Памятки для учащихся начальной школы
материал (4 класс) на тему

Жабина Татьяна Владимировна

памятки для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как работать с памяткой

  1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.
  2. Изучите внимательно содержание памятки.
  3. Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»
  4. Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
  5. Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка.
  6. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.
  7. После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.

Как работать на уроке в паре

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
  5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

 Как работать над параграфом учебника

  1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
  2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
  3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
  4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
  5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.
  6. Перескажи содержание параграфа.
  7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
  8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

Памятка-инструкция
по самоподготовке

  1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
  2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
  3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
  4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
  5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
  6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
  7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.
  8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.

Работа над словом (анализ слова).

  1. Подбери родственные слова (сущ., прил., гл.). Выдели в них корень.
  2. Разбери данное слово по составу.
  3. Морфологический разбор данного слова.
  4. Составь простое предложение с данным словом.
  5. Выполни разбор предложения по членам.
  6. Игра с данным словом

Правило проверки

Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.

Чтобы проверить предложение по смыслу:

  1. Прочитай предложение вслух.
  2. Проверь, подходят ли слова друг другу.
  3. Нет ли пропуска слов в предложении.
  4. О чем говорится в предложении, бывает ли так.

Чтобы проверить предложение по написанию:

  1. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
  2. Проверь, подходят ли буквы к слову.
  3. Нет ли пропуска букв?

Памятка
для проверки орфограммы

  1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
  2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
  3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
  4. Напиши правильно.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

Правила списывания предложения или текста

  1. Прочитай предложение, текст.
  2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
  3. Прочитай внимательно первое  предложение.
  4. Запомни, как пишутся слова в предложении.
  5. Напиши его, диктуя себе каждое слово по слогам.
  6. Проверь, правильно ли ты списал.

Точно так же работай над следующими предложениями.

Правило-совет для читателя

  1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
  2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
  3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
  4. Умей беречь книгу!

Основная памятка для заучивания наизусть

  1. Прочитай вслух  стихотворение.
  2. Подумай и скажи одним предложением, о чём оно?
  3. Тебе понравилось стихотворение? Почему?
  4. Прочитай вслух  ещё раз. Если ты прочитаешь  странные или не очень понятные слова, постарайся их запомнить.
  5. Уточни, что обозначают непонятные слова и научись их правильно произносить.
  6. Прочитай  стихотворение ещё раз. Всё ли понятно теперь?
  7. О чём (о ком) говорится в начале стихотворения?
  8. Прочитай  начало стихотворения.  Попробуй повторить его по памяти.
  9. Начни читать стихотворение наизусть.
  10. Попробуй повторить те строчки, которые ты уже запомнил (4-8 строк).
  11. Повтори первое четверостишие полностью.

Далее работа по п. 8-11, предлагаем ребёнку запомнить по 2-4 строки, прибавляя их к уже ранее заученным.

Знакомство с новой книгой

  1. Рассмотри обложку книги.
  2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
  3. Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.
  4. Определи примерное содержание книги.
  5. самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

Работа со сказкой

  1. Как называется сказка, кто е сочинил?
  2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
  3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
  4. какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?
  7. Как относится автор к своим героям?
  8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Как работать над кратким пересказом по плану?

  1. Раздели рассказ на смысловые части.
  1. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
  2. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)
  3. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу)

Как составить план рассказа?

  1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
  • О чём говорится в начале рассказа?
  • Какие события описаны дальше?
  • Чем заканчивается текст?
  1. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)
  2. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
  3. Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
  4. Запиши свой заголовок к каждой части.
  5. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

Как решать задачи

  1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

Правила безопасной работы с ножницами

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструментов.
  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
  6. Следи за движением лезвий во время работы.
  7. Ножницы клади кольцами к себе.
  8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
  9. Не оставляй ножницы открытыми.
  10.  Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  11.  Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем.

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином.

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
  2. Обрежь стекой нужное количество пластилина.
  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
  4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила безопасной работы co швейной иглой.

