Публичное представление собственного инновационного публичного опыта
материал по теме

Веряскина Ольга Фёдоровна

       Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vosstanovlen.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Используемые инновационные образовательные технологии.

Название используемой технологии

Уровень использования

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат

Проблемное обучение

Апробация в эксперименталь-ном режиме

- развитие интеллектуальных        способностей, широты восприятия, чрезвычайной любознательности;

- развитие настойчивости,   умение    сосредотачивать силы для преодоления возникающих трудностей;

- формирование высокой мотивации к поисковой деятельности через включение детей в регулярную поисковую деятельность.

- благодаря дифференцированным заданиям повысилась успеваемость учащихся.

Использование ИКТ

На  достаточно высоком уровне

- повышение интереса к предмету;

- развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта учащихся.

- дети сами участвуют в подготовке презентаций;

- умеют выбирать нужную и полезную информацию

Проектная технология и

исследовательская деятельность

На уровне отдельных элементов

- ориентирование на применение учащимися целого ряда способов действия. Средств и приёмов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным;

- способствует повышению познавательного интереса учащихся;

- способствует формированию разных способов учебного сотрудничества.

 

- дети учатся сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности, находить рациональные решения.

-. Дети отличаются живостью воображения, богатой фантазией.

- У учащихся формируется умение общаться, слушать и слышать другого человека, уважать чужую точку зрения, доказывать своё

мнение.

Здоровьесбере-гающие технологии

Системное использование

- способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждают переутомление;

- воспитывает бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни;

- формирует знания учащихся в области здоровья.

- снятие зрительного и умственного напряжения;

- укрепление здоровья учащихся, снижение количества пропусков  по болезни.

     

       Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

    Творческий поиск и озарение, радость только, что сделанного открытия – вот что в моём понимании позволяет ребенку сделать учебный материал «своим», пропустить через саму душу, прочно запомнить. Задача, которую я ставлю перед собой  - направить учеников нужное русло, помочь заново открыть, заново придумать. Заново – для нас, для них – впервые. Ведь во время исследования ребенок испытывает те же чувства и эмоции, что самый настоящий ученый.

  Моя цель – создать ситуацию, благоприятствующую возникновению подобных чувств и эмоций, ведь главное не получение ответа, а путь к его познанию.

Исследовательское обучение – особый подход к обучению., построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

      Цель исследовательского обучения – формирование у ребенка готовности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

   В своей работе использую следующие виды исследований6

- экспресс-исследования, т.е. краткосрочные (чаще всего применяю на уроках или экскурсиях);

- долговременные ( во внеурочное время).

   Представлю систему организации учебно- исследовательской деятельности поэтапно:

I этап – формирование у детей навыков первичной исследовательской деятельности ( наблюдение, анализ, выводы, умение ставить вопросы, делать предположения.

II этап – формирование умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, вырабатывать навыки проведения эксперимента, делать выводы.

III этап – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, свойствах и способах.

   Первый этап соответствует первому классу начальной школы. На данном этапе провожу тренировочные занятия с классом, которые дают возможность познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. С первых дней мы рассматриваем методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию: это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, понаблюдать, прочитать в книгах, посмотреть в компьютере.

    На уроках мы учимся, как надо собирать доступную информацию и обрабатывать ее как настоящие ученые. Например, при прохождении темы «Жизнь растений осенью» на уроке мы выдвигаем главный вопрос «Зачем деревья сбрасывают листья на зиму?» Дети самостоятельно подбирают материал. В данном случае моя задача сводится к тому, чтобы подвести детей к идее что чем больше мы соберем информации, тем интереснее у нас пройдет работа. Наряду с главным вопросом возникает ряд проблемных вопросов. Вся исследовательская работа делится на уроке на три блока: эксперимент, наблюдение, постановка проблемы. На каждом этапе работы дети учатся выдвигать гипотезы (предположения), анализировать и делать выводы. Посильную помощь в подготовке подобных уроков оказывают родители, которым я заранее объясняю цель исследования и его результативность. Они совместно с детьми читают литературу, подбирают необходимую информацию. Т.к. дети еще не могут писать, то результаты своей работы представляют в виде рисунков. Затем даю возможность каждому ребенку сделать сообщение. На данном этапе я выступаю в роли консультанта- помощника.

    Второй этап – это второй класс начальной школы. На этом этапе мы работаем над формированием умений видеть проблемы, самостоятельно выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

    Для формирования видеть проблемы на уроках ввожу творческие пятиминутки и предлагаю детям следующие задания: продолжи неоконченный рассказ, составь рассказ от имени другого персонажа (например, представьте, что вы на какое – то время стали дневником в портфеле друга, камешком на дороге, птичкой за окном). Следующее задание: определите, сколько значений у предмета (например, кирпича, газеты, кусочка мела и др.) при этом прошу назвать, как можно больше вариантов нетрадиционного и реального использования данного предмета.

