Развитие мелкой моторики рук
статья на тему
1.Краткое описание мелкой моторики рук.
2.Занятия для развития мелкой моторики рук.
3.Заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 146.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук
1.Краткое описание мелкой моторики рук.
2.Занятия для развития мелкой моторики рук.
3.Заключение.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Развитие двигательной сферы, произвольных движений является одной из важнейших составных готовности ребенка к школьному обучению. Помочь ребенку научиться управлять своими мелкими мышцами ,сделать движения точными,подготовиться к овладению трудным навыком письма можно через определенную систему упражнений.
Процесс письма психологически и физиологически очень сложен:в деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы зрения, слуха ,многие мышцы тела. Письмо является базовым навыком, на котором строится дальнейшее обучение.В основе навыка письма лежит сформированность графических действий: соблюдения общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям обучения у детей , на начальном этапе имеются возрастные трудности формирования навыков письма.У них слобо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев,несовершенна нервная регуляция движений, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам, Дети не умеют правильно строить последовательность своих действий, не умеют оценивать , а значит,и корректировать в процессе выполения, Эти естественные трудности усугубляются несоответствием методики обучения каллиграфическому письму индивидуальным особенностям ребенка.
Дети только еще начинают задействовать мышцы, обеспечивающие позу статического напряжения при дидактических занятиях, мелкие мышцы (рисование,конструктор ,аппликация). При подобных занятиях дети быстро устают, часто преключаются на другую деятельность.
На эти мышцы, следовательно, ложится меньшая нагрузка, а значит ,они медленнее набирают силу, некогда формироваться точности движений.
Психологи и учителя начальных классов ( Потапова Е , Н ,Амонашвили Ш. А ,)
Используют эти направления для коррекции двигательных нарушений у детей.
К этим направлениям относятся:
-укрепление силы мышц кисти рук и пальцев;
-развитие гибкости суставов кисти и фаланг пальцев;
-развитие точности движений;
-координация движений правой и левой конечностей;
-развитие зрительного внимания, точного восприятия формы;
-формирование координаций в системе глаз-рука;
-обеспечение точности зрительно-пространственного восприятия;
-развитие двигательной памяти;
Используя указанные направления , а также в основе на возрастных особенностях и возможностях психомоторной сферы детей была разработана программа занятий.
Цель данной программы: обеспечить индивидуальный подход в психомоторной подготовке, развивать силу и точность мелкомоторных действий через систему пальчиковой гимнастики, развить гибкость суставов через силовые упражнения, развивать координацию двигательных действий.
Развитие мелкой моторики руки и графических умений у детей младшего школьного возраста.
Занятия включают выполнение детьми упражнений , игр для развития мышц кисти рук и пальцев, графическую работу с помощью транспортира и круглого трафарета, штриховку рисунков, отгадывание загадок.
Зрительный анализ образца рисунка предметов, нахождение и обводка соответствующей формы с помощью транспортира, соединение частей между собой способствует решению следующих задач:
1.Развитию зрительного внимания, точного восприятия формы.
2.Пространственная ориентировка на листе бумаги.
3.Наглядно-образное мышление.
4.Воображение.
Штриховка в заданном направлении прямыми, горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями без линейки, от руки, волнами ,дугами, короткими петлями , завитками развивает у школьников координацию зрительно-двигательную, глазомер ,графические умения.
Игра-занятие.
Тема « ОСЕНЬ». Рисунок « ОСЕННИЙ ЛИСТ»
1.Вводно-мотивационное задание.
Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы золотистые, спелые плоды,
И не видно радуги и не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
Какие чувства вызывает это стихотворение? Чем вам нравится осень?
2.Перед графической работой выполняется комплекс пальчиковой гимнастики для кистей и пальцев рук.
1)Массаж каждого пальца поглаживанием от основания к ногтю с проговаривания текста:
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный все съедает,
А мизинчик –господинчик
В землю косточки сажает.
2)»Большой палец здоровается с братьями»-выполняется каждой рукой поочерёдно.
