Рабочая программа и календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"
рабочая программа на тему

Васильева Лидия Алексеевна

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное  направление)

Кружок  «Занимательный русский язык»

Срок  реализации программы - 4 года

Возраст обучающихся – 6-11 лет

Класс-4

Рабочую программу составила :

Васильева Л.А.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» общеобразовательного учебного учреждения разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;

- с приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1643 об изменениях, которые вносятся в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 737 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 г. № 01-14/1256 (Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях);

- с письмом Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования от 15.03.2016 № 232/01-07, с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.09.2016 №01-14/3122

 Составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .

Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ « Краснозорькинская начальная школа ».

Курс “Занимательный русский язык” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Цели курса:

  • пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним; 
  • углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;
  • выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку;
  • развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
  • формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;
  • вырабатывать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.

Задачи курса:

  • - обучение безошибочному письму;
  • - формирование орфографической зоркости;
  • - развитие умений анализировать языковые факты и явления.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности кружка Занимательный русский язык»

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

  • Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

2.Содержание курса внеурочной деятельности кружка «Занимательный русский язык» с указанием форм организации, основных видов деятельности.

1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 33ч.

  1. От звука к букве-24ч.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

  1. Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.

Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

  1. Уроки речевого творчества – 4ч.
  • «Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).
  • «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).
  • «Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
  1. Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч

Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

  1. В мире фонетики – 13ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества – 2ч
  • «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
  • «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
  1. В мире орфографии – 11ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные Ь и Ъ
  1. В мире словообразования – 2ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 5ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

  1. В мире фонетики – 6 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

  1. Уроки речевого творчества – 3ч
  • Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
  • Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).
  •  Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
  1. В мире орфографии – 2ч

Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные Ь и Ъ
  1. В мире словообразования- 5ч

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

  1. В мире морфологии – 7ч

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 10ч

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

  1. Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч

  1. Великий русский язык.-1ч  Значение русского языка
  2. Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

  1. Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

  1. Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

  1. Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

  1. Слова-двойники. Омонимы. -2ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

  1. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

  1. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

  1. Игротека-1ч Игры, шарады
  2. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

  1. Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

  1.  Фразеологические сочетания-3ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

  1. Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

  1. Составление кроссвордов -1ч. Составление собственных кроссвордов.
  2. Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами,

перевертышами.

  1. Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

  1. Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

  1. Игротека-1ч Игры, шарады
  2.  Времена года -1ч

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

  1. Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

  1. В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

  1. Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей

  1. Заимствованные слова.-1ч. Откуда пришли слова в русский язык
  2. Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

  1. Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

  1. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

  1.  О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

  1. Игротека-1ч. Игры, шарады
  2. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности кружка «Занимательный русский язык»

№п/п

Тема занятия

Кол-во

1 год обучения. 1 блок «От А до Я» (33ч)

1-24

От звука к букве

24ч

25-28

Мой алфавит (работа над проектом)

28-32

Уроки речевого творчества

33

Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!»

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

1-13

В мире фонетики

13ч

14-15

Уроки речевого творчества

16-26

В мире орфографии

11ч

27-28

В мире словообразования

29-33

В мире слов, или что такое лексика?

34

Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

1-6

В мире фонетики

7-9

Уроки речевого творчества

10-11

В мире орфографии

12-16

В мире словообразования

17-23

В мире морфологии

24-33

В мире слов, или что такое лексика?

10ч

34

Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»

4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч

1

Великий русский язык

2

Лексическое значение слова.

3

Прямое и переносное значение слова.

4-5

Пестрое семейство синонимов.

6-7

Великое противостояние антонимов.

8-9

Слова-двойники. Омонимы.

10

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

11

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

12

Игротека

13

Из глубины веков. Архаизмы.

14

Устойчивые сравнения.

15-17

Фразеологические сочетания

18

Шарада

19

Составление кроссвордов

20

Поиграем в слова

21

Откуда ты, имя?

22

Отчество и фамилия

23

Игротека

24

Времена года

25

Крутится-вертится шар голубой.

26

В гостях у сказки.

27

Что нужно школьнику.

28

Заимствованные слова.

29

Скатерть-самобранка.

30

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

31

Птицы и звери - почему их так называют?

32

О том, что мы носим.

33

Игротека

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

 Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности кружка «Занимательный русский язык»

4 класс

№ п/п

Сроки выполнения

Тема

план

факт

1

05.09

Великий русский язык.

2

19.09

Лексическое значение слова.

3

26.09

Прямое и переносное значение слова.

4

03.10

Пестрое семейство синонимов

5

10.10

Синонимы в пословицах и поговорках.

6

17.10

Великое противостояние антонимов.

7

24.10

Антонимы  в пословицах и поговорках.

8

07.11

Слова-двойники. Омонимы.

9

14.11

Омонимы в загадках.

10

21.11

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

11

28.11

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

12

05.12

 Игротека

13

12.12

Из глубины веков. Архаизмы.

14

19.12

Устойчивые сравнения.

15

26.12

Фразеологические сочетания.

16

09.01

Растения в фразеологизмах.

17

16.01

Животные во фразеологизмах.

18

23.01

Шарада

19

30.01

Составление кроссвордов.

20

06.02

Поиграем в слова

21

13.02

Откуда ты, имя?

22

27.02

Отчество и фамилия

23

06.03

Игротека

24

13.03

Времена года

25

20.03

Крутится-вертится шар голубой

26

03.04

В гостях у сказки

27

10.04

Что нужно школьнику

28

17.04

Заимствованные слова

29

24.04

Скатерть-самобранка

30

08.05

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

31

15.05

Птицы и звери - почему их так называют?

32

15.05

О том, что мы носим.

33

22.05

Игротека

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Мы путешественники"

В результате освоения содержания курса «Мы-путешественники» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятив...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок "Умелые руки"

Актуальность изучаемой деятельности. Программа объединения «Умелые руки» носит практико-ориентированный харак­тер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природн...

Рабочие программы и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 класс

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности социального направления «Тропинка к своему «Я»2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровит...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" разработана для 1 - 4 классов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку, 2 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку во 2 классе...