Культурно-языковая адаптация детей
материал на тему
В разделе представлены рабочие программы занятий с детьми-мигрантами, карта наблюдений, дневник сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Учимся говорить по-русски" | 49.17 КБ |
Карта наблюдений | 21.95 КБ |
Дневник сопровождения | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последнее десятилетие постоянно увеличивается приток в Сургут населения из стран ближнего зарубежья и национально-государственных субъектов Российской Федерации. Перед прибывшими представителями различных этносов встает вопрос включения в новую социальную жизнь. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения.
Ребёнок должен посещать школу при любых обстоятельствах и изменениях в жизни своей семьи, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс.
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей младшего школьного возраста разработана на основе
- Государственного стандарта по русскому языку как иностранному.
- авторской «Программы по русскому языку как иностранному для детей 6-7 лет (старшего дошкольного и младшего школьного возраста)», О.Н. Каленковой.
Рабочая программа опирается на лингвистические и методические работы последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран по обучению иммигрантов государственному языку.
Цель учебного курса – подготовка ребёнка, не владеющего русским языком, к обучению в общеобразовательной школе. Согласно предлагаемой программе ребёнок сначала учится говорить, а затем – читать и писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму.
Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.
Задачи:
- формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
- формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
- формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
- формирование навыков чтения, письма, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Как уже отмечалось, обучение русскому языку по данной программе начинается с нулевого уровня, то есть начального этапа, когда учащиеся впервые знакомятся с русским языком. Начальный этап обучения включает наиболее употребительный материал всех уровней языковой системы и элементарный культуроведческий материал. Основное внимание при обучении уделяется не сообщению и усвоению знаний о языке как системе, а собственно коммуникативному аспекту – овладению русской речью. Дети приобретают элементарные навыки общения на русском языке и корректного поведения в типичных ситуациях, усваивают основные элементы русской культуры («фоновые знания»), известные большинству российских детей этой возрастной группы и лежащие в основе построения учебных курсов по всем предметам в российской общеобразовательной школе.
Организация обучения Рабочая программа рассчитана на 114 часа в год по 3 часа в неделю.
Формы контроля
Контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме «творческого отчета» учащихся – инсценировки сказок, концерты, утренники, праздники.
Прежде всего, каждый будущий ученик должен пройти так называемое входное тестирование, результаты которого фиксируются и станут начальной точкой отсчёта культурно-языковой адаптации ребёнка.
Текущий контроль в игровой форме осуществляется на каждом уроке с целью проверки понимания и усвоения конкретного учебного материала.
Содержание рабочей программы
Лексика
Лексический минимум настоящей программы составляет 1300-1500 единиц. Этот лексический объём сформирован в ассоциативно-тематические ряды и вводится в соответствии с кругом учебных тем, которые отобраны с учётом коммуникативных задач и положены в основу речевой практики и курса в целом.
Следует обратить особое внимание. Лексические единицы, единожды представленные в одном тематическом ряду, далее повторно не приводятся, хотя по логике они должны фигурировать и в последующих учебных темах. Таким образом, при презентации объявленной темы предполагается усвоение лексики, приведённой не только в данном тематическом ряду, но и привлечение необходимых лексических единиц из ранее изученных.
Школа
Я в классе. Я в школе. Школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, сумка, ручка, карандаш, фломастер, линейка, стаканчик, ластик, книга, азбука, тетрадь, открыть - открой(те), закрыть- закрой(те), покажи(те), я, он, она, мальчик, девочка, перемена, сентябрь.
Я на уроке. Моя школьная жизнь. Читать, говорить, писать, слушать, повторять, рисовать, сидеть, стоять, внимательно, громко, тихо, хорошо, плохо, быстро, медленно, правильно, страница, буква, слог, слово, домашнее задание, зарядка, смотреть телевизор, мультфильм, сказка, герой, рассказ, картинка, перемена, звонок, расписание.
Вместе с классом после уроков. Группа продленного дня, библиотека, экскурсия, кружок, танцевать, петь, читать стихи, идти (в цирк, в кино, в театр, в музей), поездка за город, концерт, выставка, представление, фильм, кукольный театр, спектакль, буфет, картина, (не) интересный, смешной, скучный, страшный, хороший.
