Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
консультация (2 класс)
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью.
Умственная отсталость в отечественной детской психиатрии и клинической психологии рассматривается как группа состояний общего психического недоразвития, различных по этиологии (причинам возникновения) и клиническим проявлениям.
Различают врожденную умственную отсталость обозначаемую, как олигофрения и приобретенную, т. е. возникшую в силу тех или иных повреждений головного мозга позднее 3-х лет и имеющую несколько иную структуру психического дефекта, которую принято называть «деменцией».
«Стержнем» общего психического недоразвития у детей, подростков и взрослых является слабость абстрактного мышления в виде его ситуативности, недостаточной способности к обобщению и пониманию причинно-следственных отношений (Выготский Л.С., 1960 г.).
Наряду с недоразвитием различных сторон мышления, у лиц даже с легкой умственной отсталостью обнаруживают дефицит других психических функций, слабость познавательной активности и волевой регуляции поведения. Особенности эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью проявляются в нарушении структуры волевых действий, в ограниченности высших эмоций — эстетических, нравственных, интеллектуальных, сочетающихся с отсутствием устойчивой мотивации поведения, с её большой зависимостью от внешних, случайных влияний среды и неспособностью самостоятельно подавлять возникающие низшие потребности и влечения.
Признаки недоразвития проявляются и в психомоторике: недостаточной координированности движений и их угловатости, особенно в недоразвитии мимики и тонких движений кистей рук.
Особенности психопатологического статуса детей и подростков с умственной отсталостью.
При умственной отсталости может встречаться весь диапазон психических расстройств. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении.
Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. При осложненных, или «атипичных» формах олигофрении отмечается неравномерность нарушений познавательных функций, а также выраженные эмоционально-волевые нарушения, что сближает их с состояниями приобретенного слабоумия, т. е. деменциями. Так, например, Мнухин С.С. выделил «астеническую» и «атоническую» формы умственной отсталости.
Астеническая форма характеризуется сочетанием неглубокого интеллектуального недоразвития с выраженными нарушениями школьных навыков (чтения, письма, счета), а также недостаточной последовательностью действий, недоразвитием пространственной ориентировки и тонкой моторики.
Для атонической формы, наряду с разной степенью интеллектуальной недостаточности, свойственны вялость, аспонтанность, бедность и невыразительность эмоций, слабая потребность в общении с окружающими, недостаточность активного внимания с преобладанием пассивного.
С.С. Мнухиным и Д.Н. Исаевым описан «дисфорический вариант» атипичной умственной отсталости, для которого характерны немотивированные колебания настроения, раздражительность, озлобленность, склонность к аффективным разрядам гнева с агрессивными и разрушительными действиями, выраженная двигательная расторможенность.
Многофакторность и сложность патогенеза умственной отсталости обусловливают и многообразие форм нарушений поведения.
«Расстройство поведения» — это понятие часто подменяют словосочетаниями «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «ребенок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение» и др.
Шипицына Л.М. и Иванов Е.С., исследуя детей с умственной отсталостью, пришли к понятию «нарушение социального поведения», которое применяют к обозначению патологических и непатологических форм поведения различных групп детей. Под термином «нарушение социального поведения» авторы подразумевают такое поведение, которое вступает в противоречие с нормами морали и нравственности, принятыми в обществе, и которое сопровождается социальной дизадаптацией.
Нарушения социального поведения у детей и подростков с умственной отсталостью может иметь разную степень выраженности:
от минимальных до значительных нарушений,
нарушения, требующие лечебных мер.
В последнее время увеличилось количество детей с РАС. Поведенческие проблемы данной категории детей проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются нарушением социального поведения. Аутистические расстройства часто сопровождаются выраженными вспышками гнева и деструктивным поведением как формой личной активности (словесной или практической), направленной на разрушение чего-либо – покоя, настроения, здоровья. Деструктивность отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
У многих детей с расстройством аутистического спектра серьезные поведенческие нарушения. Такие нарушения в поведении как, склонность к разрушительным действиям, аутоагрессию, неустойчивость эмоций (состояние радости без причин сменяется печалью, смех – слезами), крики можно погасить. Дети с РАС используют проблемное поведение для того, чтобы получить желаемый результат или активность, иногда это реакция на боль. Крики, истерики, аутоагрессия приводят их к последствиям, которые успокаивают, дают комфорт. Родителям и педагогам необходимо научиться терпеливо гасить проблемное поведение ребенка. В каждом отдельном случае методы воздействия будут разные.
В момент проявления такого поведения, можно свести взаимодействие с ребенком до минимума, но продолжаю требовать максимального выполнения задания. Объяснить, почему не надо этого делать, обращать внимание на то, что: «Другим людям неприятно, когда ты кричишь», «Если хочешь чтоб тебя понимали, выражайся словами». Постепенно появится результат, проблемное поведение будет поганено.
В формировании разных типов нарушений поведения и их динамике определяющую роль играет степень соотношения биологических и социальных факторов в «траектории» развития аномального ребенка.
Причинами состояния декомпенсации, при которых резко ухудшается поведение, могут быть: незначительные инфекционные заболевания, различные интоксикации, психические и черепно-мозговые травмы, дисгармонически протекающий процесс полового развития. Расстройство поведения в этих случаях можно расценивать как психопатоподобное состояние, поскольку его возникновение связано с нарушениями мозга, в частности, с повышением внутричерепного давления. При затяжном течении этих расстройств может сформироваться патологическое развитие личности на фоне олигофрении.
