Путь к грамотности"
материал (3 класс) на тему

Соломенная Наталья Сергеевна

кружок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_gramotnosti.docx538.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цели и основные задачи курса

Цели:

  •  формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
  •  обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
  •  развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Основные задачи:

  •  развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  •  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  •  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  •  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
  •  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Общая характеристика курса

Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

  •  во 2 классе — лексика, фонетика, графика;
  •  в 3 классе — морфология, морфемика, орфография;
  •  в 4 классе — синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат — доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) — изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Проект — это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема — цель — результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:

  1.  Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.
  2.  Поставить задачи для достижения цели проекта.
  3.  Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
  4.  Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5.  Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:

Тема —> цель —» задачи -» гипотеза -» информация —> продукт —> презентация.

Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.

Разработка каждого проекта начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.

По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.

Цель — это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».

Задачи — это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».

Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.

С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы — учащиеся собирают информацию по теме исследования, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.

Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.

Введение — вступительная часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.

Основная часть — описание поэтапного решения задач. Предлагается использовать фразы-клише: «Я начал свою работу с того, что...», «Потом я приступил к...», «Я завершил работу тем, что...», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами...», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)...», «План моей работы был нарушен, потому что...», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что...»

Заключение — заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.

Содержание курса «Путь к грамотности» для 3 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.

Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30—35 минут.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной де- центрации.

Метапредметнымрезультатом изучения курса в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие задач по содержанию и по сложности.

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «Волшебная незабудка» (каждый лепесток которой — это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т. п.

Также предлагается использовать различные языковые задачки:

  •  во 2 классе — фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Гуси- лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»);
  •  в 3 классе — морфологические («Приключения Буратино» и др.);
  •  в 4 классе — морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка»), орфографические («Мышка-норушка», «ЗаяцХваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Просто- квашино»).

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

Разнообразны творческие продукты проектов:

  •  материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений»);
  • интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихо- творение-синквейн «О русском языке», резюме «Каков я?»);

• информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания»).

Дежурный библиограф — это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа — заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».

Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.

Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.

В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов рекомендует ся продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.

После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка учащимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

Учебно-тематический план

Раздел «Части речи» (9 ч)

Тема 1. Проекты дают знания (1ч)

Беседа о проектах. Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Раздел русского языка — морфология. Эксперимент и лингвистическое исследование. Оценка и отметка. Игра «Крестики-нолики» в интеллектуальном тренинге: метаграммы, шарады, хитрые вопросы, логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки.

Тема 2. В гостях у частей речи (1ч)

Методы исследования: анализ и синтез. Разработка коллективного проекта «Части речи». Самостоятельные и служебные части речи. Тематика проектов по морфологии. Мозговой штурм и мини-тест. Интеллектуальный тренинг.

Тема 3. Все, что существует (1ч) Распределение обязанностей в группе при работе над проектом. Карточка участника проекта. Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного». Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта. Тема 4. Прилагательное (1ч)

Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключения Буратино». Интеллектуальный тренинг.

Тема 5. Глагол (1ч)

Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя».

Тема 6. Местоимение. Имя числительное. Наречие (1ч)

Разработка группового проекта. Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения, имени числительного, наречия, частотность употребления этих частей речи. Интеллектуальный тренинг. Критерии оценки проектных работ. Информационный продукт «Паспорт для самостоятельных частей речи». Творческий продукт «Числительные в поговорках и фразеологизмах».

Тема 7. Служба частям речи (1ч)

Подготовка выступления на защите проекта, мини-тест. Групповая работа по сбору информации к проекту. Сравнение как метод исследования. Викторина о предлогах, частицах, союзах. Интеллектуальный тренинг.

Тема 8. Для чего нужна морфология ? (1ч) Анализ информации и обобщение знаний по морфологии в ходе симпозиума. Работа по толковому словарю, мини-тест, мозговой штурм, работа в группах. Требования к презентации проекта, предзащита проекта, интеллектуальный тренинг.