Город
Я на улице. Адрес, город, улица, проспект, площадь, дом, корпус, подъезд; переход, светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди, метро, остановка, аптека, почта, милиция, поликлиника, магазин, киоск, рынок, жить, живу, учиться, учусь.
Я в транспорте. Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, машина, легковая, грузовик, такси, поезд, вагон, место, пассажир, водитель, билет (туда и обратно), вход, выход, пересадка, следующая, станция, остановка, сесть в ..., надо сделать пересадку, войти в ..., выйти из ..., ехать быстро, медленно.
Мой Сургут Центр, район, церковь, площадь, театр, гостиница, кинотеатр, музей, цирк, парк, кафе, ресторан, бассейн, стадион, институт, университет, городской, памятник, центральный, вокзал, железная дорога, аэропорт Сургут, самолет, Речной порт, корабль, находится, называется, новый, старый, красивый, великолепный, блистательный.
Жилище народов Севера здесь и сейчас. Водоёмы нашего края
Мой дом
Моя семья, мои родственники. Семья, большая, маленькая, мой, моя, мои, любить, люблю, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, ужинать, ужинаем, обедать, обедаем, вместе завтракать, завтракаем.
Где я живу. Моя квартира. Дом, подъезд, почтовый ящик, на первом, втором, третьем, четвёртом, пятом этаже, лифт, квартира, прихожая, зеркало, телефон, комната, балкон, кухня, холодильник, плита, ванная, мыло, душ, полотенце, раковина, спальня, кровать, одеяло, подушка, шкаф, гостиная, диван, кресло, ковер, радио, полка, часы, будильник, лампа, телевизор, потолок, люстра, пол, соседи, жить, у меня (у нас) дома, у нас в квартире.
Ждём гостей. Убираем дом, готовим угощение. Убирать (комнату, игрушки, вещи), чистить картошку, мыть фрукты и овощи, стелить чистую, новую скатерть, накрыть на стол, печь вкусный пирог, делать салат, винегрет, бутерброды, готовить праздничный обед, угощение, одеться нарядно, причесаться, смотреться в зеркало, ждать, встречать, угощать гостей, мыть посуду, выносить мусор.
Мой день
Мой день в школе и дома. Дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью; завтрак, обед, ужин, урок (и), показать, покажи, школьный двор, прогулка, игра, играть, вместе, вечером, дома, ночью, сон, спать, убирать кровать, учиться, учимся, гулять, гуляем, отдыхать -отдыхаю(ем).
Мой распорядок дня. Соблюдать режим, 7 часов, рано, поздно, вставать, завтракать, умываться, душ, мыло, полотенце, закаляться, щетка, зубная паста, чистить, зарядка: поднять, опустить, присесть; расческа, причесать, одеваться, надевать, идти, 2 часа, обедать, 7 часов, ужинать, 9 часов, ложиться – лечь, 12 часов, включать, выключать свет, воду, газ.
Мои любимые занятия. Работа по дому. Поливать цветы, пылесос, вытирать пыль, чистить ковер, веник, подметать, выбросить, мусор, помогать папе, инструменты, молоток, гвоздь, прибить, отвертка, чинить, стиральная машина, стирать, сушить, утюг, гладить, белье, нитка, иголка, пришивать пуговицы, зашивать одежду.
Время года
Какая сегодня погода. Лето (летом): тепло, жарко, небо голубое, зелёный, голубой. Осень (осенью): часто идёт дождь, бывает холодно, на небе тучи, на улице лужи, дует холодный ветер, деревья жёлтые и красные; Зима (зимой): небо серое, бывает мороз, идёт снег; Весна (весною): на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце; погода (хорошая, плохая).
Сезонная одежда. Весна, осень: куртка, шапка, кепка, платок, плащ, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, носить (куртку, шапку, кепку). Зима: шуба, тёплая куртка, тёплая шапка, тёплые ботинки, варежки, перчатки, шарф, носить (шубу, тёплую куртку, тёплую шапку). Лето: шорты, платье, джинсы, майка, юбка, рубашка, носить (майку, юбку, рубашку); тёплая, лёгкая одежда, обувь.
