Методики обучения декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании
статья на тему
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikladnoe_tvorchestvodokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В кружки при центрах детского творчества нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов. Поскольку, с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, мы считаем необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи. Занятия в системе дополнительного образования детей организуются в соответствии со следующими принципами: создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием; проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка; обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи; В деятельности педагога дополнительного образования имеет место проблема, связанная с несовершенством методик обучения декоративно-прикладному творчеству с целью обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса.
Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с воспитанниками. Учебно-наглядные пособия – плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал – будут в большей степени способствовать усвоению воспитанниками изучаемого материала, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие воспитанниками изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность образовательного процесса. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного творчества помогают детям глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у воспитанников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью. Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлечённость работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства воспитанники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого ребёнка перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных воспитанников от выполнения собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного творчества. В творческое объединение дети приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах творческого объединения организовать несколько групп воспитанников с различным уровнем подготовки. Эффективность воспитательного воздействия на воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти календарно-тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка. В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий – беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, намечены встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества.− прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека. Следующий шаг знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение воспитанников к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. Далее, что вполне закономерно — знакомство воспитанников с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного творчества даёт возможность воспитанникам сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника. Дети постигают пластический язык керамики, кожи, текстиля и т. д., обучаются декоративной работе в материале (батик, коллаж, керамические рельефы). В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале воспитанники учатся вести работу поэтапно — от разработки обобщенно-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства. Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная, групповая и работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий. [3.67]. На занятиях по декоративно-прикладному искусству особое значение приобретает включение в них драматургии активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ воспитанников − крестьянского −Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме. Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста (первый этап художественного развития) на занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. [4. 32]. На занятиях декоративно-прикладного искусства воспитанники осваивают язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Знакомство с декоративно-прикладным искусством начинается с народного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по декоративно-прикладному искусству в системе доп образования
Как вызвать интерес у детей к изучению росписи по дереву....
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...
Декоративно-прикладное народное творчество
Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...
Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".
Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей" г.Тайшет с докладом на пед чтении....
Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника
Библиографический списокРусская народная игрушка как особый вид народного творчества: http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)Международный образовательный портал: http://www.maam.r...
«Декоративно-прикладное искусство в условиях дополнительного образования как средство развитие творческих способностей обучающихся»
Статья о роли декоративно-прикладного творчества в развитии младших школьников....