3)Ладони лежат на столе, последовательный подъем и опускание каждого пальца сначала правой, затем левой рукой.
4) «Кулачки –ладошки»- сжимание и разжимание пальцев в кулаки.
3.Работа с рисунком.
Методические указания к выполнению рисунка.
Дети внимательно рассматривают образец, находят и показывают какую часть транспортира необходимо обвести для круглого листочка. Нарисовав дугу слева, держит его двумя пальцами, большим и указательным, обводит правой рукой маленький, внутренний полукруг, потом присоединяет этот полукруг транспортира к нарисованной половине листа. Получился круглый лист, состоящий из двух половинок. Далее продолжает вести от середины листа по транспортиру прямую черенка, потом рисует от руки прожилки листа наклонными линиями.
ТЕМА «ОВОЩИ».
1.Гимнастика для кисти рук и пальцев рук.
1)Игра «Засолка капусты» Дети выполняют по подражанию взрослому, затем самостоятельно выполняют движения одновременно с проговариванием текста игры:
« Мы капусту рубим -движения кистями и ладонями
Мы морковку трем -пальцы сжать в кулак ,движения от себя к себе.
Мы капусту солим - пальцы собраны в щепотку.
Мы капусту жмем.»
2) Игра «Огурчик».
Дети выполняют движения пальцев под текст русской песенки.
Огуречик-, огуречик -правая рука сжата в кулак, большой палец поднят вверх.
Не ходи на тот конечик , -движения «шаги» указательного и среднего пальцев обеих рук.
Там мышка живет,-пальцы левой руки охватывают мизинец правой.
Тебе хвостик отгрызет.
2.Работа с рисунком.
Методические указания к выполнению рисунка.
Дети внимательно рассматривают образец, определяют, из каких фигур от состоит(2-х полукругов и прямоугольника) Дети находят и показывают, какая часть транспортира подходит к полукругам образца. Чтобы ребенок лучше справлялся, показываем какую последовательность графической работы нужно выполнить для этого рисунка. Транспортир располагаем в верхней части листа дугой слева, обводим внешнюю сторону транспортира и прямую линию внутреннего полукруга, убираем линейку ,оставшиеся промежутки соединяем одной линией, Далее прееворачиваем транспортир дугой справа, накладывает , совмещает с серединой (прямоугольником) капусты, обводим дугу внешней поверхности. Сначала штрихуем от руки кривыми линиями середину, затем полукруг наклонными линиями, как на образце. В заключении идет раскрашивание рисунка.
ТЕМА « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
1.Вводно-мотивационное занятие:
Отгадай загадки:
1)Зубоватый, сероватый ,по полю рыщет,
Телят,овец ищет ( волк)
2) Летом-серенький,зимой-беленький.(заяц)
3)Гнездо у неё на дереве,
Прыгает и летает по сучьям, а не птица ( белка)
4)Лежала под ёлками подушка с иголками ,
Лежала ,лежала и вдруг побежала. ( ёж)
2.Гимнастика для кисти и пальцев рук.
1)Поза « ёжика» Выполняется двумя (руками) ладошками, пальцы скрещены.
2)Поза «зайчик»-указательный и средний палец подняты вверх- это уши, остальные согнуты ,прижаты к ладони, большой палец сверху.
3)Поза « волк» - ладони обеих рук соединить ,большие пальцы рук подняты вверх-уши , указательные пальцы фалангами согнуты вовнутрь-«лоб»,средние и безымянные пальцы соединены – нос волка, прижатые мизинцы отходят вниз- пасть.
3.Работа с рисунком.
Методические указания к выполнению рисунка.
Дети смотрят на образец и находят необходимую часть транспортира для обводки формы ежа. Располагают транспортир в верхней части листа, обводят внешнюю дугу и среднюю прямую линию маленького внутреннего полукруга.
Оставшиеся промежутки соединяют одной линией по линейке транспортира. Рисуем мордочку, глаза точками. Далее рисуем иголки зубчиками, проводя штрихи с наклоном вверх-вниз.
ТЕМА « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».