Спортивные игры и развлечения зимой, весной, петом и осенью. Бегать, прыгать, плавать, загорать, играть в футбол, играть в бадминтон, играть в волейбол, играть в хоккей (лед, каток, клюшка, ворота), снеговик, играть в снежки, санки, кататься на санках, коньки, кататься на коньках, лыжи, кататься на лыжах, ролики, кататься на роликах, заниматься спортом, велосипед, кататься на велосипеде, бассейн, спортивное соревнование.
Растительный мир
Дикие растения. Что где растет? Лес: высокие деревья, листья, береза, дуб, сосна, ель, шишки, иголки, трава, низкие кусты, дорога, пень, грибы, орехи. Поляна, цветы полевые: колокольчики, ромашки, васильки.
Расти, растет, растут, собирать, собирают, корзина, лесные ягоды: малина, земляника; ходить в лес, гулять в лесу.
Культурные растения. Что где растет? Огород, овощи, капуста, огурец, помидор, картофель, морковь, лук, свекла, сад, фрукты, яблоня, яблоки, груша, груши, слива, сливы, ягода, клубника, смородина, цветы садовые, роза, гладиолус, георгин, поле, пшеница (белый хлеб), рожь (чёрный хлеб, кукуруза, подсолнух,
Мы любим растения. Сажать, посадить, копать, лопата, поливать, лейка, грядка, на грядке, клумба, на клумбе, собирать урожай, комнатные растения, горшки, (в горшке, в горшках), стоять, солнечно, темно.
Животный мир
Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Дикие звери, лес: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж. Птицы: дятел, сова, соловей, кукушка, ворона, воробей, голубь, клюв, крыло. Насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, (мёд), комар. Рыбы, речные обитатели: сом, щука, рак; улитка, лягушка, змея.
Домашние животные и их детёныши. Животные, домашние, живут дома, кот, кошка, котята, собака, щенята, петух, курица, цыплята, корова, телята, лошадь, жеребята, свинья, поросята, коза, козлята, утка, утята, гусь, гусята, рога, хвост, усы, лапы. Мяукать - мяукает, лаять - лает, мычать - мычит, кудахтать – кудахчет, петь, поёт; кормить, давать, даёт молоко, любить, любит траву, рыбу, мясо, зерно.
Кто где живёт. Под землёй, нора, рыть (нору), в лесу, берлога, муравейник, на дереве, дупло, гнездо, вить (гнездо), птенцы, в море, в реке, в озере, в горах, в поле, на севере, на юге, ползает, прыгает, плавает, летает.
Зоопарк, клетка: слон, жираф, верблюд, лев, тигр, обезьяна, змея, крокодил, зебра, бегемот, носорог, попугай.
Питание
Я за столом. Посуда, тарелка, мелкая, глубокая, чашка, стакан, чайник, чайная, столовая ложка, вилка, нож, сахар, соль, сладкий, соленый, хлеб, черный, белый, салфетка, грязный, чистый, мыть, кастрюля, крышка, половник, первое, суп, щи, второе, третье, компот, чай отнести, отнеси, поставить, поставь, есть, ешь, ешьте, ем, едим, пить, пей, пейте, пью, пьём
Что и когда мы едим. Масло, сыр, бутерброд, яйцо, каша, манная, рисовая, гречневая, сырок, йогурт, чай, кофе, молоко, сок, налить, пить, положить, суп, картошка, макароны, рис, курица, мясо, котлета, яблоко, банан, апельсин, горячий, вкусный, невкусный, кислый, горький.
В магазине «Продукты». Отделы: овощи, фрукты, мясо, рыба, хлеб, кондитерский, молочные продукты; батон, буханка, булочка, пирожок, ватрушка, торт, колбаса, сосиски, ветчина; сметана, творог, кефир, мука, крупа, макароны, виноград, арбуз, дыня, бананы, апельсины, лимоны, киви, абрикосы, персики, гранаты, овощи: перец, чеснок, баклажаны, тыква.
Здоровье
Части тела. Голова, думать, рука(и), нога(и), ходить, грудь, плечи, живот, спина, волосы, шея, глаза, смотреть, смотри, нос, нюхать, губы улыбаться, зубы, жевать, ухо, (уши), слушать, слушай, язык, разговаривать, рот, есть, палец, пальцы, бегать не бегай, стоять, стой прыгать, бросать, бросай, ловить, лови, держать, держи.
