Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги
статья на тему
Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги
Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе и на проезжей части дороги.
Необходимое формирование у детей младшего школьного возраста навыков осознанного поведения на проезжей части дороги нашего города. Это возможно осуществить путём решения, нескольких задач: усвоение младшими школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на проезжей части дороги; формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; развитие у детей младшего школьного возраста способности к предвидению возможностей опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Исследователь предлагает знакомить обучающихся с правилами безопасного поведения дома, на городской части дороги, у водоёмов и в лесу в доступной форме через увлекательные сказки. В пособии «Осторожные сказки» предлагаются занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. Достоинства пособия: в том, что здесь учитываются главные дидактические принципы доступности и учета возрастных особенностей.
Автор программы оставляют за каждым образовательным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ.
1.2. Организация занятий по обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на проезжей части дороги нужно проводить уже в дошкольном учреждении. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги. Инновационный подход к организации дидактических занятий по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. Развитие у младших школьников познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на проезжей части дороги;
2. Обучение младших школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на проезжей части дороги;
3. Формирование у младших школьников навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на проезжей части дороги.
В большинстве обще образовательных учреждений программа обучения безопасному поведению на проезжей части дороги является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. В общую программу воспитания должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".
Главная цель работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на проезжей части дороги.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где младшие школьники наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание обучающимся того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у младших школьников привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с младшими школьниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у младшего школьника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на проезжей части дороги, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
В целом план проведения дидактических занятий с младшими школьниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; умение определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли.
Нельзя забывать, что в каждом классе имеются школьники , входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними педагог проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение обучающихся в диалог. С помощью этого метода педагог может помочь обучающимся визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
При переходе из одного класса в другой обучающийся должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на проезжей части дороги. Начинать обучение необходимо уже с младшего школьного возраста, постепенно наращивая знания таким образом, чтобы в школе они уже могли ориентироваться на проезжей части дороги и четко знали правила дорожного движения.
В первых классах занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них педагог показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.
На занятиях полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать младших школьников к играм с автомобилями, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).
Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
На прогулках за территорией необходимо расширять знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Педагог показывает обучающимся те части, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
Около проезжей части дороги полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у обучающихся формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
На занятиях в классе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, обучающиеся могут рассказать, как ехали в автомобиле (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в школу. При этом педагог ненавязчиво закрепляет у младших школьников понимание того, какие места на проезжей части дороги являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо обучающиеся владеют дорожной лексикой.
В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
Обучающиеся должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители на проезжей части дороге в школу. Также нужно продолжать знакомить обучающихся с основными понятиями дорожного "словаря".
И на прогулках, и на занятиях в классе (с помощью иллюстративного материала и интерактивной доски) нужно обращать внимание младших школьников на особенности движения крупно - и малогабаритного транспорта. Педагог объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке педагог наглядно показывает младших школьников движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит проезжую часть дороги в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.
Если в школе имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории школы, то педагог, поставив обучающихся вокруг макета, может рассказать им про город, прилегающие дороги, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на проезжей части дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках.
Таким образом у обучающихся расширяются представления о правилах безопасного поведения на проезжей части дороги, проверяются осознание и понимание опасных и безопасных действий.
У младших школьников нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на проезжей части дороги.
1.3. Методика построения системы работы по изучению младших школьников правил дорожного движения
Целью организации работы является формирование и развитие у младших школьников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Эта система обучения должна решать следующие задачи:
1. Обучение младших школьников безопасному поведению на автомобильных дорогах.
2. Формирование у младших школьников навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
4. Обогатить представление детей о здоровье. Обучающихся необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на проезжей части дороги, в транспорте.
При построении системы работы по изучению младших школьников правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
1.Ребенок – пешеход;
2.Ребенок – пассажир городского транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.)
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на проезжей части дороги ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания обучающийся пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами школы.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные автомобили слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
1. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся автомобиль от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
2. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
В первом классе можно учить различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Во втором классе обучающиеся продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Обучающиеся рассматривают иллюстрации с изображением автомобилей, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, педагог знакомит обучающихся с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В следующих классах закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения автомобилей и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. После чего следует объяснить обучающимся важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа)..
На первом годе обучения обучающиеся знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят автомобиль. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
1. Набор транспортных средств
2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
5. Дидактические игры «Собери автомобиль» (из 4-х частей), «Поставь автомобиль в гараж», «Светофор».
Далее обучающиеся продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения, следует добавить:
1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
2. Простейший макет проезжей части дороги (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для обучающихся новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, обучающиеся должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор».
3. На макете проезжей части дороги необходимо нанести пешеходный переход.
Обучающиеся узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
4. Макет перекрёстка, с помощью которого обучающиеся смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» .
7. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В процессе обучения обучающиеся встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
1. Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).
2. Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех классах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Уголок может быть оформлен так:
1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации
3.Книжка-раскладушка.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе .
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения .
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить».
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Наиболее доходчивой формой разъяснения обучающимся правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Обучая обучающихся Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на проезжей части дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение обучающегося, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить обучающегося безопасному поведению на проезжей части дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Педагогу, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.
2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.
3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение педагога и обучающихся. Отсутствие со стороны педагога эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Целью любой деятельности по изучению ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на проезжей части дороги. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».
В работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, раскрыла необходимость построения систематической работы по обучению детей безопасному поведению на проезжей части дороги и необходимость использования различных форм и методов, как во время занятий, так и в свободное время. Мной была изучена методика руководства занятиями по ПДД.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...
Правила поведения на проезжей части и в микрорайоне города (памятка для детей)
Правила поведения на проезжей части и в микрорайоне города (памятка для детей)...
Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.Неумение наблюдать.Невнимательность.Недостаточный надзор взрослых за поведением детей....
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...
Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге
Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...