внеклассное мероприятие "Хлеб"
классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Мухаметова Ирина Минлияновна

Классный час на тему "Хлеб". Подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей; показать нравственное значение труда; объяснить, что чем больше хлеба в стране, тем она богаче, сильней; помочь детям осознать свою обязанность беречь хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_hleb.rar269.62 КБ
Файл vn_mer_hleb.docx23.56 КБ
Файл prezentatsiya_hleb.rar269.62 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1
“ Хлеб – наша жизнь и наше богатство ”

Слайд 2

Слайд 3
“ Хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. ”

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14



Предварительный просмотр:

«Хлеб – наша жизнь и наше богатство»

Цель: подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей; показать нравственное значение труда; объяснить, что чем больше хлеба в стране, тем она богаче, сильней; помочь детям осознать свою обязанность беречь хлеб.

Оборудование к уроку: таблицы о хлебе “Как хлеб пришел к нам на стол”, репродукция картины Шишкина “Рожь”, рисунки учащихся, пословицы, поговорки, загадки, альбом, хлебобулочные изделия.

Ход урока.

Стих Посореловского ‘’Урожай”. (слайд 0)

        Вот он –

        Хлебушко душистый,

        С хрусткой корочкой витой;

        Вот он –

        Теплый, золотистый,

        Словно солнцем налитоЙ!

        В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло,

Берегло!

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, -

Вырастай богатырем!

Учитель:

У многих народов в древности хлеб обозначался символом. Хлеб берегли, в честь него слагали гимны, им встречали самых дорогих гостей. И неуважение к хлебу приравнивалось самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе говорили о хлебе как о живом существе: “Хлеб – кормилец, хлеб - батюшка”. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал. На Руси пекари пользовались особым уважением.

Ученик : (стих. Маяковского)

Лейся по селам

Из области в область

Слов горящая лава:

Урожай – сила,

Урожай – доблесть,

Урожай увеличившим слава!

Учитель:

-Кого славит поэт в своем стихотворении?

- За что он прославляет хлеборобов?

Ребята, вспомните, пожалуйста, какой русский художник изобразил хлебное  поле во всем его очаровании? (слайд 3)

Перечислите увиденное вами на картинке, передавая цвет, масштабы изображенного (золотое море ржи, бескрайные просторы, неоглядные дали)

Какие звуки можно услышать, находясь в этом поле ржи? (можно включить звуки)

О чем хотел рассказать художник в своем произведении?

Что вы чувствуете, глядя на картину?

В картине “Рожь” Шишкин не только распевает красоту Родины, он прославляет и труд человека. Люди вспахали землю (слайд 4), засеяли зерном (слайд 5) и соберут богатый урожай (слайд 6).

Ярко и сильно передает бескрайность  простора, огромность полей. Это образ родной земли, укрепляющий веру в людей в ее могучие силы.

А хлеба какого только нет: ржаной, пшеничный, буханки, батоны, булочки, баранки и сушки. Все и не перечтешь.  (слайд 7) Всего известно 750 видов хлебобулочных и кондитерских изделий. И мы ежедневно берем в руки эту загадку Природы – матери, которая скрыла от нас самого Первого хлебопека.

Хлеб – это очень древний и вечно молодой продукт, который очень важен для человека.

Хлеб появился в глубокой древности, свыше 15 тыс. лет назад. Вначале люди ели зерна в сыром виде, потом появилась жидкая каша из зерен. И вот люди ели такую пищу до тех пор, пока не научились выпекать лепешки из густой зерновой каши. Потом люди научились растирать зерна между камнями и смешивать полученную муку с водой. Так появилась первая мука, первый хлеб.

Ребята, вот мы видим хлеб на столе. Ржаной, пшеничный, черный, белый, круглый и еще множество других названий. (слайд 7) Мы богаты хлебом, самым дешевым хлебом. Но как он недешево достается нам!

А кто знает, как выращивается хлеб?

Какой путь проходит, пока он окажется на столе у нас?

А вот на этот батон (слайд 8) уходит 12000 хлебных зерен, а их надо вырастить.

Ученик: (слайды 4, 5, 6)

Да, не сразу  стали зерна хлебом,

Тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Из колхозного двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чистом

Слышен говор тракторов.

Перед этой пашнею

Шапку скинь, дружок,

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знает только солнышко,

Ветер да вода.

Учитель:

Славится он первым на земле!

Славится он первым на столе!

 Так говорит о хлебе народная мудрость. Эти слова надо сказать тем мальчишкам, которые безмятежно играют в хоккей, гоняя вместо шайбы черствый бублик, и тем ребятам, которые бросают в мусорный ящик недоеденную булочку, пирожок, кусочек хлебушка. Не знают теперешние девочки мальчики, как дорог был кусок хлеба в годы войны. Нам надо знать и помнить о блокадном хлебе.