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
  5. Не втыкай иглу в одежду.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
  8. Не отвлекайся во время работы с иглой.



Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ

 СЛАГАЕМОЕ  СЛАГАЕМОЕ   СУММА

5 + 3 = 8

        СУММА

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ. НУЖНО ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ.

СЛОЖЕНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ ВЫЧИТАНИЕМ. ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СЛОЖЕНИЕ, НУЖНО ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ. ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ВТОРОЕ.

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ ВЫЧИТАНИЯ

УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ

6 – 2 = 4

       РАЗНОСТЬ

  1. ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ УМЕНЬШАЕМОЕ, НУЖНО К РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ.
  2. ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ НУЖНО ИЗ УМЕНЬШАЕМОГО ВЫЧЕСТЬ РАЗНОСТЬ.

ВЫЧИТАНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ СЛОЖЕНИЕМ. 

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ВЫЧИТАНИЕ, НУЖНО К РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ. ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ВЫЧИТАЕМОЕ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

.

ТОЧКА

ПРЯМАЯ НЕ ИМЕЕТ НАЧАЛА И КОНЦА

ЛУЧ ИМЕЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ.

ОТРЕЗОК ИМЕЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ.

КРУГ

ОВАЛ

ТРЕУГОЛЬНИК

ПРЯМОУГОЛЬНИК – это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны. Квадрат является прямоугольником. Только у него все четыре сторон равны.

МНОГОУГОЛЬНИКИ

(шестиугольник, четырехугольник)

ПЕРИМЕТР – ЭТО СУММА ДЛИН ВСЕХ СТОРОН ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ.

РАЗРЯДЫ ЕДИНИЦ, ДЕСЯТКОВ, СОТЕН

СУММА РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ

          ДЕСЯТКИ ЕДИНИЦЫ

5

6

5

0

+

6

         

СОТНИ ДЕСЯТКИ ЕДИНИЦЫ

1

0

0

АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ

1.Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Читаю ответ.

Пример:

1. Сумма чисел 45 и 23.

2. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.

3. Складываю единицы. 5 + 3 = 8. Пишу 8 под единицами.

4. Складываю десятки. 4 + 2 = 6. Пишу 6 под десятками.

5. Сумма равна 68.

4

5

2

3

6

8

АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ

  1. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
  2. Вычитаю единицы.
  3. Вычитаю десятки.
  4. Читаю ответ.

Пример:

  1. Разность чисел 57 и 26.
  2. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.
  3. Вычитаю единицы: 7 – 6 = 1. Пишу 1 под единицами.
  4. Вычитаю десятки: 5 – 2 + 3. Пишу 3 под десятками.
  5. Разность равна 31.

5

7

2

6

3

1

УВЕЛИЧИТЬ НА...ЕДИНИЦ

+

УМЕНЬШИТЬ НА...ЕДИНИЦ

 

-

                 

НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ

    +

   

НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ

СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ

ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ, СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ.

3 + 2 = 2 + 3

СУММА РАВНА ОДНОМУ ИЗ СЛАГАЕМЫХ, ЕСЛИ ДРУГОЕ СЛАГАЕМОЕ РАВНО 0.

3 + 0 = 3

СВОЙСТВА ВЫЧИТАНИЯ

УМЕНЬШАЕМОЕ РАВНО РАЗНОСТИ, ЕСЛИ ВЫЧИТАЕМОЕ РАВНО 0.

3 – 0 = 3

РАЗНОСТЬ РАВНА О, ЕСЛИ УМЕНЬШАЕМОЕ РАВНО ВЫЧИТАЕМОМУ.

3 – 3 = 0

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

1. РЕШЕНИЕ БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

Найди значение выражений 15 + а – 13, при а = 5, а = 10.

15 + а – 13, если а = 5, то

15 + 5 – 13 = 7

15 + а – 13, если а = 10, то

15 + 10 – 13 = 12

2.РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (РАССУЖДЕНИЕ)

15 – х = 8

В этом уравнении неизвестное – вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно и уменьшаемого вычесть разность.

