Подготовка педагогических кадров в Белгородской области
статья (4 класс) на тему
Подготовка педагогических кадров в Белгородской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_pedagogicheskih_kadrov_v_belgorodskoy_oblasti.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка педагогических кадров в Белгородской области
Образование на Белгородчине имеет давние традиции. Первое учебное заведение в нашем крае упоминается еще в 1716 году и относится к разряду «цифирных школ», созданных Петром Великим. В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты. Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.
Яркие страницы истории Белгородчины связаны с именем и деятельностью покровителя Святого Белогорья, епископа Белгородского и Обоянского, Иоасафа Горленко (1705-1754). Епископ Иоасаф — один из просвещённейших людей России XVIII века. Владение иностранными языками позволяло ему читать труды иностранных авторов на языке оригиналов. В его личной библиотеке рядом с сочинениями отцов православной церкви стояли книги по истории, географии, медицине, астрономии, механике и другим, сугубо светским наукам. Приняв в свое управление Белгородско-Обоянскую епархию, епископ Иоасаф обратил в первую очередь внимание не только на состояние храмов, но и на имевшиеся здесь очаги просвещения. Во время поездок по обозрению епархии он регулярно посещал словено-латинские школы, много времени и сил отдавал совершенствованию учебно-воспитательной работы в них. Нередко святитель Иоасаф жертвовал свои личные сбережения на поддержание этих учебных заведений. Масштабы и значимость деяний этой исторической личности выходят далеко за рамки узко церковной, религиозной сферы.
Неоценимый вклад в просвещение внес другой видный просветитель XVIII века, почетный член Российской академии наук, богослов, историк и педагог, архиепископ Белгородский и Курский Феоктист Мочульский. Самым выдающимся памятником его неутомимой деятельности на ниве просвещения было создание в Белгороде духовной семинарии, из стен которой вышли многие выдающиеся деятели России. Среди них: историк Русской Православной Церкви, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), доктор богословия, профессор Московского университета М. И. Иванцов-Платонов, член-корреспондент Российской Академии наук М. Г. Халанский, доктор медицины, профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии П.С. Платонов и многие другие.
Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах. В городах Белгородчины действовали мужские и женские гимназии, уездные, городские, начальные, реальные, духовные, приходские, епархиальные училища. Имелись и частные учебные заведения: женские гимназии Федченко-Якубович и Коротковой, профессиональная ремесленная школа Щербаненко, ремесленная школа Мироновой, подготовительное училище Пономаревой, другие.
С приходом Советской власти главной задачей органов образования стала ликвидация неграмотности населения. 1 октября 1920 года создана губернская чрезвычайная комиссия, а на местах — уездные комиссии по ликвидации неграмотности. В Курской губернии, в которую входил в первой половине XX века Белгородский край, ликбезом занимались два педагогических института и четыре техникума. В Короче и Старом Осколе работали кратковременные педагогические курсы. В итоге, в 1930-е годы был осуществлен переход ко всеобщему начальному образованию.
Небывалые трудности выпали на долю народного образования в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт. На их место пришли выпускники школ, имевшие среднее или неполное среднее образование. И даже в этих тяжелейших условиях образование выжило. На освобожденных от фашистской оккупации территориях дети снова садились за парты и продолжали учебу. Демобилизованные после войны учителя возвращались в школы. Все это дало возможность в послевоенные годы продолжить работу по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию.
Новый этап в развитии образования начался в 1954 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. В 1954 году в области насчитывалось 1614 школ, 1022 из которых были начальными и только 102 — средними, остальные — семи- и восьмилетними. Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, три сельскохозяйственных техникума, три педагогических, три медицинских и девять профессионально-технических училищ.
В Белгороде создаются областные структуры образования. В 1955 году начальником областного отдела народного образования был назначен опытный педагог Василий Матвеевич Гайдуков (1919-1975). Ровно два десятилетия, до последнего дня своей жизни возглавлял он белгородское учительство. За заслуги перед Родиной Василий Матвеевич был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
Уже в первый год существования области гостеприимно раскрыл двери Белгородский областной институт усовершенствования учителей. Сотрудники института внедряли в практику новейшие достижения педагогической науки, разрабатывали для школ методические рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательной работы.
В 1957 году из Старого Оскола в областной центр был возвращён педагогический институт, эвакуированный в годы войны. Он разместился в здании бывшей мужской гимназии по улице Коммунистической, ныне Преображенской. Сегодня этот памятник архитектуры отреставрирован и в нём находится социально-теологический факультет Белгородского государственного университета. В ту пору в институте было всего два факультета: филологический и физико-математический. Филологический факультет готовил учителей русского языка и литературы, а также иностранных языков. На обоих факультетах обучалось 960 студентов. В связи с объявленной программой политехнического образования будущие учителя физико-математического факультета проходили практику не только в лабораториях института, но и на котельном заводе, ныне «Энергомаш». Все выпускники этого факультета за время учебы в институте овладевали профессиями водителя и тракториста, приобретали навыки столярного и слесарного дела.
В пятидесятые годы в Белгородском педагогическом институте работало около 80 преподавателей, 26 из них были доцентами и кандидатами наук. До 1961 года возглавлял институт кандидат филологических наук, доцент Сергей Николаевич Соколов. В 1961 году его сменил на этом посту Михаил Александрович Николаев. При нём началось строительство четырехэтажного учебного корпуса в северном микрорайоне города, а уже в 1966 году институт переезжал в новое здание. В это время ректором института был кандидат исторических наук Дмитрий Михайлович Забродин, впоследствии занимавший должность заместителя Министра просвещения РСФСР.
В новом здании были созданы все условия для занятий. К услугам студентов были предоставлены 175 просторных аудиторий, хорошо оснащенных и оборудованных лабораторий и кабинетов, библиотека, читальный, спортивный и актовый залы. Рядом с учебным корпусом разместилось пятиэтажное общежитие на 400 мест. В том же году открылся биолого-химический, а в следующем, 1967-ом, — факультет физического воспитания. К концу 1960-х годов в институте работали 189 преподавателей, обучалось 1650 студентов.
В последующие десятилетия ректорами Белгородского педагогического института были: Николай Данилович Глухов (1968-1973 гг.), Петр Григорьевич Коняев (1974-1986 гг.), Лев Евгеньевич Шапошников (1986-1989), Николай Иванович Прохоров (1989-1990 гг.), Николай Васильевич Камышанченко (1990-2002 гг.). В наши дни Белгородский педагогический институт преобразован в государственный университет, а возглавляет его Леонид Яковлевич Дятченко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»
В данном документе помещены критерии и показатели при аттестации на квалификационную категорию по должности "учитель-логопед" общеобразовательных учреждений....
Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »
Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...
Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
В жизни нашей семьи христианские праздники имеют большое значение. С двух лет мы с мамой посещаем храм, постоянно узнаем что-то новое и интересное из жизни святых л...
Статья "Очерк по истории подготовки педагогических кадров в России"
В статье рассматриваются основные вехи становления процесса подготовки педагогических кадров....
Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 "Об ответственности родителей за воспитание детей" (принят Белгородской областной Думой 20 января 2005 г.)
Настоящий Закон конкретизирует обязанности родителей....
Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области
Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области 2023 г
Содержит МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области...