Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Макарова Татьяна Владимировна

Программа разработана на 4 учебных года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________________________

ФИО

«___» ___________20___ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 4»

________________________

ФИО

Приказ № _ от «_» 20_ г.

   

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Маленькие умельцы»

(наименование курса внеурочной деятельности)

по общекультурному (творчество)направлению развития личности

начального общего образования

2 в класса

Макаровой Татьяны Владимировны

(Ф.И.О. педагога)

2016-2017 учебный год

        

                                                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                            педагогического совета

                                                                                                                                            протокол №__ от «__» 20__г.

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Цель программы:

  -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного  

    искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе

     с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые

     практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию,                        воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

          Содержание программы «Маленькие умельцы» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: изобразительная деятельность (нетрадиционное рисование), пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол и мягких игрушек, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Маленькие умельцы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  Личностные результаты

-   учебно – познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-  навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты:

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

 - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

        Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

 - первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

       Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

                                           

Оценка планируемых результатов освоения программы

     Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

  однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  тематические – по итогом изучения разделов, тем;

          итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

   Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

     В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Предметные результаты:

  1.                 -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

                -понимать образную сущность искусства;

                -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

               --выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

               -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

              -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать:

              - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

              - жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж;

              - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера, элементы нетрадиционного рисования;

              - историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

              -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

              -понятие «аппликация», виды аппликации (цветная бумага, бросовый материал), исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

              - историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;  

              -виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

              -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

              -традиционные виды аппликации из бросового материала, технология создания силуэтной куклы;

              - историю русского народного костюма;

       -игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

       -сувенир, виды и назначение сувениров;

       -оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.

     -авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и   их назначение.  

Учащиеся должны уметь:

           -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

           -наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

           -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

           -пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

           -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

         -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

           -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

           -называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

           - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

           - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

           - выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

           - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

           - подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

         - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

         -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

         - анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

         - определять основные конструктивные особенности изделий;

         -подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

         - соблюдать общие требования дизайна изделий;

         - планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

Содержание программы «Декоративно – прикладное искусство»

1 год обучения (34часа)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (акварель, гуашь, пластилин, цветная бумага и картон, бросовый материал), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности -1 час

                                  Изобразительное творчество (нетрадиционное рисование) - 6 часов

1.Печатание листьями деревьев, колосками травы «Осень в лесу»

Теория.  Знакомство с понятием печатанием листьями деревьев. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показ печатания, нанесение одной краски на другую, смешивание цветов.

2. Рисование мятой бумагой «Осенний пейзаж»

Теория.  Знакомство с понятием оттиск. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Создание пейзажа с использованием мятой бумаги как средством изобразительной деятельности.

3. Рисование по мокрой бумаге «Ваза с цветами»

Теория.  Знакомство с приемами рисования по мокрой бумаге. Закрепление знаний о натюрморте.

Практическая часть. Показать приемы работы с мокрой бумагой и акварелью, прием «вливания одного цвета в другой».

4. Монотипия «На берегу» (отражение)

Теория.  Знакомство с приёмом рисования в технике монотипия. Закрепление знаний о цветовыделения, смешивании красок.

Практическая часть. Показать приемы работы в технике монотипия, «вливания одного цвета в другой».

5. Кляксография «Деревья» (выдувание краски через трубочку)

Теория.  Знакомство с приёмом рисования в технике кляксография. Закрепление знаний о смешивании красок.

Практическая часть. Показать приемы работы с трубочкой, нанесение одного цвета на другой с помощью выдуваемого воздуха через трубочку.

6. Рисование набрызгом и акварелью (натюрморт «Фрукты в вазе»)

Теория.  Знакомство с приёмом рисования в технике набрызг. Закрепление знаний о натюрморте и смешивании красок.

Практическая часть. Показать приемы работы с расческой или зубной щеткой, нанесение одного цвета на другой с помощью брызг получаемых от щетины или зубцов. Применение в работе картонных шаблонов.

                                                                             Пластилинография - 8 часов

1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Теория.  Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Знакомство со средствами выразительности «Червячок в яблочке».

Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки», «Божьи коровки на цветке».

Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

5. Плоскостное изображение.  «Рыбка».

