Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Шахматы"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Шахматы " для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_1_klass.doc | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» для 1-х классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Шахматрая школа» 1 класс Автор: Балазан В.Д., (в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)2016 год
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
® развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире.
» воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени;
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип индивидуализации обучения - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта т творческой деятельности.
Осоциальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Основой программы является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»
за 1-й год обучения
- знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знание названий шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знание правил хода и взятия каждой фигурой;
- различение диагонали, вертикали, горизонтали;
- сравнение между собой предметов, явлений;
- обобщение, умение формулировать несложные выводы;
- умение определять последовательность событий;
- умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на доступные первокласснику правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания; уметь работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматная азбука»
- год обучения.
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Что общего?» и др.
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь тяжелая фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура.
6
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности»
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах - не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат - не мат», «Первый шах», «Рокировка».
Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.
Методические рекомендации: все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде: те или иные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления (Приложение 1,2)
1 год обучения
м® п.п. | Раздел, тема | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | |||
2. | Легенды и сказания о возникновении шахмат | 1 | I | - | |||
3. | Шахматная доска | 3 | 1 | 2 | |||
4. | Шахматные фигуры | 4 | 2 | 2 | |||
5. | Начальная расстановка фигур | 3 | 1 | 2 | |||
6. | Ходы и взятие фигур | 8 | 3 | 5 | |||
7. | Цель шахматной партии | 6 | 2 | 4 | |||
8. | Игра всеми фигурами из начального положения | 6 | 2 | 4 | |||
9. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |||
Итого | 33 | 13 | 20 |
7
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Наименование разделов и тем |
Введение в образовательную программу- 1 час. | |||
1 | 01.09-02-09 | Знакомство с программой «Шахматная школа». | |
Легенды и сказания о возникновении шахмат 1 час. | |||
2 | 05.09-09.09 | Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат | |
Шахматная доска – 3 часа. | |||
3 | 12.09-16.09 | Знакомство с шахматной доской | |
4 | 19.09-23.09 | Шахматная доска. Белые и черные поля. | |
5 | 26.09-30.09 | Шахматная доска. Диагональ. | |
Шахматные фигуры – 4 часа. | |||
6 | 03.10-07.10 | Шахматные фигуры. | |
7 | 17.10-21.10 | Шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | |
8 | 24.10-28-10 | Шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король(практическое занятие). | |
9 | 31.10-04.11 | Дидактические задания и игры | |
Начальная расстановка фигур – 3 часа. | |||
10 | 07.11-11.11 | Начальное положение. | |
11 | 14.11-18.11 | Дидактические задания и игры. "Мешочек". | |
12 | 28.11-02.12 | Дидактические задания и игры. "Да и нет", "Мяч". | |
Ходы и взятие фигур – 8 часов. | |||
13 | 05.12-09.12 | Правила хода и взятия каждой из фигур. | |
14 | 12.12-16.12 | Запись положения фигур на шахматной доске. | |
15 | 19.12-23.12 | Запись шахматных ходов. | |
16 | 26.12-30.12 | Передвижение ладьи по шахматной доске. «Игра на уничтожение» | |
17 | 09.01-13.01 | Передвижение короля и ферзя. Дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт». | |
18 | 16.01-20.01 | Изучение и запись ходов слона. Дидактические игры «Битва часовых», «Атака, еще раз атака». | |
19 | 23.01-27.01 | Передвижение короля и ферзя. Дидактическая игра «Двойной удар». | |
20 | 30.01-03.02 | Ход пешки, взятие. Дидактическая игра «Ограничение подвижности» | |
Цель шахматной партии – 6 часов. | |||
21 | 13.02-17.02 | Понятие о цели шахматной игры. | |
22 | 27.02-03.03 | Знакомство с шахом, матом, патом, ничья, рокировка. | |
23 | 06.03-10.03 | Дидактические задания и игры. «Шах - не шах», «5 шахов», «Рокировка». | |
24 | 13.03-17.03 | Дидактические задания и игры. «Защита от шаха». | |
25 | 20.03-24.03 | Дидактические задания и игры. «Мат - не мат», «Первый шах». | |
26 | 27.03-31.03 | Дидактические задания и игры. Закрепление и повторение. | |
Игра всеми фигурами из начального положения -6 часов. | |||
27 | 03.04-07.04 | Общие положения о том, как начинать шахматную партию. | |
28 | 17.04-21.04 | Демонстрация коротких партий. | |
29 | 24.04-28.04 | Игра всеми фигурами из начального положения. | |
30 | 01.05-05.05 | Игра всеми фигурами из начального положения. Закрепление. Дидактические игры. | |
31 | 08.05-12.05 | Игра всеми фигурами из начального положения. Повторение и закрепление. | |
32 | 15.05-19.05 | Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры. | |
Итоговое занятие – 1 час. | |||
33 | 22.05-26.05 | Шахматный турниров. | |
Итого 33 ч. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
- Компьютер
- Мульдимедийный проектор
- Интерактивная доска
.4. Цифровой фотоаппарат.
Список литературы
для педагога:
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М., 1972.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М., 1983.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. - М., 1991.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М., 1980.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. - М., 1986.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л., 1985.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. - М., 1983.
- Князева В. Азбука шахматиста. - Ангрен, 1990.
- Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). - Ташкент, 1987.
для детей и родителей:
- Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент, 1992.
- Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Р-н-Д, 2002.
- Сухин И. Волшебные фигуры. - М., 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной с гране. - М.„ 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...