«Развитие исследовательской активности младших школьников».
статья на тему
Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Анализ психолого-педагогической литературы последнего десятилетия чётко указывает на пристальное внимание учёных, методистов, учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который всё чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskoy.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие исследовательской активности младших школьников».
В течение шести лет я работаю по ФГОС. В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Исследование (как метод обучения) я использую практически на каждом уроке. Особенно на уроках окружающего мира, технологии.
Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, на уроке темы, по которым предлагается проводить исследование, часто неинтересны учащимся, а то, что вызывает у них желание исследовать, совпадает с программой обучения. Следовательно, необходим компромисс.
В моём плане работы по самообразованию главным является развитие исследовательской активности у младших школьников, которое должно быть направлено на:
а) развитие познавательной потребности;
б) повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний;
в) развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.
Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование проблемы с разных сторон. Детям это очень нравится, особенно, когда они самостоятельно находят решение данной проблемы.
Например, уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать приём самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. До изучения новой темы ученики получают вопросы, для нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы формируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложение из текста и прочитывал его, а должен был рассуждать. При изучении темы заранее подготовленные ученики сообщают новое знание, а учитель должен дополнять их ответы.
Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», ученики получали следующие задания.
- Опишите, как выглядят известные вам полезные ископаемые?
- Почему, на твой взгляд, полезные ископаемые выглядят по-разному?
- Где могли быть использованы богатства природных ископаемых?
- Почему люди до сих пор добывают природные ископаемые?
- Почему природные ископаемые называют полезными?
Таким образом, новый материал преподнесли ученики, которые нашли ответы на эти вопросы, а в ходе коллективной работы школьники выяснили, когда люди научились добывать полезные ископаемые, как научились их различать, где в жизни применять. А в ходе изучения экологических проблем школьники были поделены на две группы: экологи и промышленники. Они получают задания, которые затем выполняют в парах: одному надо убедить всех в пользе добычи природных ископаемых, а другому доказать, что этим может быть нанесён вред. На уроке возникает своеобразный спор, где каждый считает себя правым и горячо доказывает свою точку зрения, но выход из ситуации находится совместно, чтобы можно было и правильно добыть и израсходовать ископаемое, и не нанести вред окружающей среде.
В ходе подобной работы по активизации исследовательской активности необходимо всегда позитивно принимать любую идею ученика; не отрицать категорически, т.к. это убивает желание что-либо исследовать ; использовать ошибку школьника как возможность нового , неожиданного взгляда и способа поиска правильного решения; всегда давать возможность высказывать своё мнение всем желающим; создавать обстановку взаимного доверия; организовывать совместную работу, которая приводит к правильным решениям и выводам.
Так детская любознательность приобретает широкие границы и у детей возникает желание делать новые открытия. Успешное применение исследования привело к тому, что ученик моего класса заинтересовался темой «Вода в природе», изучил литературу о воде, собрал информацию об этом «чуде природы», провёл ряд опытов и экспериментов на выявление свойств воды, заинтересовал своими открытиями одноклассников и подготовил выступление по теме «Вода- фундамент жизни» для школьной научно-практической конференции.
Ещё один ученик, узнав об орнаментах на уроке изобразительного искусства, заинтересовался этой темой. Стал изучать марийский национальный орнамент. Побывал в Калтаковсом школьном музее. Собрал нужную информацию, сделал аппликацию из цветной бумаги и оформил презентацию с помощью учителя. С этой презентацией выступил в научно-практической конференции.
Данные исследования помогли организовать деятельность учеников интересно, найти в ней моральное и духовное удовлетворение.
Для себя я сделала вывод, что успешное применение исследования в значительной степени зависит от умения самого учителя вести диалог, слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих, мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментариев, ответов, обобщений и выводов. Эмоции открытий могут и должны присутствовать и в личном педагогическом труде каждого учителя, и в познавательной деятельности каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...
Презентация инновационного педагогического проекта на тему: «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками....
"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"
Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...
«Развитие исследовательской активности младших школьников»
Выступление на ШМО о необходимости исследовательской работы учащихся....
«Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию инновационного педагогического проекта на тему «Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе».В...