Особенности работы с детьми с ОВЗ
статья на тему
Особенности работы с детьми с ОВЗ. Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz_makarova_ei.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
учителя начальных классов Макаровой Е.И.
Особенности работы с детьми с ОВЗ.
Развитие инклюзивной практики в Российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута.
По статистике, каждый 50-й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88-й человек на земле рождается с аутическими расстройствами.
Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Аутист — самый сложный педагогический «клиент», если мы научимся обучать аутистов, мы сможем применить систему инклюзии фактически для всех детей с особенностями.
Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Нарушения понимания значения информации, могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов отмечается наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако и в этих случаях остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них ограничены способности интерпретировать жесты.
Ребенок с аутизмом может и безразличным к происходящему, и
иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться про
стыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь и развер
нутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на
основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умствен
ная отсталость, но существуют и типично аутичные дети, интеллектуаль
ное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое. Не
редки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избира
тельную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная
грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина
трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту
значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекват
ную специальную поддержку. Вовремя начатая и правильно организо
ванная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попыт
ки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и
предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.
Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне прини
мает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного
безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с
блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания,
избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специ
альной педагогической и психологической помощи.» (Никольская О.С.
Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)
По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ран
ним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4м группам.
Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями.
Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.
Очень важны, в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень трудно, как для родителей, так и для учителя, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.
Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести «особого» ребёнка в обычный класс. Это — удар как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое. Когда абсолютно любой ребёнок может войти в класс, но ровно настолько, насколько он готов — психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто-то может просидеть в классе минуту, а кто-то целый урок.
Ребёнок, который может пробыть на уроке лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целый урок. Он также имеет право на образование, общение. Только в той степени, в какой он может его взять. Как только ребёнку становится тяжело, он возвращается в ресурсный класс, где отдыхает от эмоциональной перегрузки. Здесь вся среда состоит из визуальных подсказок: деление на зоны (отдыха и учёбы), карточки с расписанием, правилами поведения. Здесь ребёнку спокойнее и проще.
Повседневное нахождение в школе- некоторые сложности.
Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию, пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.
Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то аутичный школьник не всегда легко воспринимает задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и дописать дома, выбивают из коллеи.
Сложно и на таких, казалось бы, простых роках, как рисование. Например, детям даётся задание, типичное для школы, "нарисовать осень". Осень - это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные деревья - это лес, а не осень. Дождь и лужи - пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок-аутист может впасть в панику от непонимания смысла задания.
У аутичных детей с сохранным интеллектом, как правило, хорошо идёт математика, а вот в русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошей памяти вместо изложения ребёнок практически дословно воспроизводит текст. Не менее сложно и составление описания по картинке - приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму.
Дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС) представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Этих детей объединяют выраженные в большей или меньшей степени основные специфические признаки:
- уход в себя, нарушение коммуникативных способностей;
- проявление стереотипии в поведении;
- различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке;
- боязнь телесного и зрительного контактов;
- характерное, особое нарушение развития речи (эхолалия), рассказ о себе в третьем лице, нарушение темпа и плавности речи).
Аутизм (в переводе с латинского означает «сам») проявляется как отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контакте со средой. Стереотипность выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка тревогу, агрессию. Дети с РАС начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестаёт пользоваться речью.Раньше дети с таким диагнозом обучались на дому или, в лучшем случае, в коррекционных школах. Но эти варианты не всегда устраивали родителей. Поэтому, когда появилась перспектива инклюзивного образования в нашей школе, это заинтересовало родителей, которые мечтали, чтобы их дети смогли в будущем жить в социуме.Конечно, вступая на путь инклюзивного образования, у педагогов школы возникли сомнения и тревоги:
- как помочь таким «особым» детям освоиться в классе, принять учителя и одноклассников;
- как научить ориентироваться в здании школы, находить раздевалку, столовую, туалет;
- как понимать и справляться с заданиями, которые дает учитель;
- как подружить детей в классе, т. к. многие обычные дети никогда раньше не сталкивались с детьми-аутистами и не знают их особенности.
Однако надо признать, что в социализации и адаптации ученика в школе среди одноклассников мы наблюдаем большие успехи, чем в усвоении учебной программы.
В заключение хочется привести слова, с которыми мы обращаемся к родителям наших «особых» учеников: «Когда становится понятным, что ребенок, которого так ждали и бесконечно любили еще до рождения, страдает аутизмом, родители чувствуют растерянность, непонимание и задаются вопросом, почему это произошло именно с их ребенком. Но ученые пока не могут объяснить причину, почему рождаются эти особые дети с собственным, закрытым для других миром. Не стоит заниматься самокопанием, пытаясь найти причину такого состояния своего ребенка. Эти терзания ни к чему не приведут, кроме как к сплошному негативу, ссорам, выяснениям того, кто виноват. Необходимо просто смириться с этим и начать воспринимать ребенка таким, каким он есть. Только такой подход дает возможность подойти к решению проблемы, ведь специальные занятия, диета, медикаментозное лечение дают хорошие результаты. Многие дети, которым был поставлен диагноз «аутизм» сумели социализироваться и стать успешными людьми. Здесь можно назвать имена Билла Гейтса, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога и др.Дети-аутисты нуждаются в особом подходе, в нашей любви, заботе и неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в обществе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми коррекционного класса
«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...
Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы
Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...
Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...
Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов...
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....
Доклад на тему "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности работы сдетьми с ОВЗ....
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...