Теория Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

6. «Натюрморт из чайной посуды»

Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

7. «Кактус в горшочке»

 Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Цветы в вазе».

Теория Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

                                           Бумагопластика - 8 часов

1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».

Теория История возникновения и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2. Аппликация из листьев «Павлин и Чудо – дерево»

Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации из листьев деревьев и цветной бумаги, салфеток зеленого цвета.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием природного материала (листьев) и элементов   вырезанных из цветной бумаги. мятых бумажных салфеток.

3. «Ветка рябины» (бумажные салфетки, акварель)

Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. 

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятых бумажных салфеток и акварельных красок.

4. Новогодняя игрушка. Символ года

Теория История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. 

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

5. Открытка к Новому году.

Теория Последовательность Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

6. Аппликация «Сова»

Теория Последовательность выполнения работы с косметическими ватными дисками. Композиционные навыки.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием ватных дисков, создание композиции.

7. Аппликация с использованием крупы «Яблоки на снегу»

Теория Последовательность выполнения работы с использованием различных круп. Композиционные навыки.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием крупы, клея и картонного шаблона с изображение снегиря. 

8. Складывание фантиков гармошкой «Рыбки в аквариуме»

Теория Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации фантиков от конфет, складывание фантиков гармошкой, создание композиции.

 

                                                       Изготовление кукол – 10 часов

1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности при работе и ножницами, иглой, нитками.

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу.

2. Кукла на картонной основе. 

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного

 костюма.

Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

3. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.

Разнообразие техники создания пальчиковых кукол, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

4. Кукла «Малышок»

Технология создания русской народной куклы с использование лоскутов текстиля, ваты и ниток.

5.Итоговое занятие. Выставка.

                         

2 год обучения (34 часа)

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

      Введение: правила техники безопасности -1час

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

                           

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография -11 часов

1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

                                                     Бумагопластика - 6 часов

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.Снежинки

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть.  Плоскостные и объемные снежинки

4.Новогодняя открытка

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

                                                     Бисероплетение - 8 часов

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

                                                   Изготовление кукол - 8 часов

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

2.Бесшовные куклы.

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

 

Содержание программы «Декоративное творчество»

                                                                                                  3 год обучения (34 часа)

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

    Введение: правила техники безопасности-1 часов

1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография-6 часов

1.Пластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.Фоторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Композиция из пластилина «Лето в лесу». Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

3.Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов.  Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

4.Ваза.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори.  Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

5.Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

Бумагопластика – 8 часов

1. Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумажных полос в технике квиллинг «Цветок»

Знакомство детей с техникой квиллинг.

2. Конструирование из бумажных полос в технике квиллинг «Лебедь» 

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3. Конструирование из бумажных полос в технике квиллинг «Цыплята»

 Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

 

Бисероплетение -10 часов

1.Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

2.Бисерные «растения» в горшочках.

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

 Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть.  Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

 Изготовление кукол – 9 часов

1.Сувенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Практическая часть. Домовенок.  Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

3.Кукла – шкатулка

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

                                     4 год обучения (34часа)                                                                                                        

Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Введение: правила техники безопасности -1час

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

     Пластилинография - 11часов

1.Панно из пластилина. 

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

 Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3.Подбор цветовой гаммы.

         Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть.  Выполнение практической работы

4.Тематические композиции. 

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть.   Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. 

                                          Бумагопластика- 6 часов

1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Практическая часть.   Кошка, собака.

2.Завивка, закругления

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.

Практическая часть.   Эльф, фея, ангел.

      Бисероплетение- 9 часов

1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.Праздничные сувениры

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть.   Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

3.Цветочные композиции – букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть.   Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

              Изготовление кукол -7часов

  1. Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

  1. Подготовка материалов и инструментов.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

  1. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

Планирование этапов работы

Практическая часть.   Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

Тематическое планирование внеурочной деятельности

2 год обучения.     (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

                        Тема учебного занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Введение: правила техники безопасности

1

1

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

1

II

Пластилинография

11

         1

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

3

1

2

         2

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

2

1

1

         3

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

2

1

1

         4

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

2

1

1

         5

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

2

1

1

III

Бумагопластика

6

1

История бумаги. Технологии работы с бумагой

1

1

         2

Цветы из бумаги.

