Доклад
учебно-методический материал на тему

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc835 КБ

Предварительный просмотр:

                Проблема  использования свободного времени младших школьников  всегда была насущной  для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно  осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

              Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды.

То же самое происходит и с ребенком, когда он поступает в школу. Мы родители стараемся дать ему самое лучшее. Лучшую школу, учебники, программу.

Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях и благоприятной почве цветок все равно распустится.

Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание.

       C 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Мы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) 1 сентября 2014 года.

               Занятия внеурочной деятельности проходят во второй половине дня. Перерыв между уроками и внеурочной деятельностью должен быть около 40 минут. 

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

             Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

             

             Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

  Типы организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования;
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель;
  • инновационно- образовательная модель;
  • интегрированная модель


Представим, что перед нами ученик первого класса. Он пришел в школу с минимальными знаниями и умениями. А мы родители хотим, чтобы он был всесторонне гармонически развитой личностью. Желание родителей отражено в задачах внеурочной деятельности.

             Задачи:

-  формирование ОУ духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

- воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности на уроках.

 -воспитание сознательного отношения к труду и общественной собственности к продуктам человеческого труда, к ценностям культуры, к природе.

 -воспитание нравственности, сознательности и привитие навыков культурного поведения.

- воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей.

-физическое совершенствование, укрепление  здоровья, охрана жизнедеятельности.

            А школа в свою очередь старается:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

     Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

   Используя эти направления в развитии,  мы получим первоклассника как яркую личность. Используя цветовую гамму направлений украсим фигурку первоклассника.

спортивно-оздоровительное - брюки

духовно-нравственное - рубашка

социальное - рукава

общеинтеллектуальное - голова

общекультурное – обувь

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

 Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

 Воспитательные  результаты внеурочной деятельности школьников

  •   1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь
  •   2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
  • l 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
  • Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.
  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к социальной реальности в целом.
  • Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

     Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

   Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ.

Из Конвенции о правах ребёнка

   Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.  Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»

     Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым   ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст  возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

ТЕМА:

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО  на первой ступени обучения

Работу выполнила

учитель начальных классов

 Бахчисарайской ОШ № 2

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Бахчисарай 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....