По заповедным местам
проект (4 класс) на тему

Пенская Жанна Викторовна
«По заповедным местам»: творческий инновационный проект (в рамках реализации экологического марафона «Планета. Город. Человек», в преддверии Года особа охраняемых природных территорий по распоряжению Правительства РФ). Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ                                                   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
гимназия №166

МЕЖШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«По заповедным местам»

Авторы: творческий коллектив учителей

ГБОУ гимназии №166

Пенская Ж.В.

Туманова Е.Ю.

Терехова Е.А.

Скворцова Е.В.

педагог-организатор Шеховцова И.Ю.

учитель начальных классов  ГБОУ школы №300 Варакина Ю.А.

Руководители:

Плохотнюк Т.А.

зам. директора по УВР

 Шеховцова И.Ю.

педагог-организатор ГБОУ гимназии №166

2016-2017

учебный год

"Визитная карточка" проекта

Фамилия, имя, отчество авторов

творческий коллектив учителей

ГБОУ гимназии №166

Пенская Жанна Викторовна

Туманова Екатерина Юрьевна

Терехова Елена Альбертовна

Скворцова Елена Викторовна

педагог-организатор

Шеховцова Ирина Юрьевна

учитель начальных классов

 ГБОУ школы  №300

Варакина Юлия Анатольевна

Место проведения

ГБОУ гимназия №166 Центрального района Санкт-Петербурга

Эл. адрес, ICQ

shek-irina2012@yandex.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его должность

Завуч гимназии №166 Плохотнюк Татьяна Александровна, Шеховцова Ирина Юрьевна

 педагог-организатор ГБОУ гимназии №166

Тема проекта:

«По заповедным местам»

Цели: 

формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики

Задачи:

- формирование первоначальных знаний о заповеднике, как особо охраняемой территории, многообразии природоохранных комплексов;

 - развитие желания больше узнать о заповедных животных и растениях, ореоле их существования, на примере Юганского заповедника;

- воспитание ответственного, бережного отношения к природе, желания принять посильное участие в ее охране и защите;

- развитие умения видеть красоту окружающего мира природы, разнообразия его красок и форм;

- формирование навыков рационального природопользования;

- активизация деятельности родителей в экологическом воспитании детей.

 Представление проекта “По заповедным местам”.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Эта технология решает задачу формирования у школьника стремления получать конкретный осязаемый продукт своей учебной и внеклассной деятельности, четко выделяет одаренность ребенка.

Мы представляем коллективный, межпредметный проект “По заповедным местам”.

Участники и авторы проекта учащиеся 4 класса, руководители проекта: завуч гимназии №166 Плохотнюк Т.А. педагог-организатор Шеховцова И.Ю.

Краткая аннотация проекта.

«По заповедным местам»: творческий инновационный проект (в рамках реализации экологического марафона «Планета. Город. Человек», в преддверии Года особа охраняемых природных территорий по распоряжению Правительства РФ).  Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию.

Пояснительная записка

Разработанный проект позволяет реализовать задачи воспитания положительных привычек поведения через педагогику сотрудничества: родители-дети-педагоги, обогащения личного опыта детей гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе местной сибирской культуры, развития познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность с объектами живой и неживой природы. Изложение проектного материала, структура, содержание соответствует современным научно-педагогическим требованиям, так же указываются отличительные особенности от уже существующих проектов подобного направления включающих региональный компонент. Используя в своей работе с детьми проект «По заповедным местам», была выявлена высокая результативность деятельности по реализации проекта, а именно положительная динамика в развитии воспитанников. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Поэтому детей и называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать школьников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, поведения в природе, вовлекать их в поисковую деятельность. Отсюда и возникла идея проекта по ознакомлению с заповедниками родного края по теме «По заповедным местам». Проект позволит сформировать у детей представления о родном крае, как заповедном крае, будет способствовать развитию самостоятельности, инициативности, любознательности, творческого воображения, умения планировать поисково-исследовательскую деятельность.

 Проект состоит из трёх этапов:

1.Подготовительный этап - разработка компонентов проекта, определение перспективы дальнейшей работы;

2. Практический этап - разработка планирования практической деятельности с детьми, подготовка методической базы для реализации проекта, организация просветительской деятельности.

