Доклад "Умственная отсталость: причины, характеристика"
статья на тему
Доклад к педагогическому совету «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и специальные образовательные условия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_umstvennaya_otstalost.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Педагогический совет
«Особые образовательные потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и специальные образовательные условия»
доклад на тему:
Умственная отсталость: характеристика, причины
Подготовила:
Швецова В.И.
учитель начальных классов.
Перелюб, 2016
У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я)— это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.
Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС.
Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, в зависимости от различных причин принято считать, что ею страдают от 1% до 5% людей.
Причины умственной отсталости:
В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения определить не удается. Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:
Генетические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
Сильная недоношенность плода;
Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники.
Степени умственной отсталости.
Умственная отсталость (олигофрения) делится на степени, определяющие уровень тяжести отклонений:
- I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей;
- II степень – имбецильность. Около 20%;
- III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.
Дети со 2 и 3 степенью умственной отсталости - не обучаемы.
Характеристика детей с умственной отсталостью.
- Нарушение мышления.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.) Темп мышления замедлен, тугоподвижен. Отмечается снижение критичности, нарушение регулирующей роли мышления, конкретность, непоследовательность, стереотипность. Вследствие чего отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия.
- Недостаточность восприятия и внимания. Недостаточность восприятия во многом обусловлена нарушениями произвольного внимания; внимание таких детей с трудом привлекается и фиксируется, легко рассеивается.
- Нарушения памяти. УОД свойственны замедление и «непрочность» запоминания. Особенно страдает логическое, опосредованное запоминание, т. е. высший уровень памяти, в то время как механическая память может быть сохранной или даже развитой. Плохое понимание воспринимаемых впечатлений приводит к тому, что дети запоминают лишь внешние признаки предметов и явлений и с трудом сохраняют воспоминания о внутренних связях и словесных объяснениях.
- Недоразвитие речи. Речь бедна запасом слов, построение фраз детское, аграмматичное, отсутствие в них спряжения и склонения, неправильное произношение отдельных звуков, бедность интонаций, часто недоразвита способность к чтению и письму.
- Нарушения эмоционально-волевой сферы. Общим характерным признаком для ЭВС этих лиц является то, что элементарные эмоции могут быть относительно сохранными, а высшие эмоции, прежде всего нравственные, оказываются недоразвитыми. Преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации, актуальные только в данный момент. Эмоциональные переживания ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение. Дети редко испытывают недовольство собой, сознание вины.
- Нарушения личности. Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия. Они отличаются также повышенной подражательностью, внушаемостью и несамостоятельностью поведения, находятся в зависимости от влечений и аффектов, а также от ситуации и обстоятельств. Наблюдается неустойчивость интересов.
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода.
В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития.
При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учителю важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.
На уроках педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.
Календарно-тематическое планирование составляется таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.
Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу. Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.
Умственно отсталые учащиеся могут посещать различные занятия системы дополнительного образования. Выбор того или иного кружка, секции должен быть добровольным, отвечать интересам и внутренним потребностям ребенка. Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.
Список литературы:
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М.,2009.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.
- Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
- Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то е...
Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей
Причины возникновения умственной отсталости, классификации, характеристика....
Причины и характеристики нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ствтье содержится материал по специальной психологии, и будет интересен широкому кругу педагогов....
Выступление на дефектологическом семинаре Тема: «Причины и классификация умственной отсталости»
1. Причины умственной отсталости Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской по...
Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.»
В докладе рассказывается о причинах нарушения письма и чтения, а также о приемах работы, направленных на преодоление ошибок....
Понятие, причины, характеристика детей с синдромом Дауна
Рождение ребенка - всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым - и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом разв...
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью. ...