Тема 9. Защита проектов по морфологии (1ч)

Защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Раздел «Состав слова» (12 ч)

Тема 10. Из чего состоят слова?(1 ч)

Работа по толковому словарю. Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Раздел русского языка — морфемика, тематика проектов по морфемике. Проблемные вопросы, проблемная ситуация. Интеллектуальный тренинг.

Тема 11. Зрим в корень! (1 ч)

Наблюдение как метод исследования, его составляющие: описание, измерение, сравнение. Лингвистический анализ с помощью словарей: толкового, фразеологического, словообразовательного. Дедукция как метод познания. Игра «Родственные слова». Интеллектуальный тренинг. Тема 12. Окончание и основа (1ч)

Помощники в работе над проектом. Минитест, исследование с помощью методов сравнения и индукции. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Омонимы, антонимы. Поисковик, интеллектуальный тренинг.

Тема 13. Слово о префиксах (1ч)

Понятие префикса. Эксперимент. Работа с толковым и лингвистическим словарями. Поисковик, эксперимент, работа в группах. Викторина «Что могут приставки», интеллектуальный тренинг.

Тема 14. Приставки-труженицы (1ч)

Индукция как метод познания. Исследование: неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки. Интеллектуальный тренинг.

Тема 15. Говорящие суффиксы (1ч) Электронный помощник в работе над проектом: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер. Разработка коллективного проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции. Работа с толковым словарем. Роль суффиксов в определении части речи, мозговой штурм. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Интеллектуальный тренинг.

Тема 16. Суффиксы существительных (1 ч) Знакомство с программой Microsoft Word. Разработка группового проекта «Суффиксы существительных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имен существительных, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.

Тема 17. Суффиксы прилагательных (1ч) Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе симпозиума. Работа с толковым словарем. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор имен прилагательных, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.

Тема 18. Суффиксы глаголов (1ч)

Программа Microsoft Word, порядок работы. Разработка группового проекта «Суффиксы глаголов» в ходе симпозиума. Исследование с помощью методов анализа и синтеза, морфемный разбор глаголов, создание информационного продукта. Интеллектуальный тренинг.

Тема 19. Интерфикс и постфикс (1ч) Разработка мини-проекта «Интерфикс и постфикс». Работа с толковым словарм. Мини-тест, поисковик, подготовка к защите проектов. План выступления на защите проекта (устный и письменный). Создание творческого продукта: пластический образ морфем. Интеллектуальный тренинг.

Тема 20. Слова замаскировались (1ч)

Критерии оценки проектных работ. Предзащита проекта. Морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались».

Тема 21. Защита проектов по морфемике (1ч) Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: суффиксы частей речи, плакаты с творческими заданиями. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. Раздел «Правописание» (13 ч)

Тема 22. Где прячутся ошибки? (1ч) Самоанализ «После защиты проекта». Работа с толковым словарем. Тематика проектов по орфографии. Поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму». Орфография, орфограммы, слабая и сильная позиции звуков, ассоциации. Интеллектуальный тренинг.

Тема 23. Самоинструкция (1ч)

Работа с толковым словарем. Алгоритм — порядок действий. Разработка коллективного проекта «Алгоритм грамотности». Исследование разделов русского языка: фонетики, морфологии, морфемики, орфографии, графики — с помощью методов синтеза и анализа. Создание творческого продукта — опорного конспекта.

Тема 24. Орфограммы в стихах (1ч)

Разработка группового проекта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях». Рифма, размер стиха, способ рифмовки. Исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг. Тема 25. Что нельзя проверить? (1 ч) Разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы». Исследование с помощью методов индукции и дедукции. Работа в группах. Викторина, интеллектуальный тренинг. Создание информационного продукта.

Тема 26. Этимология (1ч)

Этимология — раздел русского языка. Работа с толковым, этимологическим словарями и словарем иностранных слов. Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм. Поисковик, работа в группах. Создание творческого продукта — словарного лото «Календарь природы». Интеллектуальный тренинг.

Тема 27. Школа эйдетики (1ч)

Игра в словарное лото «Календарь природы». Особенности школы эйдетики. Способ запоминания информации с помощью ассоциаций. Развитие образной памяти в играх «Ожившие цифры», «Лови мяч — дари ассоциацию», «Раз, два, три - замри!». От метода исследования — аналогия к созданию информационного продукта.