1

5

-

х

=

8

х

=

1

5

-

8

х

=

7

1

5

-

7

=

8

8

=

8

13 + х = 20

В этом уравнение неизвестное – слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

1

3

+

х

=

2

0

х

=

2

0

-

1

3

х

=

7

1

3

+

7

=

2

0

2

0

=

2

0

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ

  МНОЖИТЕЛЬ     МНОЖИТЕЛЬ  ПРОИЗВЕДЕНИЕ

3 · 4 = 12

        ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СЛООЖЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ СЛАГАЕМЫХ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕМ.

Знак умножения – точка(·).

3 + 3 + 3 + 3 = 12

(по 3 взяли 4 раза)

3 · 4 = 12

От перестановки мест множителей, произведение не меняется.

2 · 3 = 6

3 · 2 = 6

2 · 3 = 3 · 2

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ

    ДЕЛИМОЕ     ДЕЛИТЕЛЬ     ЧАСТНОЕ

6 : 3 = 2

        ЧАСТНОЕ

Чтобы найти неизвестно делимое, нужно частное умножить

на делитель.

2 · 3 = 6

Чтобы найти неизвестный

делитель, нужно делимое разделить на частное.

6 : 2 = 3

  1. Деление по содержанию

12 яблок разложили на тарелки, по 3 яблока на каждую тарелку. Сколько тарелок понадобилось?

Для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 3.

  12 : 3 = 4

  1. Деление на равные части

12 яблок разложили на 4 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?

Рассуждаем:

Берем 4 яблока, раскладываем по одному яблоку на каждую тарелку. Затем берем еще 4 яблока, раскладываем еще по одному яблоку в тарелку. И берем еще 4 яблока, раскладываем опять по одному яблоку в тарелку. Таким образом, для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 4.

СВЯЗЬ

МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТОМ И

КОМПОНЕНТАМИ УМНОЖЕНИЯ

        4 · 2 = 8

        8 : 4 = 2

        8 : 2 = 4

Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.

З А Д А Ч И   И   И Х   В И Д Ы

2 КЛАСС

  1. Разбор задачи происходит по плану:

Настя собрала букет из ромашек и васильков. В букете 6 ромашек, а васильков на 3 больше. Сколько в букете васильков?

  1. О ком говорится в задаче? О чем говорится в задаче?
  2. Повтори условие задачи.
  3. Вопрос задачи.
  4. Из каких цветов делала букет Настя?
  5. Сколько было ромашек?
  6. Знаем ли мы сколько было васильков?/ Сколько было васильков. Что нам известно про васильки?
  7. Что нужно узнать?

По окончании разбора записывается краткая запись, делается схема или рисунок.

  1. В задаче всегда пишется пояснение во всех действия, кроме последнего.
  2. В задаче с более, чем в 1 действие, пишется выражение.
  3. Ответ пишется строго по вопросу задачи.

  1. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

На полке стояло 7 синих машинок и 10 красных машинок. Сколько машинок всего стояло на полке?

I  - 7 м.

             ? м.  

II – 10 м.

1)7 + 10 = 17 (м.)

Ответ: 17 машинок всего стояло на полке.

На полке стояло 7 синих машинок, а красных на 3 больше. Сколько машинок всего стояло на полке?

I   - 7 м.

                                ? м.

II  - ? м., на 3 м. >, чем      

1) 7 + 3 = 10(м.) – красных

2) 7 + 10 = 17 (м.)

Ответ: 17 машинок всего стояло на полке.

7 + (7 + 10)= 17

  1. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ

ОСТАТКА(РАЗНОСТИ), НЕИЗВЕСТНОГО

УМЕНЬШАЕМОГО И ВЫЧИТАЕМОГО

а) нахождение остатка (разности)

На ёлке висело 28 игрушек, 7 игрушек разбилось. Сколько игрушек осталось на ёлке?

