Использование игровых и групповых методов на уроках
статья (1, 2 класс) на тему

Кисляк Светлана Яковлевна

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь  ведущей деятельностью   дошкольного   периода,   она    обеспечивает    существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах,  дает  эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_i_gruppovyh_metodov_na_urokah.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых и групповых методов на уроках

Игра  есть  средство  познания  ребенком  действительности.  Известный

детский психолог и педагог Д.Б.  Эльконин  подчеркивал  социальную  природу  игры.  Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил  единицу игры - роль,  которую  берет  на  себя  ребенок.  С  ролью  связаны  игровые действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный  характер.

Другой компонент  игры  -  правила.  Благодаря  им,  возникает  новая  форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует  так,  как  требуют правила.

Содержанием развитой формы ролевой игры  является  не  предмет  и  его употребление,  а   отношения   между   людьми;   содержанием   игр   старших дошкольников является подчинением правилам  в  соответствии  с  поставленной целью. Результатом игры являются более  глубокие  представления  о  жизни  и деятельности взрослых людей.

Таким образом,  игра  -  это  деятельность  по  ориентации  в  смыслах человеческой деятельности. В  целом  игра  рассматривается  как:

  • особое отношение личности  к  окружающему  миру;
  • особая  деятельность  ребенка, которая изменяется и развертывается как его  субъективная  деятельность;      
  • социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение  его к миру);
  • особое  содержание  усвоения;
  • деятельность,  в  ходе  которой происходит  развитие  психики  ребенка;  
  • социально-педагогическая  форма организации детской жизни и «детского общества».

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь  ведущей деятельностью   дошкольного   периода,   она    обеспечивает    существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах,  дает  эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

К началу младшего школьного возраста игровая  деятельность  не  теряет своей роли, но содержание  и  направленность  игры  меняется.  В  это  время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми.  В них ребенок  учится  подчинять  свое  поведение  правилам, формируются его движения,   внимание,   умение сосредоточиться,   то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя,  младшие  школьники  стремятся  брать  на  себя  роли,  которые привлекают их  в  реальной  жизни;  как  правило,  связанные  с  проявлением смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие  школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение  ролей.  В конфликтных  ситуациях  у  детей  появляется   умение   анализировать   свою деятельность, оценивать  свои  поступки  и  возможности.  В  целом  развитие сюжетов игр ведет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем - к сюжетам, отражающим  общественно-политические  события. В  первом  классе большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга.  В  9-10 лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются  игры, связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У  младших школьников  широко  представлены  индивидуальные  и   групповые   игры.   Но последние  преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека.  Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое  место  в  третьем  классе начинают занимать игры с правилами без  сюжетов  и  спортивные  игры.

Чем старше дети, тем все большее место занимает  в  игре  соревнование.  Оно развивает у  детей  умение  действовать  в  коллективе,  бороться  за  честь класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в  плане внешних действий - к играм в плане  воображения,  в  уме.  Так,  дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом  внешних  действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.

В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности, и это очень важно, т.к. всё больший процент детей демонстрирует снижение памяти, внимания, мышления.

Учебные игры способствуют самоутверждению учащегося, позволяют выявить те его способности, о которых он сам, может, и не подозревал. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

В дидактической же игре учащийся создаёт собственную реальность, творя свой мир.

Именно поэтому игровые формы на уроках используются  довольно часто.  Они не только повышают мотивацию к обучению, но и адаптируют  к учебному процессу, расширяют кругозор, позволяют привлечь личный опыт для нахождения решения, учат работать в группе, раскрывают творческие возможности детей. Поэтому к играм на уроке можно ставить различные цели – обучающие, развивающие, воспитательные.

Игра «Окна». Использую на уроках изучения новой темы. В начале урока на доске начерчены квадраты – «окна». В ходе урока ученики сами по рассказу учителя заполняют окна. Для этого необходимо сначала поставить перед ними задачу. Например, на уроке «природные явления» ставится вопрос: Какие природные явления вы знаете? Навык заполнения «окон» поможет впоследствии легко справиться с заполнением таблиц, что значительно облегчит работу с текстом.

Игра «Спящий опрос». Можно использовать как игровую форму контроля изученного материала. К уроку отбираются вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». По команде учителя ученики опускают голову на руки, закрыв глаза. Если ответ на вопрос «да», нужно поднять руку, если же ответ «нет», рука не поднимается. Одновременно в классе работают три консультанта. Они следят за правильностью ответов и отмечают неправильные ответы карточками, которые кладут на парту. По окончании опроса каждый ученик может оценить правильность своих ответов, сосчитав карточки за неверные ответы. Соответственно «справляемости» выставляются баллы. Эта форма опроса, кроме всего прочего, даёт возможность самооценки результата, что немаловажно при «безотметочном» обучении.

Игра «Верю – не верю». Выбор верного утверждения сопровождается пояснением, если отвечающий говорит «Не верю!». Логично игру начать с деления класса на группы (пары), чтобы придать элемент соревнования. Обосновывая свой выбор, ученик не только развивает устную речь, но и учится защищать свою точку зрения, что позволяет оценить его ответ достаточно высоко.

Игру «Морской бой» можно использовать на уроках обобщения, закрепления материала или как вариант контроля и актуализации знаний. Задания в ячейках могут объединять несколько  тем  или отражать различные аспекты одной темы. Вопросы могут также различаться по сложности. Форма проведения этой игры может быть групповой или индивидуальной, а система оценивания – накопительной или соответствовать сложности вопроса. Например, в клетках по горизонтали – вопросы по одной теме , а по вертикали – усложняться от ячейки «1» к ячейке «4». Выбирая ячейку, ученик заранее предполагает сложность вопроса и, соответственно, оценку ответа.

Игра-путешествие. Предполагает логическое продвижение к результату урока. На каждой из станций-остановок решаются задания различной сложности и направленности. Оценивание по накопительной системе или суммируются. «Передвижение» от станции к станции с определённой скоростью, соответствующей количеству набранных баллов. Игровой момент – количество баллов соответствует определённому типу транспорта. Можно ускорить своё движение, сбросив «балласт», т.е. ответив на дополнительные вопросы, требующие осмысления материала на творческом уровне.

Ролевые игры. Внутри группы распределяются роли, соответствующие содержанию темы и подготовке учеников. Например, в теме «Материки» в каждой группе (количество групп соответствует числу гипотез) есть свой теоретик, который сообщает другим суть теории, капитан, который руководит подготовкой группы, пресс-секретарь, который составляет  в своей тетради тезисы и помогает это сделать другим и знаток, который подготавливает вопросы другим группам по своей теме. Каждая группа в конце урока оценивает работу каждого из участников. Работа в мини-группе более сложна, поэтому уравнять возможности каждого можно при помощи игры «Интервью». «Репортёр» по тексту готовит вопросы, «интервьюер» отвечает. Затем участники игры меняются ролями.

На любом уроке можно (и вполне результативно) использовать игровые моменты. Это и «Тема наоборот», магические квадраты, заполнение пропущенных слов в «Записке путешественника», биологические лабиринты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Методическая разработка на тему «Методика использования кроссвордов в групповой работе на уроках и во внеурочной деятельности»

Использование кроссвордов на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, во внеурочной деятельности(история Санкт-Петербурга)....

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....