Статья. "Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова".
статья по теме
Формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (2009 г.) и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого - педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского. Понятие "зона ближайшего развития", введенное в психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Конце пции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Совпадение целеполагания и психологических основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть в ыполнены Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования .
Потенциал учебно - методического комплекта системы Л.В. Занкова для формирования универсальных учебных действий (УУД)
В Стандарте принципиально н овыми являются Требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования , включающ им освоение обучающимися УУД (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности).
Из содержан ия схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные)
1) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними;
2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).
Рассматривая возможности учебно - методического комплекта системы Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную взаимосвязь.
При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД . Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения . Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют комплекс ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу , самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно - следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.
Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.
Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели - оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных действий» основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении.
С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной , и духовно - нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно - методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним десятилетий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-165645-1355671981.jpg)
Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по проблеме «Особенности обучения детей младшего и среднего школьного возраста по системе общего развития Л.В. Занкова»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-375968-1435178455.jpg)
Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
Научно-методическая статья, которую могут использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-402567-1392151598.jpg)
Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-458006-1484047060.jpg)
Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".
Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-797197-1466279083.jpg)
Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»
Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»https://yadi.sk/i/1CM-PYb6sbyqN...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-32096-1422206630.jpg)
статья Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Из опыта работы учителя в системе развивающего обучения Л.В. Занкова...