Я иду к врачу. Болеть, вызвать, срочно, врач, детский, зубной, терапевт, хирург, кабинет, талон, рецепт, температура, простуда, насморк, кашель, грипп, градусник, лекарство, таблетки, витамины, капли, капать, укол, звонить 03, скорая помощь, имя, фамилия, горло.
Что полезно, вредно, опасно. Драться, толкаться, бить, ударить, сломать, обжечь, порезать, синяк, перелом, ожог, порез, рана, йод, бинт, мазь, помазать, забинтовать (перевязать), делать зарядку, чистить зубы, вовремя, ложиться спать.
Магазин
Я в магазине. Продавец, покупатель, купить, касса, чек, цена, платить, деньги, дать, даёт, дайте, брать, берёт, возьмите, сдача, дорого, витрина, сколько, стоит, выбирать, продукты, корзина, нести, взвешивать, взвешивает, пакет молока, батон хлеба, килограмм колбасы, полкило сыра.
В Универмаге. Вещи, отделы: одежда (верхняя, женская, мужская, обувь, бельё, головные уборы, костюмы), посуда, электротовары, часы, спортивные товары; свитер, колготки, трусы, майки, брюки, платье, спортивный костюм, купальник, шляпа, бейсболка, носки, тапочки, мерить, зеркало, размер, красивый, модный.
Что и где мы покупаем. «Булочная», «Гастроном», «Супермаркет», «Продукты», «Детский мир», «Игрушки», «Книги», «Цветы», «Спорт», театральная касса, вокзал, киоск, буфет, почта, аптека, рынок; лекарства, газеты, журналы, билеты (в театр, на поезд), марки, конверты, игрушки,
Мои друзья
Портрет, характер. Друг, подруга, лицо, лоб, щёки, брови, глаза, карие, серые, нос, губы, усы, борода, волосы, короткие длинные, светлые, тёмные, прямые, вьющиеся, косы, носит бант, носит очки, у него, у неё характер хороший, плохой, голос громкий, тихий, он спокойный, добрый, грустный, весёлый, рост, высокий, низкий.
Играем вместе. Играть в салочки, прятки, в куклы, вместе, дружно, с друзьями, с собакой, с кошкой, кататься на качелях, строить дом, помогать, поссориться, лепить из пластилина, вырезать, фигурки, клеить, рисовать, раскрашивать картинки, шить платья куклам, ножницы, цветная бумага.
Кем мы хотим быть. Профессии. Мы хотим быть, я хочу быть, врачом, учителем, художником, шофёром, фермером, лётчиком, поваром, инженером, строителем, писателем; вырасти, вырасту, вырастим, я буду лечить людей, строить дома, готовить еду, летать на самолёте, водить машины, работать на ферме, рисовать картины, писать книги, работать на заводе, на фабрике.
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Вид занятия | Оборудование занятия | Тема занятия | |
1-2 | 2 | 01.09 05.09 | УИ, Б | РМ | Знакомство. Диагностика речевой деятельности (аудирование) | |
3-5 | 3 | 06.09 08.09 12.09 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (говорение) | |
6-8 | 3 | 13.09 15.09 19.09 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (чтение) | |
9-11 | 3 | 20.09 22.09 26.09 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (письмо) | |
12-13 | 2 | 27.09 29.09 | УИ | РМ, УТ | Школа. Я в школе. | |
14- 15 | 2 | 03.10 04.10 | УИ | РМ | Школа. Я в школе. | |
16-17 | 2 | 06.10 10.10 | РП | РМ, МП | Город. Я на улице | |
18-19 | 2 | 11.10 13.10 | РП | РМ, МП | Город. Я на улице | |
20 | 1 | 17.10 | УИ | РМ | Мой дом. Моя семья. Мои родственники | |
21-22 | 2 | 18.10 20.10 | УИ | РМ | Мой дом. Моя семья. Мои родственники | |
23- 24 | 2 | 24.10 25.10 | Б | РМ | Мой день | |
25-26 | 2 | 27.10 31.10 | УИ | РМ | Мой день | |
27-28 | 2 | 01.11 03.11 | Б | РМ | Погода. Время года | |
29-31 | 3 | 07.11 08.11 10.11 | Б | РМ | Погода. Время года | |
32-33 | 2 | 14.11 15.11 | РП | РМ, МП | Растительный мир. Дикие растения. Что где растет | |
34-35 | 2 | 17.11 21.11 | РП | РМ, МП | Растительный мир. Дикие растения. Что где растет | |
36-37 | 2 | 22.11 24.11 | РП | РМ, МП | Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые | |
