Внеурочная деятельность "Веселый этикет" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Шепелева Юлия Сергеевна

Веселый этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_etiket.docx443.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Vladelec\Desktop\Scan0002.jpg             

           Кружок «Веселый этикет»

Пояснительная записка

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы  А.И.  Шемшуриной  «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Социальное».

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Цели и задачи предмета

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

        Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Место курса в учебном плане

Курс включает в 3 классе 34 занятия (одно занятие в неделю).

Содержание курса

Данный курс включает 4 раздела:

1. Этика общения

2. Этикет

3. Этические нормы отношений с окружающими

4. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Тема 1. Дружим с добрыми словами. Вспоминаем «добрые» слова, разыгрывание ситуаций, где необходимы «добрые» слова.

Тема 2. Будем общаться. Обращение, приветствие. С чего начать разговор. Как обращаться к собеседнику.

Тема 3. Звонок по телефону. Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону. Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

Тема 4. Как поздравить родственников, друзей, знакомых.  Правила поздравлений в различных жизненных ситуациях.

Тема 5. Узнай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 7. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 8. Весёлые правила хорошего тона. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 9. Повседневный этикет. Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 10. Школьный этикет. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 11. Я знакомлю разных людей. Я знакомлюсь сам. Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми. Что нужно говорить, когда представляешься сам.

Тема 12. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

Тема 13. Просьба, предложение. Скрытая просьба .Согласие в ответ на просьбу, приглашение. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Варианты вежливого выражения просьбы. Слова и выражения согласия.

Тема 14. Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.          Слова и выражения вежливого отказа.

Тема 15. За столом с дедушкой Этикетом. Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 16. Поведение во время разговора. Мимика и жесты.

Правила вежливого поведения во время разговора. Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

Тема 17. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 18. Поздравление и пожелание. Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

Тема 19. Извинение и ответ на него. Комплимент и ответ на него. Благодарность и ответ на нее. За что нужно благодарить. Слова благодарности. Учимся извиняться и отвечать на извинение, слова извинения. Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

Тема 20. Жалоба и утешение. Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

Тема 21. Давайте учиться договариваться. Знакомство со считалками.

Тема 22. Приветствие. Прощание, пожелание при прощании. Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие. Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

Тема 23. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 24. Отношение к старшим. Доброе отношение к старшим.

Тема 25. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 26. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 27. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 28. О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».

Тема 29. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 30. Присмотритесь друг к другу. Тренинг: ищем хорошие качества характера у одноклассников.

Тема 31. Расскажи мне обо мне. Тренинг: что думают о тебу твои одноклассники.

Тема 32. Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

Тема 33. Подарок коллективу. Урок-сюрприз.  Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Тема 34. Вот и стали добрей и умней. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Расхождение авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе в полном объеме.

Планируемые результаты изучения предмета

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматики и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Календарно-тематическое планирование кружка

№ п/п

Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Примеча-

ния

                                           Этика общения          7 ч

1

Дружим с добрыми словами

06.09.

2

Будем общаться. Обращение, приветствие

13.09.

3

Звонок по телефону

20.09.

4

Как поздравить родственников, друзей, знакомых

27.09.

5

А ты в зеркало глядел? Узнай себя

04.10.

6

Когда идёшь по улице

11.10.

7

Еже ли вы вежливы

18.10.

Этикет       8 ч

8

Весёлые правила хорошего тона

25.10.

9

Повседневный этикет

01.11.

10

Школьный этикет

08.11.

11

Я знакомлю разных людей. Я знакомлюсь сам

15.11.

12

Письменное приглашение. Приглашение по телефону

22.11.

13

Просьба, предложение. Скрытая просьба. Согласие на просьбу, приглашение

29.11.

14

Отказ в ответ  на просьбу, предложение, приглашение

06.12.

15

За столом с дедушкой Этикетом

13.12.

Этические нормы отношений с окружающими  10 ч

16

Поведение во время разговора. Мимика и жесты

20.12.

17

Взгляни в себя, сравни с другими

10.01.

18

Поздравления и пожелания

17.01.

19

Благодарность. Комплементы. Извинения

24.01.

20

Жалобы и утешения

31.01.

21

Давайте учиться договариваться

07.02.

22

Приветствие. Прощание

14.02.

23

Родительский дом. Как решать семейные проблемы

21.02.

24

Отношение к старшим

28.02.

25

Когда рядом много людей

07.03.

Этика нормы отношений в коллективе          9 ч

26

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня

14.03.

27

Если радость на всех одна

21.03.

28

О дружбе мальчиков и девочек

04.04.

29

Самолюб никому не люб

11.04.

30

Присмотритесь друг к другу

18.04.

31

Расскажите мне обо мне

25.04.

32

Выражение собственной точки зрения

16.05.

33

Подарки  коллективу. Коллективные подарки

23.05.

34

Вот и стали мы добрей

30.05.

Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  7. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  8. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  9. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  11. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  12. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  13. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  14. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.
  16. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  17. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  18. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...