3. Заключительный этап - организация практической деятельности в рамках проектной. Презентация педагогической и детской проектной деятельности. 4. Презентация и оценка результатов, распространение лучшего педагогического опыта. Кроме того, проект «По заповедным местам» содержит в себе большую познавательную ценность и эмоциональную выразительность, а также, учитывая его доступность, может быть использован как фактор экологического воспитания и образования не только для воспитанников данной гимназии, но и для детей других образовательных учреждений. Это может быть достигнуто через многообразие форм работы по проекту, их творческой и познавательной ценности.

Принципы:

1.Принцип региональности предполагает учет регионального компонента: природных и социально-экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной региона, национальных и культурных традиций.

2. Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе: отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей. Важно обеспечить ориентировку ребенка в окружающем мире, развить его познавательные способности, сформировать знания о живом организме, его самоценности, неповторимости.

3. Принцип научности в отборе содержания знаний и научных понятий (растения и животные-живые существа; живое - неживое; рост и развитие).

4. Принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний.

5. Принцип интеграции (учет характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах).

6.Принцип доступности (отбор содержания знаний о природе должен производиться в соответствии с познавательными возможностями детей дошкольного возраста).

7. Принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний (постепенное усложнение программного материала).

Возраст воспитанников: 9-11 лет

Время работы над проектом: 2 недели.

Материально - техническое и учебно-методическое оснащение: научно- методическая литература, доступ в Интернет, фотоаппарат, видеоаппаратура, принтер, мультимедийное оборудование, информационные стенды.

Мотивация к познанию, работе: индивидуальные детско-родительские проекты, экологические мероприятия, организация продуктивной творческой деятельности.

Формы и методы взаимодействия по проекту: групповые, индивидуальные. Предполагаемые результаты

- сформированность первоначальных знаний о заповедниках, как особо охраняемых территориях; - дети хотят больше узнать о животных и ореоле их обитания, интересуются растениями заповедника;

 - дети проявляют ответственное, бережное отношение к природе, стремятся принять посильное участие в ее охране и защите;

- обращают внимание на красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- используют навыки рационального природопользования;

- родители принимают активное участие в экологическом воспитании детей. Вид деятельности: игровой, исследовательский, творческий.

Характеристика этапов проекта.

1этап. Подготовительный. Определяются направления деятельности проекта, формируется его нормативная основа. Разрабатывается план проекта, определяются основная цель и задачи проекта.

2 этап. Разработка проекта. Ведется работа по планированию практической деятельности с детьми, подготавливается методическая база для реализации проекта, организуется просветительская деятельность.

3 этап. Реализации проекта. Организация практической деятельности в рамках проекта на основе тематического планирования.

4 этап. Итоговый.

Презентация педагогической и детской проектной деятельности, оценка результатов, распространение лучшего опыта в педагогическом сообществе. Презентация и оценка результатов проекта организуется в форме заключительных мероприятий работы. Учащиеся презентуют индивидуальную проектную деятельность, представляют результаты своей работы (рисунки, самодельные книжки, агитационные плакаты, мультимедийные презентации с подтверждающими материалами практической деятельности детей и взрослых) по формированию нравственного отношения к природе, экологической культуры и мировоззрения.

Вывод.

Внедрение в работу проекта «По заповедным местам» позволит сформировать начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе региона, в котором он проживает, накапливает представления о разных формах жизни и охраны природы. Данный проект возможно транслировать и воспроизвести на той территории нашей страны, где созданы природоохранные объекты.

Проблемы существуют повсюду, нужно лишь учитывать территориальные, климатические и демографические особенности региона, на котором будет осуществляется данный проект.

Литература:

1. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003.

2. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004.

3. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995.

4. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.

5. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим», 2006

6. Снегирев Г.Я. «В заповеднике», 1986.

7. С.Н. Бунтовская "Заповедные тропинки», 2000.

8. С.Н.Николаева «Юный эколог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Заповедные места моего края"

В презентации представлен интересный материал о Саблинском геоэкологическом заказнике Ленинградской области....

Викторина: По заповедным местам Астраханской области.

викторина оформлена в виде презентации, по заповедным местам астраханской области...

Внеклассное мероприятие "Заповедные места Земли"

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Включена   информация о заповедниках на территории России, а также интересные конкурсы....

Экскурсия по заповедным местам Кузбасса.

Заповедники - это особо охраняемые природные территории - сегодня, пожалуй единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы живого мира....

Путешествие по заповедным местам России

Знакомство учащихся с заповедными местами России. В работе это раскрыто на примере богатого культурного наследия и уникальной природы Алтая....