Ленинградский блокадный хлеб (слайд 9). Как он мал, 125 – граммовый кусочек хлеба, в о было только 7% настоящей муки.

Нам надо знать и помнить и том, как голодные ленинградские девушки возили из проруби на себе воду, как работали по 12 – 14 часов под вражеским обстрелом, как разбирали на дрова разрушенные дороги. Как свято относились они к каждому кусочку хлеба. Вот он этот блокадный хлеб (слайд 10). Норма на день- 125 гр. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от  голода в Ленинграде погибло 641803 человека.

Хлеб в ту пору был чрезвычайно низкого качества. Но не было хлеба тогда слаще и желаннее, чем тот горький хлеб.

Сейчас бы такой хлеб на заводе испечь не смогли, т.к. нет тех продуктов. Рецепт блокадного хлеба: ржаная обойная мука, жмых, отруби, целлюлоза, обойная пыль, овсяная мука, рисовая лузга. Вот из чего пели хлеб. Форму смазывали соляркой. Вам сейчас покажется, что это не так уж мало. Но ведь кроме этого кусочка, наполовину с бумагой и отрубями, есть было нечего не день, не два, а недели, месяцы. Иногда выдавали по 3 макаронины в день на 4 человека.  Они были черные, глинистые, но желанные.  Их мололи мелко-мелко, бутылкой на чистой плотной бумаге. Все крошки высыпали в соленый кипяток – это был суп. А людям нужно было работать, жить, нужно было выжить назло фашистам, назло обстрелу, назло бомбежке! Живой – значит, победа! И ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. (слайд 11)

В то тяжелое для страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба. А мы, ребята, частенько видим хлеб и на подоконниках и на полу, и печенье, а сами  говорим надо беречь хлеб. Что же это значит? (ответы учащихся)

Ученик 1:

Друг, ты держишь в руках сокровище. Может, ты будешь поэтом, а может станешь трактористом, шахтером, шофером, космоплавателем или планетопроходцем. Но кто бы ты не был и кем бы ты не стал, ты не сможешь обойтись без хлеба.

 

Ученик 2:

Не топчи хлеб, не бросай его, не пренебрегай им. И не хвастай, что ты  сыт, что хлеба у тебя вдоволь. То, что у тебя и других есть сегодня хлеб, - не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле когда-то и живет сейчас.

Ученик 3:

Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Ученик 4:

И еще помни: для того, чтобы хлеб был у всех и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Ученик 5:

Ты сел за обеденный стол. Перед тобой ломтики душистого хлеба. Это благо. Твои матери и сестры не стоят ночами в очереди. Это благо.

Ученик 6:

Не легок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем каверзам и капризам природы открыто зеленое поле. Тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай ты так! Смолоду  научись ценить труд других!

Ученик 7:

Будь непримиримым, если видишь небрежное отношение к хлебу. Твой главный кормилец – народ. Стремись отблагодарить его за хлеб всем добром, на какое только ты способен. В хлебе – нелегкий труд пахаря. Уважай  в хлебе человеческую мудрость.

Ученик 8:

Хлеб…. Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойдись и не пробуй.

Без него человеку беда.

Ученик 9:

Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. Потому что нет труда, требующего большого терпения, ума, сердца, чем труд людей, творящих хлеб.

Ученик 10:

Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба! Никогда она не отомрет, не устареет!

Собрать из слов пословицы о хлебе.

Пот на спине — будет хлеб на столе.

Коли на печи заседать — хлеба на столе не видать.

Кто пахать не ленился, у того и хлеб уродился

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, 
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом, 
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Зачитываются сочинения о хлебе.

Несколько полезных советов:

  1. Прежде всего не надо покупать лишний хлеб. Вчерашний хлеб полезней свежего.
  2. Хранить хлеб лучшего всего в специальной хлебнице, хорошо сохраняющей его свойства в течение полутора суток. Хлебницу нужно не реже одного раза в неделю очищать от остатков хлеба, крошек, промывать слабым раствором уксуса и хорошо высушивать. Крышку следует плотно закрывать. Если положить в хлебницу кусочек яблока, очищенного картофеля или немного соли, то хлеб будет черстветь медленнее.
  3. Из черствого хлеба получаются вкусные сухарики. Его нарезают ломтиками толщиной 2-3мм и слегка подсушивают в духовке. Сухарики подают к бульону, супу.
  4. Из хлеба, потерявшего свежесть, можно приготовить гренки. Из черствого хлеба делают квас, запеканки, торты. Готовя блюда из черствого хлеба, мы не только разнообразим свой рацион питания, но и проявляем уважение к одному из важнейших продуктов человеческого труда.

Подведение итогов.

 



Подписи к слайдам:

Слайд 1
“ Хлеб – наша жизнь и наше богатство ”

Слайд 2

Слайд 3
“ Хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. ”

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...