Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО
материал на тему
Положение
о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО
муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_rab_pr.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ
совете школы Директор МОУ СОШ №3
протокол № _____ ____________Н.В. Горбунова
от «__»____________2013 «_____» ____________2013г
Положение
о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО
муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования учащихся начальной ступени образования и основного общего образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательной организации.
1.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента учащихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели ее введения в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности школы в рамках реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы элективных курсов;
- программы факультативных занятий.
1.6. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, который является составной частью образовательной программы школы и учитывает:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;
- требования к планируемым результатам обучения выпускников;
- требования к содержанию учебных программ;
- принцип преемственности общеобразовательных программ;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом школы;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- когнитивные особенности и познавательные интересы учащихся;
- выбор педагогом комплекта учебно-методического обеспечения.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование, основное общее образование и т.д.).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
- федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программе начального и основного общего образования;
- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений, выполнена на компьютере.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается).
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:
1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;
- если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.
2 вид – если:
- количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);
- производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
- есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;
- рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.
3.3. Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Приложения к программе.
3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы | Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист | - полное наименование образовательного учреждения; - гриф утверждения программы (рассмотрение на методическом объединении, согласование с заместителем директора по УВР и утверждение директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, класса, где реализуется программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория; - название города, населенного пункта; - год разработки программы (Приложение 1) |
Пояснительная записка | - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - особенность по отношению к ФГОС НООи ООО - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - предполагаемые результаты; - кратко излагается система оценки достижений учащихся; - указывается основной инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений. |
Общая характеристика учебного предмета, курса | указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания). конкретизируются общие цели и задачи начального или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса - общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). |
Содержание тем учебного курса | - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся | - перечень разделов, тем и последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - темы отдельных уроков и учебные материалы к ним - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); - указание на виды деятельности учащихся - Конкретизируются формы и методы контроля; - др. |
Описание учебно-методического иматериально-технического обеспечения образовательного процесса | Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник Дополнительная литература для учителя и учащихся, Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе |
Приложения к программе | - основные понятия курса; - контрольно-измерительные материалы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации. |
3.5. Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ | Тема урока | Тип урока | Вид контроля, | Планируемые результаты обучения | Информационное сопровождение, цифровые и ЭОР | Дата | |||
План | Факт | ||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные |
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочая программа анализируется на заседании соответствующего школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального или основного общего образования. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания.
На титульном листе рабочей программы ставится гриф: ««Рассмотрено»Руководитель ШМО _______/________/Протокол № _ от «__»_________2012_г.».
4.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОУ рассматривает программуна предмет ее соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального или основного общего образования, примерной либо авторской программе, на основании которой педагог составлял рабочую программу, основной образовательной программе школы, учебному плану общеобразовательного учреждения на текущий год, школьному «Положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО»; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
На титульном листерабочей программы ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он рекомендует доработать программу с указанием конкретного срока.
4.3. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ иставит гриф утверждения на титульном листе.
4.4. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.
4.5Рабочая программа хранится в 2-х экземплярах: один экземпляр – у педагога, другой экземпляр – у заместителя директора по УВР.
4.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течении учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
Приложение №1
к «Положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ООО»
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/_________/ Протокол № _1__ от «__»_________201_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ / «__»______09______201_г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ № 3 г. Маркса _____________/Горбунова Н.В./ Приказ № ___ от «__»__________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, класса, где реализуется программа;
- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;
2012 - 2013 учебный год
г. Маркс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога 1 класса по ФГОС
Рабочая программа педагога для учащихся 1 класса разработана на основе Концепции стандарта второго поколения (ФГОС НОО). Включает в себя пояснительные записки и поурочно-тематические планирования к ка...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Русский язык» 1 класс Программа «Школа 2100»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной» «Рассмотрено»Руководитель МО__________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___...
Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс Программа «Школа 2100»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной» «Рассмотрено»Руководитель МО_________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___ от «___»авгу...
Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС НОО
Данное положение о Рабой программе является нормативным документом, составленным на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1643 "О внесении изменений в приказ Минис...
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО
Цели профессионального развития:Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....