Проектная деятельность в рамках ФГОС
статья на тему

Сойко Татьяна Анатольевна

В материале отображены плюсы и минусы нового вида деятельности предусмотренного новым образовательным стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prektnaya_deyatelnost_v_ramkah_fgos.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе в

рамках ФГОС: плюсы и минусы

Сойко Татьяна Анатольевна,

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 23»

   Образовательный стандарт нового поколения  ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.

         Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

          В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;

Дети сами делятся на группы по 5 человек по желанию и симпатиям.

- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;

Во время выполнения проекта часто можно услышать дискуссии в группах.

- мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Из объёма информации надо уметь правильно отобрать материал, скомпоновать его, разместить  в правильном порядке.

- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;

Перед работой над проектом каждый должен подобрать материал по теме так, чтобы он был интересным, необычным.

- информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;

- презентационные  навыки: навыки монологической речи;  умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;

Не всем легко выступать у доски, но условие таково, что каждый из группы должен  рассказать о ходе выполнения проекта, провести часть презентации.

- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился?»,

« Чему мне необходимо научиться?»;

- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

В этом плане дети часто занижают свою самооценку, хотя правильно оценивают работу друг друга.

Начинать работу в новом направлении для меня, как для учителя тоже было непросто. Зная теоретическую составляющую проектной деятельности, нужно было помочь первоклашкам понять суть такой работы и родителям объяснить, что это нужно и важно для их детей. Что это не моя прихоть, а требования нового образования. Одно дело, когда ты работаешь над проектом с одним – двумя учащимися. Это определённый настрой на победу в конкурсе, обоюдное желание ученика, его родителей и учителя на совместную работу, и другое дело, когда проект должны выполнять все без исключения. В классе работа, как правило, строится по группам.

Организуя проектную деятельность по группам, я  предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта:

  • В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
  • Группы не соревнуются.
  • Все члены группы получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

 В УМК «Школа России»  темы проектов даны  по каждому предмету прямо в учебнике. Например, по математике  в 1 классе ребята выполняли проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках», по окружающему миру «Моя малая родина», «Моя семья». Также у нас в классе составлена своя азбука, которую выполняли ребята по чтению в  проекте «Азбука».

Во втором классе работа продолжилась. Причём  я заметила, что ребята стали более осознанно  выполнять свои проекты, у них появилось желание сделать свой проект лучшим. Ведь каждую работу мы в классе обсуждаем, указываем на плюсы и недостатки в работе.

Самым запоминающимся  для нас стал проект по математике «Оригами». Я с одной из учениц подготовила проект по этой теме на городской конкурс. Мы заняли 1 место. И когда подошло время проекта в классе, ребята с удовольствием выполняли поделки методом «Оригами» и мне помогала моя ученица. Здесь у нас сложилась атмосфера сотрудничества, когда ученик и учитель выступают в одной роли – наставник и помощник.

В 3 классе у ребят уже есть определенный опыт, более серьёзный подход в подготовке и выполнении проектов. Если предстоит групповой проект, они спрашивают заранее тему, чтобы подобрать материал. Также выполняют индивидуальные проекты. Причем презентации уже могут быть в виде слайдов, мультфильмов собственного производства.

В  1-2 классе ученики знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей .  Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся. Основную часть работы с компьютером пока выполняют родители. Приобретя постепенно опыт работы в определённых компьютерных  программах , учащиеся продолжают  работать  совместно с родителями.

В 3-4 классах ребята уже самостоятельно могут находить источники информации, создавать проекты  с минимальной помощью со стороны взрослых.

Подводя итоги первых трёх лет работы над проектами, я увидела, что дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Как и в каждой деятельности, метод проектов имеет свои плюсы и минусы. Я для себя обозначила их так:

Плюсы:

  1. Создают ситуацию успеха.
  2. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.
  3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.
  4. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.
  5. Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.

Минусы: 

  1.    Нехватка времени на уроке.
  2.    Пока ещё не все дети выполняют проекты добросовестно.  

Таким образом мы видим, что плюсов больше, чем минусов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.  Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся, что сказывается на желании и  проекты  делать более интересными, зрелищными.

Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная деятельность стала обязательной частью учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

Презентация "Проектная деятельность в рамках ФГОС"

В слайдах дано объяснение проектной деятельности младших школьников, её место в рамках стандартов второго поколения....

Проектная деятельность в рамках ФГОС НОО

Презентация о проектной работе в информационном пространстве http://nachalka.seminfo.ru/.Ссылка на материал http://yadi.sk/d/Ve4muq_YCJcuc...

Проектная деятельность в рамках ФГОС НОО. . Сообщение.

Всё, что необходимо знать о работе над проектами в начальной школе,  вы найдёте в данном сообщении. Как ставить цели, задачи,  какие могут быть этапы работы над проектом, виды проектов, ...

Педагогическое эссе. Проектная деятельность в рамках ФГОС

В педагогическом эссе отражено собственное мнение учителя начальных классов об использовании проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках ФГОС....