я - исследователь"
Курс «Я - исследователь», созданный на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова....
презентация к занятию внеурочной деятельности по программе "Разговор о правильном питании", тема "Путешествие в страну напитков"
Данная презентация создана для занятия по теме "Если хочется пить."...
Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".
Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....
Презентация к занятию. Внеурочная деятельность по программе "Разговор о правильном питании" . Занятие "Дары моря"
Презентация к занятию...
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...