Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников
статья на тему

Гудзь Юлия Юрьевна

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.

Мотивация первоклассника является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы. Поэтому к изучению мотивации первоклассника необходимо подходить, учитывая данные обстоятельства.

Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой. Мотивация есть совокупность методов. Мотивация учения - комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Психолог А.К.Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации:

Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения выполнять задания по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.

Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учащихся характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит преподаватель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.

Положительное аморфное отношение к учению (предотношение). Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов (интерес к результату учения и оценке) и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала. Они восприимчивы к новым знаниям. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют те цели, которые ставит педагог. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.

Положительное отношение к учению (познавательное, осознанное). Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельности для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

Структура мотивационной сферы первоклассника в процессе обучения проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей среды.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:

преобладанием наглядно – образного мышления;

склонностью к игровой форме деятельности;

изменениями в социальном статусе детей;

стремление детей к самостоятельности;

необходимостью ощущения своей компетентности;

острой потребностью в похвале, поддержке, оценке своей деятельности, в поддержке самооценки;

необходимостью налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу в семье;

повышением самостоятельности.

Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:

использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;

использование игровых моментов на уроках;

занимательность информации и эмоциональность преподнесения учебного материала учителем;

использование групповых форм работы;

использование практических методов на уроке, например, проведение опытов;

опора на имеющийся у детей жизненный опыт;

грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;

осторожная, чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;

работа учителя с родителями;

гибкость в использовании классических педагогических приёмов (лекций, бесед, дедуктивных и индуктивных и других методов) проведения уроков, своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.

Важную роль играют методы проблемно-развивающего обучения.

Ведь формирование потребностей и мотивов происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация . Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции, то можно ожидать , что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности. На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но всё это для некоторых детей незначимо. Они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты своей деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приёмом является создание проблемных ситуаций. Очень эффективно начинать создание проблемных ситуаций с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация будет толчком к началу интенсивного мышления.

Коллективные формы учебной деятельности также играют значительную роль в становлении мотивации учения. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих» ребят, так как , попав в группу одноклассников , которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей. Когда ребёнок, работая коллективно в группе, находясь в общении с товарищами, наблюдает, какой интерес вызывает деятельность у ребят, как важна для них эта работа, то он сам начинает её ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, приводит к становлению мотивации.

Для формирования устойчивой положительной мотивации важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, Надо отметить все положительные стороны , продвижения в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Особенно осторожно надо использовать неудовлетворительные отметки . Надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребёнок ещё не знает, пока не усвоил.

Переступая порог школы, у детей ведущей становится учебная деятельность. Но игровая деятельность продолжается. Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, преодолением трудностей. Это приучает ребёнка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять чёткую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, проявляют сообразительность и находчивость. В игре дети познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. В процессе игровой деятельности осуществляется физическое , эстетическое , нравственное воспитание. Выполняя правила игры , ребята приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу.

Работая с младшими школьниками , я поняла, что использование игровых технологий на уроках , во внеурочной деятельности , особенно в 1 классе, является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для ребят более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии в зимний( весенний, осенний) парк ,уроки-путешествия в страну (город, на остров). С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике «Прощай , Азбука!», сейчас мы начинаем подготовку к празднованию Нового года.

Практика показывает, что использование игровых технологий открывает учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринуждённости заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.

Как сформировать положительную мотивацию к обучению у первоклассников....

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.

Как сформировать положительную мотивацию к обучению у первоклассников....

Роль учителя в формировании положительной мотивации к обучению

Рекомендации педагогам для формировании мотивации к обучению...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников.

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной ...