Проектная деятельность в рамках ФГОС
статья на тему
В материале отображены плюсы и минусы нового вида деятельности предусмотренного новым образовательным стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prektnaya_deyatelnost_v_ramkah_fgos.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе в
рамках ФГОС: плюсы и минусы
Сойко Татьяна Анатольевна,
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 23»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.
Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
Дети сами делятся на группы по 5 человек по желанию и симпатиям.
- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;
Во время выполнения проекта часто можно услышать дискуссии в группах.
- мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Из объёма информации надо уметь правильно отобрать материал, скомпоновать его, разместить в правильном порядке.
- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
Перед работой над проектом каждый должен подобрать материал по теме так, чтобы он был интересным, необычным.
- информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
- презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;
Не всем легко выступать у доски, но условие таково, что каждый из группы должен рассказать о ходе выполнения проекта, провести часть презентации.
- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился?»,
« Чему мне необходимо научиться?»;
- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
В этом плане дети часто занижают свою самооценку, хотя правильно оценивают работу друг друга.
Начинать работу в новом направлении для меня, как для учителя тоже было непросто. Зная теоретическую составляющую проектной деятельности, нужно было помочь первоклашкам понять суть такой работы и родителям объяснить, что это нужно и важно для их детей. Что это не моя прихоть, а требования нового образования. Одно дело, когда ты работаешь над проектом с одним – двумя учащимися. Это определённый настрой на победу в конкурсе, обоюдное желание ученика, его родителей и учителя на совместную работу, и другое дело, когда проект должны выполнять все без исключения. В классе работа, как правило, строится по группам.
Организуя проектную деятельность по группам, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта:
- В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
- Группы не соревнуются.
- Все члены группы получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
В УМК «Школа России» темы проектов даны по каждому предмету прямо в учебнике. Например, по математике в 1 классе ребята выполняли проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках», по окружающему миру «Моя малая родина», «Моя семья». Также у нас в классе составлена своя азбука, которую выполняли ребята по чтению в проекте «Азбука».
Во втором классе работа продолжилась. Причём я заметила, что ребята стали более осознанно выполнять свои проекты, у них появилось желание сделать свой проект лучшим. Ведь каждую работу мы в классе обсуждаем, указываем на плюсы и недостатки в работе.
Самым запоминающимся для нас стал проект по математике «Оригами». Я с одной из учениц подготовила проект по этой теме на городской конкурс. Мы заняли 1 место. И когда подошло время проекта в классе, ребята с удовольствием выполняли поделки методом «Оригами» и мне помогала моя ученица. Здесь у нас сложилась атмосфера сотрудничества, когда ученик и учитель выступают в одной роли – наставник и помощник.
В 3 классе у ребят уже есть определенный опыт, более серьёзный подход в подготовке и выполнении проектов. Если предстоит групповой проект, они спрашивают заранее тему, чтобы подобрать материал. Также выполняют индивидуальные проекты. Причем презентации уже могут быть в виде слайдов, мультфильмов собственного производства.
В 1-2 классе ученики знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей . Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся. Основную часть работы с компьютером пока выполняют родители. Приобретя постепенно опыт работы в определённых компьютерных программах , учащиеся продолжают работать совместно с родителями.
В 3-4 классах ребята уже самостоятельно могут находить источники информации, создавать проекты с минимальной помощью со стороны взрослых.
Подводя итоги первых трёх лет работы над проектами, я увидела, что дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.
Как и в каждой деятельности, метод проектов имеет свои плюсы и минусы. Я для себя обозначила их так:
Плюсы:
- Создают ситуацию успеха.
- Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.
- Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.
- Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.
- Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.
Минусы:
- Нехватка времени на уроке.
- Пока ещё не все дети выполняют проекты добросовестно.
Таким образом мы видим, что плюсов больше, чем минусов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся, что сказывается на желании и проекты делать более интересными, зрелищными.
Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная деятельность стала обязательной частью учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.
Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...
Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
Программа " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени. Программа проектной деятельности...
"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад
В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...
Презентация "Проектная деятельность в рамках ФГОС"
В слайдах дано объяснение проектной деятельности младших школьников, её место в рамках стандартов второго поколения....
Проектная деятельность в рамках ФГОС НОО
Презентация о проектной работе в информационном пространстве http://nachalka.seminfo.ru/.Ссылка на материал http://yadi.sk/d/Ve4muq_YCJcuc...
Проектная деятельность в рамках ФГОС НОО. . Сообщение.
Всё, что необходимо знать о работе над проектами в начальной школе, вы найдёте в данном сообщении. Как ставить цели, задачи, какие могут быть этапы работы над проектом, виды проектов, ...
Педагогическое эссе. Проектная деятельность в рамках ФГОС
В педагогическом эссе отражено собственное мнение учителя начальных классов об использовании проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках ФГОС....