Было – 28 игр.

Разбилось – 7 игр.

Осталось - ? игр.

1)28 – 7 = 21 (игр.)

     Ответ: 21 игрушка осталась на ёлке.

б) нахождение уменьшаемого

На ёлке висели игрушки, когда разбилось 7 игрушек, осталась 21. Сколько игрушек было на ёлке?

Чтобы ответить на вопрос этой задачи, нужно определить, как найти уменьшаемое.

Было - ? игр.

Разбилось – 7 игр.

Осталось – 21 игр.

1)7 + 21 = 28 (игр.)

    Ответ: 28 игрушек было на ёлке.

в) нахождение вычитаемого

На ёлке висело 28 игрушек, когда несколько игрушек разбилось, осталось висеть 21 игрушка. Сколько игрушек разбилось?

Чтобы ответить на вопрос этой задачи, нужно определить, как найти неизвестное вычитаемое.

Было – 28 игр.

Разбилось - ? игр.

Осталось – 21 игр.

1) 28 – 21 = 7 (игр.)

      Ответ: 7 игрушек разбилось.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ

НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

На стоянке стояло 7 машин. Когда несколько машин приехало, их стало 9. Сколько машин приехало?

Чтобы решить эту задачу, нужно вспомнить, как найти неизвестное слагаемое.

Было – 7 м.

Приехало - ? м.

Стало - 9 м.

1)9 – 7 = 2 (м.)

    Ответ: 2 машины приехало.

 

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ

НЕИЗВЕСТНОГО ТРЕТЬЕГО СЛАГАЕМОГО

На складе было 8 мешков зерна: 3 мешка пшеницы, 2 мешок проса и несколько мешков овса. Сколько мешков овса было на складе?

Пшеница – 3 м.

Просо – 2 м.     8 м.  

Овёс - ? м.

I способ

1) 3 + 2 = 5 (м.) – пшена и просо вместе

2) 8 – 5 = 3 (м.)

     Ответ: 3 мешка овса было на складе.

II способ

1) 8 – 3 = 5 (м.) – просо и овса вместе

2) 5 – 2 = 3 (м.)

     Ответ: 3 мешка овса было на складе.

ЗАДАЧИ

НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ

В саду было 8 кустов малины и 5 кусков крыжовника. На сколько  больше кустов малины, чем кустов крыжовника?

Чтобы решить эту задачу надо вспомнить, с помощью какого действия можно узнать, на сколько одно число больше другого.

Малина – 8 к., на ? к. >, чем

Крыжовник – 5 к.

1) 8 – 5 = 3 (к.)

     Ответ: на 3 куста малины больше, чем кустов крыжовника.

Летом засушили 4 кг грибов, а засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили?

Засушили – 4 кг, на ? кг <, чем

Засолили – 10 кг

1) 10 – 4 = 6 (кг)

      Ответ: на 6 килограмм грибов меньше засолили, чем засушили.

ЗАДАЧИ

НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ ЧИСЛО НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

В Тихом океане 9 морей, а в Атлантическом на 3 моря меньше. Сколько морей в Атлантическом океане?

Рассуждаем так – В Атлантическом океане морей столько же, сколько и в Тихом, но без 3.

Тихий – 9 м.

Атлантический - ? м., на 3 м. <, чем

1) 9 – 3 = 6 (м.)

     Ответ: 6 морей в Атлантическом океане.

Антон нашел 5 боровиков, а сыроежек на 4 больше. Сколько сыроежек нашел Антон?

Рассуждаем так – Антон нашел сыроежек столько же, сколько боровиков и еще 4.

Боровики – 5 шт.

Сыроежки - ? шт., на 4 шт. >, чем

1) 5 + 4 = 9 (шт.)

     Ответ: 9 сыроежек нашел Антон.

ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ

ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ

Толя купил 3 тетради по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради.

Цена

Количество

Стоимость

10 р.