Также расстройства поведения детей с умственной отсталостью могут быть обусловлены нарушением системы отношений в сфере ближайшего окружения, если взрослые в своих требованиях не учитывают особенности психики ребенка.
Поведение детей с умственной отсталостью часто зависит от влияния случайных факторов среды. У них слабо развита система высших потребностей, определяющих в норме мотивы поведения и интересов таких, как: интеллектуальные, морально-нравственные, эстетические. Недоразвитие духовных качеств в сочетании с недоразвитием воли сопровождается усилением низших потребностей и инстинктов, особенно в условиях неправильного воспитания, безнадзорности и влияния асоциальных групп сверстников. Расстройства поведения у детей и подростков с УО нередко носят устойчивый характер. Даже устраненное однажды нарушение поведения в силу инертности психических процессов имеет склонность к повторению, проявляясь в своеобразной стереотипии поведенческих реакций.
У детей с легкой умственной отсталостью наиболее часто встречаются три типа синдромов нарушений поведения: синдром психической неустойчивости, синдром повышенной аффективной возбудимости, синдром нарушенных влечений. В основе этих нарушений поведения лежит недостаточность нравственных побуждений и установок, эмоциональных привязанностей, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц (недостаточность чувства самосохранения, расторможение и извращение сексуального влечения, повышенный аппетит, склонность к бродяжничеству и т.д.).
1 тип: синдром психической неустойчивости, который характеризуется:
- крайней неустойчивостью, изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств;
- повышенной внушаемостью, подражаемостью;
- преобладанием повышенного (эйфорического) фона настроения;
- собственной переоценкой;
- склонностью к хвастовству, лживости, демонстративности;
- стремлению к примитивным удовольствиям, жажде новых впечатлений, с чем связаны уходы из дома или интерната, бродяжничество, воровство, формирование аддиктивного поведения, раннее начало сексуальной жизни.
2 тип: синдром повышенной аффективной возбудимости, который проявляется у детей и подростков, в основном, эмоциональной раздражительностью, агрессией, жестокостью, склонностью к бурным аффективным разрядам. С началом полового созревания степень аффективной возбудимости нередко возрастает. Подросткам свойственны подражательные действия, курение, склонность к токсикомании, ранней алкоголизации. К сожалению, такое увлечение часто приводит к смерти.
3 тип: синдром нарушенных влечений проявляется в стремлении причинить боль другому, элементах садизма, воровстве, обжорстве и проч. Формой протестного поведения детей, особенно подросткового возраста, являются побеги из дома и интерната. Побег из дома – это попытка бегства от проблемы. Классифицировать побеги детей можно следующим образом: импульсивные, стереотипные, по типу реакции протеста на школьные трудности, на конфликтные отношения, по подражанию, из страха наказания, для достижения удовольствия и другие. Дети с умственной отсталостью чаще оказываются в среде, где они подвергаются «отрицательной социализации» (влиянию асоциальных сверстников и взрослых, неблагоприятных семейно-средовых факторов), что приводит их, в связи с правонарушениями, к постановке на учет в полицию.
Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика помогает на ранних этапах выявить детей, склонных к данному виду нарушения поведения и предупредить их последствия.
Установлено, что расстройства социального поведения и аномалии развития личности психогенной природы особенно легко возникают у детей с умственной отсталостью, посещающих (массовую) общеобразовательную школу, где к ним, как правило, предъявляются завышенные требования.
Напротив, проведенные исследования, охватившие свыше 5 тыс. бывших выпускников коррекционных школ, показали, что подавляющая часть их успешно устроилась в жизни, приобретя при этом достаточно квалифицированные профессии. Эти выпускники не только работают, они создали семьи, у многих есть дети.
Важно понимать, что без управления своим поведением независимость невозможна. Мы все используем управление своим поведением постоянно. Просто мы научились этому сами, а детей с умственной отсталостью нужно учить этому целенаправленно. Чем младше ребёнок с умственной отсталостью, тем легче выявить специфические особенности психического недоразвития и подобрать эффективные способы коррекции нарушений поведения. Чем позднее приходит помощь таким детям, тем больше наслаиваются педагогическая запущенность и поведенческие расстройства, тем труднее специалистам образовательного учреждения решать задачи профилактики «девиантности» у детей и подростков.
Философия АВА (метод прикладного анализа поведения) гласит:
- Любое поведение имеет свою причину (поскольку подкрепляется в окружении человека).
- Поскольку причины поведения чаще находятся в окружении человека, а не в нем самом, любое поведение можно изменить.
- Даже люди с серьезными нарушениями могут преодолевать поведенческие трудности.
Уважаемые коллеги, мы должны помнить что, наше поведение с
детьми во многом определяет то, как они себя ведут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология осуществления комплексной психолого-педагогичесой профилактики нарушений поведения у детей и подростков
Основная цель воспитательной работы в школе заключается в профилактике отклонений в развитии, поведении, деятельности и общения несовершеннолетних. Основной задачей в работе учителя, психолога, социал...
Причины и характеристики нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ствтье содержится материал по специальной психологии, и будет интересен широкому кругу педагогов....
Культура поведения и общения» (обучающиеся с ОВЗ (умственная отсталость))
методическая разработка урока для обучающихся с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)...
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
Методы психокоррекции девиантного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта
Материалы МО...
Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...