Особенности работы с детьми с ОВЗ
статья на тему

Макарова Елена Ивановна

Особенности работы с детьми с ОВЗ. Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz_makarova_ei.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

 учителя начальных классов Макаровой Е.И.  

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

     Развитие инклюзивной практики в Российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута.

По статистике, каждый 50-й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88-й человек на земле рождается с аутическими расстройствами.

    Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Аутист — самый сложный педагогический «клиент», если мы научимся обучать аутистов, мы сможем применить систему инклюзии фактически для всех детей с особенностями.

  Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

      Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Нарушения понимания значения информации, могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов отмечается наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако и в этих случаях остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них ограничены способности интерпретировать жесты.  

     Ребенок с аутизмом может и безразличным к происходящему, и

иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться про

стыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развер

нутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на

основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умствен

ная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуаль

ное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Не

редки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избира

тельную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная

грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина

трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту

значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекват

ную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организо

ванная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попыт

ки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и

предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.

         Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне прини

мает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного

безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с

блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания,

избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специ

альной педагогической и психологической помощи.» (Никольская О.С.

Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)

По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ран

ним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4м группам.

      Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями.

      Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

       Очень важны, в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень трудно, как для родителей, так и для учителя, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

      Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести «особого» ребёнка в обычный класс. Это — удар как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое. Когда абсолютно любой ребёнок может войти в класс, но ровно настолько, насколько он готов — психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто-то может просидеть в классе минуту, а кто-то целый урок.

  Ребёнок, который может пробыть на уроке лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целый урок. Он также имеет право на образование, общение. Только в той степени, в какой он может его взять. Как только ребёнку становится тяжело, он возвращается в ресурсный класс, где отдыхает от эмоциональной перегрузки. Здесь вся среда состоит из визуальных подсказок: деление на зоны (отдыха и учёбы), карточки с расписанием, правилами поведения. Здесь ребёнку спокойнее и проще.

                  Повседневное нахождение в школе- некоторые сложности.

Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию, пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на  переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.

Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то аутичный школьник не всегда легко воспринимает задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и дописать дома, выбивают из коллеи.

Сложно и на таких, казалось бы, простых роках, как рисование. Например, детям даётся задание, типичное для школы, "нарисовать осень". Осень - это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные деревья - это лес, а не осень. Дождь и лужи - пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок-аутист может впасть в панику от непонимания смысла задания.

У аутичных детей с сохранным интеллектом, как правило, хорошо идёт математика, а вот в русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошей памяти вместо изложения ребёнок практически дословно воспроизводит текст. Не менее сложно и составление описания по картинке - приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму.

 Дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС) представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Этих детей объединяют выраженные в большей или меньшей степени основные специфические признаки:

- уход в себя, нарушение коммуникативных способностей;

- проявление стереотипии в поведении;

- различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке;

- боязнь телесного и зрительного контактов;

- характерное, особое нарушение развития речи (эхолалия), рассказ о себе в третьем лице, нарушение темпа и плавности речи).

Аутизм (в переводе с латинского означает «сам») проявляется как отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контакте со средой. Стереотипность выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка тревогу, агрессию. Дети с РАС начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестаёт пользоваться речью.Раньше дети с таким диагнозом обучались на дому или, в лучшем случае, в коррекционных школах. Но эти варианты не всегда устраивали родителей. Поэтому, когда появилась перспектива инклюзивного образования в нашей школе, это заинтересовало родителей, которые мечтали, чтобы их дети смогли в будущем жить в социуме.Конечно, вступая на путь инклюзивного образования, у педагогов школы   возникли сомнения и тревоги:

- как помочь таким «особым» детям освоиться в классе, принять учителя и одноклассников;

- как научить ориентироваться в здании школы, находить раздевалку, столовую, туалет;

- как понимать и справляться с заданиями, которые дает учитель;

- как подружить детей в классе, т. к. многие обычные дети никогда раньше не сталкивались с детьми-аутистами и не знают их особенности.

Однако надо признать, что в социализации и адаптации ученика в школе среди одноклассников мы наблюдаем большие успехи, чем в усвоении учебной программы.

В заключение хочется привести слова, с которыми мы обращаемся к родителям наших «особых» учеников: «Когда становится понятным, что ребенок, которого так ждали и бесконечно любили еще до рождения, страдает аутизмом, родители чувствуют растерянность, непонимание и задаются вопросом, почему это произошло именно с их ребенком. Но ученые пока не могут объяснить причину, почему рождаются эти особые дети с собственным, закрытым для других миром. Не стоит заниматься самокопанием, пытаясь найти причину такого состояния своего ребенка. Эти терзания ни к чему не приведут, кроме как к сплошному негативу, ссорам, выяснениям того, кто виноват. Необходимо просто смириться с этим и начать воспринимать ребенка таким, каким он есть. Только такой подход дает возможность подойти к решению проблемы, ведь специальные занятия, диета, медикаментозное лечение дают хорошие результаты. Многие дети, которым был поставлен диагноз «аутизм» сумели социализироваться и стать успешными людьми. Здесь можно назвать имена Билла Гейтса, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога и др.Дети-аутисты нуждаются в особом подходе, в  нашей любви, заботе и неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в обществе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми коррекционного класса

«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными  или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...

Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...

Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Работа  с детьми  должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу  психолого-педагогических методов...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...