3 т.

? р.

Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.

1) 10 · 3 = 30 (р.)

      Ответ: 30 рублей стоили все тетради.

Толя купил 3 тетради. За всю покупку заплатил 30 рублей. Сколько рублей стоила каждая тетрадь?

Цена

Количество

Стоимость

? р.

3 т.

30 р.

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.

1) 30 : 3 = 10 (р.)

      Ответ: 10 рублей стоила каждая тетрадь.

Толя на тридцать рублей купил тетрадей. Сколько тетрадей купил Толя, если одна тетрадь стоит 10 рублей.

Цена

Количество

Стоимость

10 р.

? т.

30 р.

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.

1) 30 : 10 = 3 (т.)

      Ответ: 3 тетради купил Толя.

ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА

В НЕСКОЛЬКО РАЗ

У Васи 3 Машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?

(по 2 берем 3 раза)

           ? м.

   2 м.

    ? м.

  1. 2 · 3 = 6 (м.)

      Ответ: 6 машинок у Коли.

Если в задаче говорится,

что число больше в несколько раз,

то задача решается умножением.

ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА

В НЕСКОЛЬКО РАЗ

В пруду плавало 9 уток, а гусей в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

     

(делим на три равные части;

узнаем сколько предметов в одной части)

  1. 9 : 3 = 3 (пт.)

      Ответ: 3 утки плавало в пруду.

Если в задаче говорится,

что число меньше в несколько раз,

то задача решается делением.

УВЕЛИЧИТЬ В...ЕДИНИЦ

·

УМЕНЬШИТЬ В...ЕДИНИЦ

:

УВЕЛИЧИТЬ НА...ЕДИНИЦ

+

УМЕНЬШИТЬ НА...ЕДИНИЦ

 

-

з класс

ПЛОЩАДЬ. ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ.

Квадрат, сторона которого 1 см, - это единица площади – квадратный сантиметр.

1 см2

1 дм2 = 100 см2

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА

           

      а        а

b

S = a · b

       

           

ЗАДАЧИ

НА ПРИВЕДЕНИЕ К ЕДИНИЦЕ

На 2 окнах 8 комнатных растений. Сколько комнатных растений на 3 окнах?

   ?р.

 

    8р.

 

       ?р.

  1. 8 : 2 = 4 (р.) – на одном окне
  2. 4 · 3 = 9 (р.)

     Ответ: 9 комнатных растений на 3 окнах.

Привести к единице нам помогает деление.

ПРИМЕРЫ

СХЕМАТИЧЕСКИХ ЧЕРТЕЖЕЙ

ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЗАДАЧ

  1. Задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка.

Пример (простая задача на нахождение остатка).

 В вазе было 10 яблок. 8 яблок съели. Сколько яблок осталость?

      8 яб.    

                ? яб.

           10 яб.

Пример (составная задача на нахождение остатка).

В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать?

                      ? стр.

      ?стр.

 9 стр.

           

          48 стр.

Аналогично составляются

схемы для обратных задач.

  1. Задачи на разностное сравнение.

Прмер.

Высота дома 16 м, а сарая 4 м. На сколько дом выше, чем сарай?

                ?м.

      16 м

     4 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Памятки для учащихся начальной школы "Правила по русскому языку"

Данная публикация представляет собой  памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм....

Памятки для учащихся начальной школы "Правила по математике"

Данная публикация представляет собой  памятки по математике для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила...

Учебные памятки для учащихся начальной школы ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат  понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Гр...

Памятка для учащихся начальной школы "Как подготовиться к изложению"

Памятка разработана для учащихся начальной школы с целью помочь подготовиться к изложению текста....

Памятка для учащихся начальной школы с правилами по русскому языку

Не секрет, что уроки русского языка многие учащиеся начальной школы считают скучными, потому что надо запомнить огромное количество правил и исключений. Чаще всего эти правила написаны в учебниках одн...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...