38-39 | 2 | 28.11 29.11 | РП | РМ, МП | Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые | |
40-41 | 2 | 01.12 05.12 | УИ | РМ, УТ | Питание. Я за столом | |
42-43 | 2 | 06.12 08.12 | УИ | РМ, УТ | Питание. Я за столом | |
44 | 1 | 12.12 | РП | РМ, МП | Здоровье | |
45-46 | 2 | 13.12 15.12 | РМ, МП | Здоровье | ||
47 | 1 | 19.12 | РП | РМ, МП | Магазин. Я в магазине | |
48-49 | 2 | 20.12 22.12 | РП | РМ, МП | Магазин. Я в магазине | |
50 | 1 | 26.12 | РП | МП | Мои друзья. Портрет, характер | |
51 | 1 | 27.12 | Б | МП | Мои друзья. Портрет, характер | |
52 | 1 | 29.12 | Б | МП | Школа. Я на уроке. Школьная жизнь | |
53 | 1 | 09.01 | Б | МП | Школа. Я на уроке. Школьная жизнь | |
54-55 | 2 | 10.01 | Б | МП | Город. Транспорт | |
56 | 1 | 12.01 | УИ | МП | Город. Транспорт | |
57 | 1 | 16.01 | Б | РМ | Мой дом. Где я живу. Моя квартира | |
58-59 | 2 | 17.01 19.01 | УИ | РМ | Мой дом. Где я живу. Моя квартира | |
60-61 | 2 | 23.01 24.01 | Б | РМ | Мой день. Мой распорядок дня | |
62 | 1 | 26.01 | УИ | РМ | Мой день. Мой распорядок дня | |
63-64 | 2 | 30.01 31.01 | Б | РМ, МП | Время года. Сезонная одежда | |
65 | 1 | 02.02 | РП | РМ, МП | Время года. Сезонная одежда | |
66-67 | 2 | 06.02 07.02 | РП | РМ, МП | Растительный мир. Культурные растения. Что где растет? | |
68-69 | 2 | 09.02 13.02 | РП | РМ, МП | Растительный мир. Культурные растения. Что где растет? | |
70-71 | 2 | 14.02 16.02 | РП | РМ, МП | Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных | |
72-73 | 2 | 20.02 21.02 | РП | РМ, МП | Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных | |
74 | 1 | 24.02 | РП | РМ | Питание. Что и когда мы едим | |
75 | 1 | 27.02 | Б | РМ | Питание. Что и когда мы едим | |
76-77 | 2 | 28.02 02.03 | Б | РМ | Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача | |
78 | 1 | 06.03 | Б | РМ | Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача | |
79-80 | 2 | 07.03 09.03 | Б | РМ | Магазин. В универмаге | |
81-82 | 2 | 13.03 14.03 | Б | РМ | Магазин. В универмаге | |
83 | 1 | 16.03 | Б | РМ | Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка | |
84-85 | 2 | 20.03 21.03 | Б | РМ | Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка | |
86 | 1 | 23.03 | Б | РМ | Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка | |
87 | 1 | 27.03 | Б | РМ | Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка | |
88-89 | 2 | 28.03 30.03 | Б | РМ | Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому | |
90 | 1 | 03.04 | Б | РМ | Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому | |
91-92 | 2 | 04.04 06.04 | РП | РМ, МП | Время года. Игры, спорт | |
93 | 1 | 10.04 | РП | РМ, МП | Время года. Игры, спорт | |
94-95 | 2 | 11.04 13.04 | РП | РМ, МП | Растительный мир. Мы любим растения | |
96-97 | 2 | 17.04 18.04 | РП | РМ, МП | Животный мир. Кто где живет? | |
98 | 1 | 20.04 | РП | РМ, МП | Питание. В магазине «Продукты» | |
99-100 | 2 | 24.04 25.04 | РП | РМ, МП | Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. | |
101-102 | 2 | 27.04 | Б | РМ | Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии | |
103-104 | 2 | 02.05 03.05 | Б | РМ | Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии | |
105-106 | 2 | 04.05 08.05 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (письмо) | |
107-109 | 3 | 11.05 15.05 16.05 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (аудирование) | |
110-112 | 3 | 18.05 22.05 23.05 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (чтение) | |
113-114 | 2 | 25.05 29.05 | Б | РМ | Диагностика речевой деятельности (говорение) | |
Примечание:
РМ – раздаточный материал;
МП – мультимедийный проектор;
УНТ – учебные настенные таблицы;
УИ – урок-игра;
Б – беседа;
РП – рассказ-показ.