2

2

         3

Снежинки

2

2

         4

Новогодняя открытка

1

1

1

IV

Бисероплетение

8

         1

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»

1

1

         2

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

1

1

         3

Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»

3

3

         4

Бисерная цепочка с петельками.

3

1

2

V

Изготовление кукол

8

         1

Народная кукла. Русские обряды и традиции

1

1

         2

Бесшовные куклы

3

1

2

         3

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

4

1

3

Итоговое занятие  Выставка презентация                                                                                                                 1

                                                                                                                                         

Итого: 34 часа

                                                                           3 год обучения.     (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Тема учебного занятия

Количество часов

всего

теория

практика

I

Введение: правила техники безопасности Чему будем учиться на занятиях

1

1

II

Пластилинография

6

1

Пластилинография – как способ декорирования

1

1

2

Фоторамка

1

1

3

Подсвечник

1

1

4

Ваза

1

1

5

Объемно – пространственная композиция

1

6

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

1

1

III

Бумагопластика

8

1

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумажных полос в технике квиллинг «Цветы»

2

1

1

2

Конструирование из бумажных полос в технике квиллинг «Ромашки»

3

2

3

Конструирование из бумажных полос в технике квиллинг «Цыплята»

3

3

IV

Бисероплетение

10

1

Техника «французского» плетения (низания дугами).

2

1

1

2

Бисерные «растения» в горшочках.

4

4

3

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

4

4

V

Изготовление кукол

9

1

Сувенирная кукла

3

1

2

2

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

3

3

3

Кукла – шкатулка

3

3

4

Итоговое занятие Выставка «Мои успехи»

1

1

                                                                   

Итого: 34 часа

4 год обучения.     (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Тема учебного занятия

Количество часов

всего

теория

практика

I

Введение: правила техники безопасности

1

1

Чему будем учиться на занятиях

1

1

II

Пластилинография

11

1

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

1

1

2

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

1

1

3

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

3

3

4

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

6

1

5

III

Бумагопластика

6

1

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

3

1

2

2

Завивка, закругления

3

1

2

IV

Бисероплетение

9

1

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

1

1

2

Праздничные сувениры

4

1

3

3

Цветочные композиции - букеты

4

1

3

V

Изготовление кукол

7

1

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

1

1

2

Работа над  образом. Эскиз

2

2

3

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

1

1

4

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

2

2

5.Итоговое занятие Выставка «Мои успехи»                               1                                      1

Итого: 34 часа

Календарно - тематический план занятий по программе «Маленькие умельцы»

2 год обучения.     (1 час в неделю, 34 часа в год)

п/п

        Тема

Дата занятия

по факту

Дата занятия по плану

Корректировка

I

Введение: правила техники безопасности.

II

Изобразительное творчество (нетрадиционное рисование)

1

Печатание листьями деревьев, колосками трав «Осень в лесу»

2

Рисование мятой бумагой «Осенний пейзаж»

3

Рисование по мокрой бумаге «Ваза с цветами»

4

Монотипия «На берегу»

(отражение)

5

Кляксография «Деревья»

(выдувание краски через трубочку)

6

Рисование набрызгом и акварелью (натюрморт «Фрукты в вазе»)

III

Пластилинография

7

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

8

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

9

Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке»

10

Знакомство с симметрией.  «Бабочки», «Божьи коровки на цветке»

11

Плоскостное изображение.  «Рыбка»

12

«Натюрморт из чайной посуды»

13

«Кактус в горшочке»

14

Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Цветы в вазе»

IV

Бумагопластика

15

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги, бросового и природного материала».

«Волшебные комочки»».

16

Аппликация из листьев «Павлин и чудо дерево»

17

«Ветка рябины» (бумажные салфетки, акварель)

18

Новогодняя игрушка.

Символ года

19

Открытка к Новому году

20

Аппликация «Сова» с использование ватных дисков

21

Аппликация с использованием крупы «Яблоки на снегу»

22

Складывание фантиков гармошкой «Рыбки в аквариуме»

 V

Изготовление кукол, мягкой игрушки

23

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности при работе и ножницами, иглой, нитками.

24-26

Кукла на картонной основе.

27-29

Кукла – актер.  Пальчиковые куклы.

   30-32

Русская народная кукла «Малышок»

     33

Оформление работ.

VI

 34

Итоговое.

Выставка.

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...