ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
материал на тему
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie.doc | 888 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Хрестиной Ирины Николаевны
Тема: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО».
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что в настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать нестандартные решения. Основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника.
Концептуальность.
Своеобразие и новизна опыта заключаются в создании воспитательной системы, позволяющей сделать детский мир интеллектуально богатым, нравственно чистым, эмоционально привлекательным, комфортным и защищённым. Чтобы каждый ребёнок мог сказать: «Это мой мир и мир вокруг меня». Детский мир – это, прежде всего, школьный мир, мир школьной семьи, где существует свой уклад жизни, свои традиции, своя история. Всё школьное сообщество влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, а главное, мировоззрение младшего школьника, помогает осознать себя как частицу окружающего мира. Основным условием создания такой воспитательной системы является максимум внимания, любви, ласки, уважения к детям. При дефиците внимания, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими, формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному. Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве. Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителя, педагогов дополнительного образования, педагогов – предметников, работающих в классе. Изменения в организации процесса обучения и воспитания младших школьников также связаны с реализацией новых принципов проведения уроков и воспитательных мероприятий. Наряду с общепринятыми (доступности, активности, наглядности (иллюстративности), последовательности, системности, сознательности) я использую новые принципы:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка, предполагающий использование во время учебно-воспитательной работы таких методов и приёмов, в процессе выполнения которых вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств, обеспечивающих включение ребёнка в процесс управления собственными физиологическим и психическим состояниями.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации учебно-воспитательной работы, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения поставленных задач и проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность учащихся, совершенствуются их интеллектуальные качества.
3. Принцип обоснованного ответа. Его реализация предполагает установку учащихся на полное, последовательное, доказательное освещение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими заданий, необходимость обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
4. Принцип успешности в обучении и развитии. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.
Наличие теоретической базы опыта.
В основе воспитательной системы лежит разработанная известным философом М. С. Каганом структура личности, состоящая из пяти основных потенциалов:
- интеллектуального (познавательного);
- ценностного (нравственного);
- коммуникативного;
- творческого;
- художественного.
Формирование перечисленных потенциалов способствует развитию целостной, многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнейшей целью. Представления М. С. Кагана о личности стали для меня методологической основой для создания воспитательной системы, в которой можно выделить пять миров:
1. Мир знаний.
2. Мир интересов и ценностей.
3. Мир общения.
4. Мир творчества.
5. Мир искусства.
Также я опираюсь в своей работе на теоретические рекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Первый год реализации программы (1 класс):
- знакомлю с различными видами внимания и памяти, способствую развитию познавательных интересов;
- обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, кружка «Маленький мастер», кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;
- привлекаю родителей к реализации данной программы.
Второй год реализации программы (2 класс):
- знакомлю со способами развития внимания, памяти;
- развиваю познавательные способности школьников – восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организацию работы образовательных кружков «Занимательная математика», «Знатоки грамматики», кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;
- воспитываю коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе.
Третий год реализации программы (3 класс):
- совершенствую навыки познавательной деятельности учеников;
- формирую оргдеятельностные умения третьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешно учиться;
- воспитываю у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора.
Четвёртый год реализации программы (4 класс):
- обеспечить устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей;
- поддерживать увлечённость учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
Оптимальность и эффективность средств.
- работа на классных часах по авторской программе «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников», нацеленной на изучение индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка, способствующей сохранению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов, формированию личностных качеств – самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;
- использование технологии мониторинга результативности обучения младших школьников;
- программы работы кружков проектной деятельности «Планета « Здоровье», «Клуб «Почемучки»;
- использование личностно-ориентированных, информационно - коммуникационных, игровых, тестовых, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, проектной методики, исследовательской деятельности, технологии рейтинговой оценки деятельности учащихся «Портфолио»;
- творческие конкурсы;
- интеллектуальные игры,
- экскурсии;
- работа с родителями.
Результативность опыта.
Результаты работы по теме «Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников»:
1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
2. Обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учёбе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.
3. Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.
4. Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.
5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса.
6. Увлекаются каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.
7. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельности.
Опыт работы по теме ориентирован на:
- положительную динамику результативности обучения, воспитания и развития обучаемых;
- активное участие младших школьников в муниципальных, республиканских, межрегиональных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах и достижение высоких результатов в них;
- рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, кружках и клубах по интересам;
- активное участие учащихся во внеклассной работе;
- высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы;
- высокий уровень сплочённости детского коллектива.
Уровень | Учебный год | Количество участников | Количество победителей и призёров | класс |
Международный конкурс по естествознанию «Человек и природа | 2014-2015 уч. год | 2 | 2 | 1 |
Международный конкурс по русскому языку «Кирилица» | 2015-2016 уч. год | 4 | 4 | 2 |
Международный конкурс по окружающему миру «Лисёнок» | 2015-2016 уч. год | 4 | 4 | 2 |
Международный конкурс по математике «Лисёнок» | 2015-2016 уч. год | 3 | 3 | 2 |
Международный конкурс по литературному чтению «Лисёнок» | 2015-2016 уч. год | 1 | 2 | |
Всероссийская олимпиада по математике «Дино-олимпиада» | 2015-2016 уч. год | 4 | 4 | 2 |
Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» | 2016-2017 уч год | 7 | 5 | 3 |
Учащиеся активно участвуют в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», всероссийском конкурсе по информатике «Инфознайка», игровом конкурсе по естествознанию «ЧИП», конкурсе «Русский медвежонок», конкурсе-игре «КИТ», Молодежных предметных чемпионатах, а также в предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами.
Результаты внутреннего мониторинга.
Учебный год | Класс | Предмет | Уровень обученности | Уровень качества | Средний балл |
2015-2016 | 2 | Русс.яз | 100% | 90% | 4,3 |
матем | 100% | 84,8% | 4 | ||
2016-2017 | 3(1 четверть) | Русс.яз | 100% | 88,8% | 4,5 |
матем | 100% | 100% | 4,5 |
Результаты внешнего мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление работы
Памятка для учащегося как правильно представить свою работу....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...
Публичное представление собственного инновационного публичного опыта
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы во...