Библиография
- Программа по русскому языку как иностранному для детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Автор-составитель: О.Н. Каленкова, кандидат филологических наук, доцент. Кафедра ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция детей-мигрантов в школе» Московского института открытого образования (МИОО).
- Труфанова В.Я. Сборник учебных программ. Русский как иностранный. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка (дошкольники) - М.: Рольф, 2000.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Книга тестов. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. (Издание 3). - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.
- Дорофеева Т.М., Лебедева М.Н. Учебная грамматика русского языка. Базовый курс (2-е издание) - М.: Русский язык. Курсы, 2000.
- Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Русский как иностранный: Начальный этап обучения. - М.: Наука, 2000.
Дополнительная литература:
- Бажанова Е.А., Шамстутдинова С.С. Учимся говорить по-русски: Пособие по развитию речи — 2-е изд. Под ред. А.П. Величука. — СПб, 2000. -145с.
- Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.– 185 с.
- Баско Н.В. Знакомимся с русскими традициями и жизнью россиян. Учебное пособие по русскому языку и культуроведению / Н.В. Баско. – М.: Русский язык. Курсы. 2007. — 232 с.
- Одинцова И.В. Что вы сказали?: книга по развитию навыков аудирования и устной речи для изучающих русский язык. – СПб.: Златоуст, 2003. – 264 с. Попова Т.И., Юрков Е.Е.
- Поговорим? Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап: учебное пособие. – СПб.: Златоуст, 2000. – 155 с.
- Продолжаем изучать русский / Царева Н.Ю. и др. – М.: Рус. яз., 2000. – 234 с.
- Родимкина А., Райли З., Ландсман Н. Россия сегодня. Тексты и упражнения. – СПб.: Златоуст, 2000. – 156 с.
- Родимкина А., Ландсман Н. Россия 2000. Тексты и упражнения. – СПб.: Златоуст, 2000. – 200 с.
Программное обеспечение и Internet-ресурсы:
1. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык для всех».
2. http://ru.wikibooks.org/wiki – Русский язык как иностранный: Викиучебник.
Предварительный просмотр:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
за особенностями социализации и адаптации детей мигрантов в МБОУ СОШ №___
ФИО обучающегося ____________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________________
Класс_________________________________________________________________________________
параметры наблюдения | первичное наблюдения | повторное наблюдение (через 2 месяца) | заключительное наблюдение |
I.Особенности поведения | |||
активность, открытость, проявление инициативы. | |||
пассивность, замкнутость, безразличие | |||
беспокойство, возбудимость | |||
II. Особенности эмоциональной сферы | |||
преобладают положительно окрашенные эмоции | |||
преобладают негативно окрашенные эмоции (тревога, печаль, агрессия и т.п.) | |||
частая смена эмоций | |||
III.Уровень тревожности | |||
высокий уровень тревожности | |||
средний уровень тревожности | |||
низкий уровень тревожности | |||
IV.Особенности общения со взрослыми | |||
искренность, непосредственность, проявление эмоциональной близости, понимание роли и требований педагога | |||
дистанцированность, условность понимания роли педагога, послушание | |||
неприятие требований педагога, негативизм, агрессивность | |||
V.Особенности общения со сверстниками | |||
заинтересованность в общении, контактность, доброжелательное отношение, проявление симпатий, дружба | |||
трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность | |||
неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов | |||
VI. Особенности поведения в совместной деятельности | |||
понимание общей задачи, умение выслушать сверстника или взрослого, понять точку зрения, проявление адекватной реакции на успех или неудачу другого ребенка | |||
непонимание смысла совместной деятельности и своей роли в ней, неумение выслушать и принять точку зрения другого ребенка или взрослого, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка | |||
VII. Мотивация к учебной деятельности | |||
преобладает мотив достижения успеха | |||
преобладает мотив избегания неудач | |||
преобладают мотивы, не связанные с учением (альтернативные мотивы) | |||
VIII.Особенности проявления самостоятельности в учебной деятельности | |||
самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) | |||
требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) | |||
требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания | |||
IX.Уровень владения русским языком | |||
достаточный уровень владения русским языком (хорошо понимает и воспроизводит речь, нет затруднений в усвоении норм русского языка) | |||
средний уровень владения русским языком (понимает смысловое значение слов, есть затруднения в письменной речи, в усвоении норм русского языка) | |||
низкий уровень владения русским языком (понимает смысл некоторых слова, связанных с обиходом, трудности в письменной речи, нет носителя русского языка в семье) | |||
не владеет русским языком |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22
ИМЕНИ ГЕННАДИЯ ФЕДОТОВИЧА ПОНОМАРЕВА
Дневник сопровождения
учащегося _1___класса__Г__ МБОУ СОШ №__22
имени Геннадия Федотовича Пономарева
2016 -2017 учебный год
Личный лист
учащегося _____класса____ МОУ СОШ №___
__________________________________________________
Фамилия, имя, отчество полностью
Адрес регистрации__________________________________________
Адрес фактического проживания______________________________
Вид собственности__________________________________________
Домашний телефон__________________________________________
Сведения об учащемся | |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Статус учащегося (р/г, без р/г, гражданин России нерусской национальности) | |
С какого возраста проживает в Сургуте | |
Откуда приехал | |
Национальность, родной язык | |
Степень владения родным языком | |
Степень владения русским языком | |
Обучался ли русскому языку на Родине | |
Нуждается ли в дополнительных занятиях по русскому языку | |
Увлечения, хобби | |
Телефон мобильный | |
Физические показания (здоров, заболевания) | |
Поручение в классе | |
Участие в работе НОУ, других школьных организаций |
Сведения о семье | |
Статус семьи (полная, неполная, многодетная) | |
Сколько детей | |
Сведения о детях (Ф.И., год рождения, где учатся, класс) | |
Кто ещё проживает вместе с семьёй | |
Доход семьи (прожиточный минимум, ниже минимума, выше минимума) | |
Сведения о родителях | |
Отец | |
Ф.И.О. отца (полностью) | |
Национальность, родной язык | |
Телефоны (мобильный, рабочий) | |
Образование | |
Место работы, должность | |
Степень владения русским языком | |
Увлечения, хобби | |
Другие сведения | |
Мать | |
Ф.И.О. матери (полностью) | |
Национальность, родной язык | |
Телефоны (мобильный, рабочий) | |
Образование | |
Место работы, должность | |
Степень владения русским языком | |
Увлечения, хобби | |
Другие сведения |
Трудности в обучении учащегося
Ф. И. учащегося ____________________________________
Класс _____________________________________________
Группа ____________________________________________
№ п/п | Педагог-психолог | Социальный педагог | Логопед | Учитель русского языка | Классный руководитель | |
1. | Трудности, испытываемые при обучении | |||||
2. | Рекомендации специалистов | |||||
3. | Результаты деятельности | |||||
Какие дополнительные занятия посещает | |||
Доп. занятия согласно учебного плана | |||
Название | День занятия | Время занятия | Ф.И.О. учителя |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Платные услуги | |||
Название | День занятия | Время занятия | Ф.И.О. учителя |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Индивидуально-групповые занятия по выбору | |||
Название | День занятия | Время занятия | Ф.И.О. учителя |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Дополнительное образование (кружки, секции и т.д.) | |||
Название | Учреждение | День занятия | Время занятия |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Личные достижения
учащегося ______класса_____ МОУ СОШ №
во внеурочной деятельности
(2016 – 2017 учебный год)
№ | Наименование конкурса | Категория участников (общие, коллективные, индивидуальные) | Уровень проведения (международный, федеральный, региональный, муниципальный) | Результат (год, Ф.И., наградной документ, место/степень/участие) |
Участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» | ||||
Участие в конкурсах | ||||
Участие в олимпиадах | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....
Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...
Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год
отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год...
Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020
Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020...