Статья. "Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова".
статья по теме

Лебедева Елена Николаевна

Формирование универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование универсальных учебных действий средствами системы   развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Федеральный государственный стандарт начального общего образования (2009 г.) и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого - педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского. Понятие "зона ближайшего развития", введенное в психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Конце пции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».

 Совпадение целеполагания и психологических основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть в ыполнены Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования .

Потенциал учебно - методического комплекта системы Л.В. Занкова для формирования универсальных учебных действий (УУД)

В Стандарте принципиально н овыми являются Требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования , включающ им освоение обучающимися УУД (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности).

 Из содержан ия схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные)

1) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними;

2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).

Рассматривая возможности учебно - методического комплекта системы Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную взаимосвязь.

При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД . Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения . Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению,  способность к самооценке и т.п. составляют комплекс ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу , самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно - следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели - оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных действий» основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении.

С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной , и духовно - нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно - методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним десятилетий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации  по проблеме «Особенности обучения детей младшего и  среднего школьного возраста по системе общего развития Л.В. Занкова»...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обу...

Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".

Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов на...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»

Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»https://yadi.sk/i/1CM-PYb6sbyqN...