|
В блоке «Общение» игры отличались тем, что действия участников и их взаимоотношения регламентировались заранее сформулированными правилами, обязательными для всех. Это позволило школьникам с высоким уровнем социализированности проявить свои способности при решении наиболее сложных игровых заданий: они выступали в роли инструктора, проявляли ответственность и инициативу, стремились передать знания товарищам, что способствовало установлению позитивных отношений со сверстниками. В блоке «Игротворчество» - игры, созданные детьми и походы. Создание игр связано с развитием инициативы, фантазии, активности ребенка. Школьники включены в самостоятельную деятельность, что дает возможность проявить себя, самоутвердиться в социальной среде. Походы способствуют формированию у ребенка нового отношения к себе, к товарищам, к миру, что помогает по-иному понять и оценить окружающую природу, задуматься о месте человека в мире и в обществе. |
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что особенностями игровой деятельности, которые способствуют социализации младших школьников, служат: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения. Чем больше в своей деятельности мы будем использовать игровых ситуаций, тем всесторонне развитей будет личность ученика. Учитель начальных классов: Смолина Юлия Сергеевна
Адрес МБОУ гимназии №12: г. Каменск-Шахтинский, пр. Карла Маркса, 58 |
|
МБОУ гимназия №12 2012-2013 год
|
Я работаю учителем начальных классов с 2003 года. Поэтому проблемы детей младшего школьного возраста мне хорошо знакомы. В работе с детьми недооценивается значение игровой деятельности как средства социализации личности. Игра содержит значительные резервы для естественного включения младшего школьника в социализирующие ситуации познания, общения, творчества. В этом контексте социализация младшего школьника в игровой деятельности приобретает особое значение. Поэтому с 2010 года я работаю над темой «Педагогическая поддержка социализации младших школьников». Считаю, что это очень актуально в наше время, когда происходят социально-экономические преобразования. Они затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и определяют масштабы инновационных процессов, охвативших всю сферу образования. Наши воспитанники вынуждены «выходить» в общество личностью, готовой к принятию самостоятельных решений и осмысленному выбору жизненного пути. Работая над этой темой, я познакомилась с теоретическим материалом, составила план работы с детьми.
|
Социализация младших школьников как социально-педагогическое явление — важный процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающего общения и социального опыта самореализации, обеспечивающей социальное становление ребенка.
Цель программы: экспериментально проверить модель социализации младших школьников в игровой деятельности. План реализации программы 1 блок «Знание». Направлен на выявление причинно-следственных связей между явлениями социума. 2 блок «Общение». Способствует обогащению деятельности воспитанников нормами коллективного поведения. 3 блок «Игротворчество». Стимулирует развитие инициативности и самостоятельности детей в реализации приобретенных социальных знаний об окружающей действительности.
|
При реализации блока «Знание» дети осваивали сюжетно-ролевые игры, влияющие на сформированность информационно-когнитивного компонента социализированности. Им прививался интерес к познанию социальных норм, прав и обязанностей в социуме. Учились оценивать свое участие в игровой деятельности. Делиться своим творческим опытом с другими учениками.
|