Внеурочная деятельность в 3 классе
рабочая программа (3 класс) по теме
Программы кружков внеурочной деятельности
Кружок " В мире книг"
Кружок "Занимательная математика"
Кружок " Мир, в котором я живу"
Кружок " Удивительный мир слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_3_klass.rar | 265.53 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя занятия помогут решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
2.Главные цели курса:
— создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры,
конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курс а в учебном плане. С 1 по 2 класс занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2–4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,
внимание, воображение.
Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
всего | Аудиторные | Внеауди торные | |||
1 | История книги. Библиотеки | 4 | 1 | 3 | Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Составлять связное высказывание по иллюстрациям. Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух текст целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетаниях, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмысливать значение книги для прошлого. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризировать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса). Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказа. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения- «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | 3 | ||
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | 3 | ||
4 | Книги о родной природе | 3 | 3 | ||
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | 3 | ||
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 4 | ||
7 | Дети — герои книг | 4 | 4 | ||
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | 2 | ||
9 | Книги о детях войны | 3 | 3 | ||
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | 1 | 2 | |
11 | «Книги, книги, книги…» Всего | 2 34 | 1 29 | 1 6 |
4.Содержание программы
3 класс (34ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семи-летка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа
в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (4 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор-ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных
писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или
журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
5.Календарно- тематическое планирование
Номер Урока | Содержание (разделы, темы) | Ко количество часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | |||
История книги. Библиотеки | 4 | |||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | ||
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | ||
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 | ||
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | ||
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | |||
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | ||
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | ||
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская»,А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | ||
Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | |||
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 | ||
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 | ||
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Инсценирование басен. | 1 | ||
Книги о родной природе | 3 | |||
11 | Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Родные поэты. | 1 | ||
12 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | ||
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | ||
Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | |||
14 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | ||
15 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок. | 1 | ||
16 | Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». | 1 | ||
Животные — герои детской литературы | 4 | |||
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | ||
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказуА. Куприна «Ю-ю». | 1 | ||
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 | ||
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | ||
Дети — герои книг | 4 | |||
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | 1 | ||
22 | Книги-сборники произведений о детях. | 1 | ||
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках». | 1 | ||
24 | Проект «Расскажи о любимом писателе». | 1 | ||
Книги зарубежных писателей | 2 | |||
25 | Книги зарубежных писателей. | 1 | ||
27 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 | ||
Книги о детях войны | 3 | |||
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | ||
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | ||
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 | ||
Газеты и журналы для детей | 3 | |||
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 1 | ||
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 | ||
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 | ||
32 | «Книги, книги, книги…» | 2 | ||
33 | Создание классной газеты «Книгочей». | 1 | ||
34 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 |
Всего 34
6.ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
- Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
- Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
- Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
7. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
- Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.
- Толковые словари.
- Репродукции картин.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор .
- Компьютер.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Полки для «Уголка книг»
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО №1 Заместитель директора по УВР
От ______________/
_________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""
внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...