Работа с родителя обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном мире, который полон новыми тенденциями, разработками, внедрениями, все также остается место для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, которые могут никогда не услышать, не почувствовать, не увидеть то, что для нас - здоровых людей, кажется привычным Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребёнка, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением. Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения школьниками образовательного учреждения коррекционного вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья . Центр «Ступени» посещают дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии.
Одним из важных направлений в деятельности педагогов центра является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина , Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
О сновные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ . 1.Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Родители детей с нарушением интеллекта и овз , как правило: - агрессивны, склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны; - склонны к обвинению специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах развития ребенка, пренебрегают их рекомендациями; - занимают позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет» Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья « закапсулирована » и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка. 2.Гиперопека : часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест». 3.Отсутствие знаний и навыков , необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач : 1.научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; 2.вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; 3.сформировать адекватную самооценку.
Работа педагогов с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно. 1.Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в центре и семье. 2.Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы центра с семьёй. 3.Далее группой психолого-медико-педагогической комиссией ( ПМПк ) детей на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка. 4.Составление плана работы специалистов центра с родителями детей с ОВЗ. 5.Непосредственная работа с родителями. В неё входит:
В нашем центр используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ. 1.Беседы : коллективные и индивидуальные. 2.Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития. 3.Родительские собрания . Участие в собрании помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ. 4.Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей . Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. 5.Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений .
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами центра помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Совместное изготовление поделок к празднику «Золотая осень»
Изготовление стенгазеты
Совместный поход в зоопарк
Подготовка к спортивному празднику
Костюмированный новый год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями обучающихся
План разрабатывался для 3 класса, но подойдет для любого класса начальной школы. Это один из разделов общего плана воспитательной работы с классом...
План работы с родителями обучающихся 1 класса по ФГОС
Данный материал поможет учителям начальных классов познакомить родителей с ФГОС НОО....
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социаль...
«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».
Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...