Тема 28. Образ слова (1ч)

Работа с толковым словарем. Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов». Обозначение слабой и сильной позиций звуков. Создание творческого продукта - тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями.

Тема 29. Цепочки ассоциаций (1ч)

Школа эйдетики, игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра». Разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы. Работа с этимологическим словарем. Создание творческого продукта — тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями. Тема 30. Стоп! Перенос! (1 ч)

Школа эйдетики, игры на развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звуки», «Что в мешочке?». Разработка коллективного проекта «Перенос слова». Правила переноса; слог, дефис, тире. Создание творческого продукта — песни. Интеллектуальный тренинг.

Тема 31. Предлоги и приставки (1ч)

Школа эйдетики, игры на развитие образной памяти «Слова спрятались в одежде», «Живые буквы». Исследование общих и отличительных признаков у приставок и предлогов с помощью методов исследования: сравнения, индукции. Подготовка к защите проектов, план выступления (устный и письменный). Интеллектуальный тренинг.

Тема 32. Пишем раздельно (1ч)

Школа эйдетики, игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что вокруг нас?», «Всё сначала». Обобщение знаний и создание творческого продукта — танца в стиле «рэп». Предзащита групповых проектов. Критерии оценки проектной работы. Советы по выступлению.

Тема 33. Защита проектов по правописанию (1ч)

Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности. Вопросы проектантам и оценка проектных работ.

Тема 34. Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором» (1ч)

Применение знаний на практике в ходе конкурсной программы. Обобщение материала по изученным разделам русского языка: лексике, фонетике, морфологии, морфемике, орфографии, графике. Подведение итогов работы над проектами.

Используемый учебно-методический комплекс

  1.  Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.
  2.  Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
  3.  Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2—4 классы. М.: ВАКО, 2014.

4.Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 3 класс. М.: ВАКО, 2014.

Календарно-тематическое

Уро

ка

Дата

проведения

Тема урока

Тип

урока

Технологии

Решаемые

проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

ЧАСТИ РЕЧИ (9 ч)

1

Проекты дают знания

Актуализация

знаний

Здоровье- сбережения, обучения в сотрудничестве, полного усвоения, личностно ориентированного обучения

Что такое проект?

Для чего нужны проекты?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, относящихся к проекту (проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация, исследование, продукт, презентация), способов проектирования — исполнение роли библиографа; эксперимент и лингвистическое исследование; оценка и отметка; игра «Крестики-нолики» в интеллектуальном тренинге

2

В гостях у частей речи

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

проектного

обучения,

проблемного

обучения,

полного

усвоения

Как формулировать цели и задачи проекта? Зачем слова распределили по частям речи?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик; разработка коллективного проекта «Части речи»; интеллектуальный тренинг

3

Все, что существует

«Открытие» нового знания

Здоровье- сбережения, развивающего обучения, полного усвоения, игровые

Как распределить обязанности в группе при выполнении проекта? Какие бывают информационные продукты проекта? Паспорт имени существительного

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: информационный стенд, карточка участника проекта, паспорт, актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени существительного»; интеллектуальный тренинг

4

Прилага

тельное

Построение системы знаний (общеметодологическая направленность)

Здоровье- сбережения, полного усвоения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения

Как разрабатывать проект? Паспорт имени прилагательного

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»; морфологическая задачка «Приключения Буратино»; интеллектуальный тренинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...

Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Орфографические навыки и умения, пути повышения грамотности учащихся.

Творческий отчёт, который содержит упражнения для развития орфографической зоркости учщихся...

Рабочая программа по курсу "Путь к грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь грамотности" разработана на основе авторской программы О.В.Олейник для 2-4 классов, расчитана на 3 года обучения...

Факультативный курс “ Путь к грамотности ”

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

программа по проектной деятельности: "Путь к грамотности "

Программа по проектной деятельности по русскому языку...

Карточка для работы с темой "Суффиксы имён существительных" в рамках курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 3 класс

Карточка для работы с темой "Суффиксы имён существительных" в рамках курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 3 класс...