   Далее мы учимся выдвигать гипотезы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она не определена. В умении вырабатывать гипотезы  я использую задания, которые в дальнейшем можно проверить экспресс-исследованием. Например, почему все дети любят играть в компьютерные игры? Выдвигаем гипотезу: все дети любят играть в компьютерные игры. Делимся на группы, опрашиваем учащихся, данные заносим в лист-опросник. В результате нами было опрошено 35 учащихся, из которых 32 ребенка любят играть в компьютерные игры, трое используют компьютер только в учебных целях. Наше предположение оказалось ложным.

   Еще важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Детям очень нравится игра «найди загадочное слово». Я загадываю слово, а они задают разные вопросы об дном, и том же предмете, начиная со слов «Что?», «Как?», «Почему?», «Зачем?». Или еще одна игра «Угадай, о чем спросили». Например, на карточке записан вопрос «Когда бывает ветвепад?» Ребенок отвечает, не читая вопроса «Ветвепад бывает осенью». Всем остальным детям нужно догадаться,  каким был вопрос.

    Так же на уроках мы учимся наблюдать. Предлагаю следующие задания: ставлю перед детьми какой – нибудь предмет, вместе рассматриваем спокойно и внимательно. Учащиеся закрывают глаза, я убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Затем рисуем этот предмет по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности наблюдать и анализировать зрительные образы, дают задания с намеренно сделанными ошибками.

   И, наконец, следующий этап – мы учимся проводить эксперимент. Эксперимент – это важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами, которые мы проводим на уроках окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства.

   Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать у учащихся необходимые умения для проведения исследовательской работы. Технология учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

   Так при изучении темы «Лесные этажи», с учащимися второго класса мы провели экспресс- исследование.

Цель исследования:

Изучить признаки трав, кустарников, деревьев.

Научить различать дерево, кустарник, траву.

Выдвинули гипотезу:  наверное в разных ярусах леса растут разные растения: внизу самые маленькие, в среднем ярусе – кустарники, они побольше, в верхнем ярусе – деревья, они большие.

Составили план учебного исследования и его этапы:

Наблюдение в лесу: учимся сравнивать и узнавать.

Рассматривание картинок: различие растений по их характерным признакам.

Нарисуем сами: что мы узнали, чему научились.

Первый этап – прогулка по лесу, наблюдения, выводы.

Второй этап – рассматривая картинки пришли к выводу, что по картинке не всегда можно узнать, где большое дерево, а где маленькое. Величина растений определяется местом в ярусе.

Третий этап – дети самостоятельно рисуют о том, что узнали.

   Далее анализируем проделанную работу, результаты исследования заносим в дневники. На данном этапе подтверждаем либо опровергаем выдвинутые нами гипотезы (или гипотезу). И, наконец, последний этап – делаем выводы, умозаключения.

     Затем, каждый учащийся, пользуясь памяткой для организации рефлексии, делает анализ своей исследовательской деятельности:

Какие ставил перед собой  вопросы, раскрывая тему?

Что ты сделал для получения результата?

Какая информация была для тебя полезна?

Оцени степень своей самостоятельности при выполнении работы. Чьей помощью тебе пришлось пользоваться?

Назовите новые знания и умения, полученные в процессе работы. Где еще можешь применить полученные знания?

Третий этап соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении и самостоятельном решения школьниками учебно-исследовательских задач, в осознанности рассуждений, обогащении и выводов. На данном этапе дети включаются во внеурочные формы организации исследований.

    Приведу пример одной из таких. Учащийся 3 класса провел исследовательскую работу по теме «Открытие собственного дела. Разведение крупнорогатого скота».

Цель: проработать схему открытия собственного дела.

Задачи:

- определить, что необходимо для открытия собственного дела;

- выявить необходимые условия содержания крупнорогатого скота;

- установить какую пользу можно получить от разведения крупнорогатого стада;

- сделать расчеты;

- разработать схему открытия собственного дела.

Гипотеза: предположим, что можно разбогатеть, открыв собственное дело.

Составили план работы:

Обзор литературы по темам «Породы крупнорогатого скота», «Кормление коров», «Уход и содержание скота».

Беседа с фермером, изучение условий содержания скота.

Выявление способов реализации мясомолочной продукции.

Расчеты и разработка схемы открытия собственного дела.

Исследовательская тактика – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. При проведении такой работы я заметила у детей потребность узнавать новое, умение обобщать, делать выводы и анализ.

   

Зам. директора МБОУ «Пятинская СОШ» по УВР

                          С.В. Тактаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...