Методические рекомендации по обучению детей ПДД
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по обучению детей ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_dlya_perpodavateley.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по обучению детей ПДД для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования
Главное - привить устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей , особенно в младших классах, носит двойной характер. С одной стороны учебные программы требуют от преподавателя изучения с ребятами Правил дорожного движения. С другой стороны, даже отличное знание правил само по себе еще не гарантирует ребенку безопасности на дороге. Конечно, изучение правил- дело нужное, но главная задача все же не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребятам устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Только совместные усилия педагогов, родителей дадут желаемый результат. Методические рекомендации призваны помочь взрослым, которые, в свою очередь, используя знания, терпение и такт, научат ребят навыкам безопасного общения со сложным миром улицы.
Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они « взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей - доступно объяснить ПДД ребенку.
- Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель. Ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения , и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов в 1958 году.»
Необходимо учить !
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины - посмотри направо.
Это правило тоже устарело и создает опасную ситуацию
Необходимо учить!
Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны, и убедись в безопасности , переходи улицу . постоянно контролируя ситуацию.
Необходимо учить!
Прежде чем перейти дорогу – остановись. Посмотри в обе стороны, и убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
Учат: Красный - стоп, желтый- приготовься , зеленый- иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! ведь в ПДД п. 6.2 сказано. Что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более. При этом не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения. Практика же дорожного движения на исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход не принимает сам необходимые меры предосторожности . К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора : не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный , и наоборот.
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – не только приготовься , а знак внимания , предупреждающий о смене сигнала светофора. Для пешехода желтый сигнал является также запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый - разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть , необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый сигнал светофора информирует о том, что перекресток не регулируемый. . Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности или «на середине дорог».
В правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Если только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они « направляющие островки «, не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна , но не рекомендуется. . Ведь пешеход останавливается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чревата несчастным случаем.
Необходимо учить!
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть в один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги. На осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на направляющем островке и не делай шаг ни вперед, ни назад , не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение , как лучше тебя объехать.
Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах также есть дороги , придвижении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ час, но это правило не всегда соблюдается .И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Необходимо учить !
Выходя из подъезда , уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там , где нет машин.
Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной знак.
Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5. 16.1. Они оба имеют одинаковое название – « Пешеходный переход». Но знак 1.20. ( треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди –знак 5.26.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1 ( квадратный синий), имеющий то же название , относится к группе информационно – указательных и указывает пешеходам , что через дорогу нужно переходить именно здесь.
Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения .
На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени по дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить. Что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям , безусловно , необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки , которые работают на обеспечение безопасности пешеходов. : « Пешеходный переход» ( подземный и надземный), « Движение пешеходов запрещено», « Пешеходная дорожка», « Дети « , « Движение на ве5лосипедах запрещено», « Пересечение с велосипедной дорожкой», « Велосипедная дорожка»
Неправильно объясняют значение дорожного знака « Дети»
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут появиться неожиданно дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.
Чтобы избежать возможных ошибок
при проведении занятий по ПДД,
хочется обратиться к учителям:
- Ни один урок , ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом « Правил дорожного движения « как бы вы ни были уверены в его достоверности.
- Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями , содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ « Правилами дорожного движения «, которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10 93 №1090 и введены в действие с 1 июля 1994 года с учетом изменений и дополнений , внесенных постановлениями Правительства РФ в 1998,2000,2002 году.
- Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой- либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД.
- Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 « Обязанности пешеходов». Пункты прямо или косвенно относящиеся к пешеходам имеются также в разделах:6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17.
- Все книги о ПДД Предназначенные для детей и учителей , изданные до 1995 года , действующим правилам не соответствуют. Использование их в качестве учебных и методических пособий не рекомендуется.
Ситуационная грамотность
О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Одним из направлений именно деятельности может стать подготовка ребят к участию в дорожном движении может с помощью занятий по изучению ситуационного минимума поведения на дороге.
Анализ дорожно- транспортных происшествий показал, что одна из главных причин детского травматизма на улицах – ситуационная неграмотность детей, родителей, водителей.
95 % несчастных случаев с детьми на дорогах возникают примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях « ловушках». В этих обманчивых ситуациях на первый взгляд кажется, что опасности нет – можно переходить. А через секунду обнаруживается, что это опасно! Чаще всего ошибки связаны не с применением ПДД, а с прогнозом развития ситуации на дороге.
Начать занятия можно с анализа привычек детей , безобидных возле дома, но опасных на проезжей части улицы. Вот некоторые из них.
Дети привыкли:
- Выбегать из- за кустов и других объектов, ограничивающих видимость.
На дороге кусты, деревья, заборы. Дома, стоящие машины, могут скрывать за собой движущийся автомобиль!
- Когда идут группой - разговаривать, поглядывая друг на друга
При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.
- Двигаться бегом
Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не поворачиваешь голову – а перед переходом проезжей части надо смотреть, поворачивая голову вправо и влево.
- Идти наискосок
Переходить проезжую часть дороги так нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идёт наискосок, поворачивается спиной к транспортным средствам и дольше находится на проезжей части, так как удлиняется путь.
5. Делать шаг назад, не глядя, отступать, отскакивать, не поглядев, что за спиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ МЛЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ.
Приемы мнемотехники в работе логопеда....
методические рекомендации по обучению математическим представлениям детей с ОВЗ
В данных рекомендациях рассматриваются вопросы основных приемов и методов обучения детей с ОВЗ...
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под...
Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.
Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе....
Методические рекомендации по обучению детей с ЗПР учителем начальных классов в общеобразовательной школе.
Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) учителем начальных классов в общеобразовательной школе, адресованы учителям начальной школы, у которых в массо...
Методические рекомендации для родителей детей, имеющих трудности в обучении
В документе содержатся рекомедации для родителей детей, имеющих нарушения письменной речи. Здесь представлены различные игры, которые можно использовать в домашних условиях для развития тех высших пси...