1.Вводно-мотивациооное занятие.
Отгадай загадку : Мохнатенькая, усатенькая, сядет -песенки поет( кошка)
2.Гимнастика для кисти и пальцев рук.
1)Упражнение « Погладь котенка».
2)Прикосновение большого пальца с проговариванием текста считалки к кончикам остальных пальцев:
Кто живет в моей квартире?
Папа, мама ,брат ,сестра,
Кошка Мурка ,два котенка ,
Мой щенок, щегол и я ,
Вот и вся моя семья.
3)Упражнение «Котенок точит когти»-Пальцы прижаты к ладоням, согнуть в фалангах, последовательно двигатются ,как бы шевелясь.
3)Игра « Кошка-лакомка»
Дети выполняют за взрослым движения по ходу текста:
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежем молоком- (Округленные ладони соединить.)
Тайком пробралась в кухню кошка(поза кошки выполняет правая рука)
Отведать молока немножко, - (Указательный и мизинец правой руки-ушки кошки- постепенно наклоняются ,обхватывают кулаком левой руки).
Сунув голову в горшок. А потом :ой ,ой ,ой, ай ,ай, ай ,-Левая рука сжимает пальцы правой.
Бежит кошка во двор, натолкнулась на забор!- (Ладони разводятся в стороны.)
Бумс ! Бац ! Тук-ток-ток,
Раскололся тот горшок. ( поза кошки в левой руке).
3.Работа с рисунком.
Методические указания к выполнению рисунка.
Дети смотрят на образец, анализируют его, находят и показывают необходимую часть транспортира для головы, туловища, лап. Далее учитель показывает как обводить транспортиром для составления формы кошки, Транспортир располагается в верхней части листа, обводят с помощью внутреннего полукруга линейки голову кошки, точно соединяя верхнюю и нижнюю дуги. Далее рисуется туловище и лапы. Располагает транспортир под головой, обводит внешнюю дугу и прямую линию в середине. Переворачивает транспортир дугой вниз, совмещает прямую линию маленького полукруга с нарисованной прямой линией :обводят 2 кривые линии по дугам транспортира, как на рисунке справа и слева .Далее рисуется уши, глаза, нос , усы.
Тема «ЗИМА».
1.Вводно-мотивационное задание: рассказ о зимних праздниках.
2.Гимнастика для кисти и пальцев рук.
1)Упражнение « Греем ладони»-растирание ладоней до ощущения тепла.
2) «Полеты снежинок»-вращение кистями рук из И.П.-локти полусогнуты на весу.
3)Упражнение «Прогулка» (разгибание и сгибание пальцев последовательно в кулак, выполняется правой и левой рукой)
4) « Большой палец здоровается с братьями (прикосновение большого пальца последовательно к кончикам остальных с проговариванием текста:
Ты, мороз, мороз, мороз
Не показывай нам нос,
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой,
А мы саночки возьмем,
И на улицу пойдем,
Сядем в са-ноч-ки,
Само-ка-точ-ки.
3.Работа с рисунком.
Методические указания к выполнению рисунка.
Дети рассматривают образец, показывают, какая часть транспортира необходима для обводки головы, кокошника, Транспортир располагается в верхней части листа, в середине, обводится внешняя дуга и внутренний полукруг линейки, концы короны соединяются по транспортиру ровной линией. Транспортир переворачивается дугой вниз, присоединяется серединой внутреннего полукруга вплотную к нарисованной линии, обводится нижняя дуга -получится лицо, далее рисуются части лица, серьги, штрихуются волнообразно и петлями корона, кривыми плавными линиями волосы. По желанию дорисовываются платье снегурочки.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е :
Психомоторное развитие рассматривается как одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школе.
Не только мышцы рук должны быть достаточно крепкими и хорошо развита мелкая моторика, чтобы у ребенка без проблем формировался один из базовых школьных навыков-навык письма, Необходимо внимательно рассматривать предмет, картинку, выделять ее отдельные детали ,запоминать соотношение, скопировать с образца, продумать собственную логику исполнения. Все указанные умения позволяют сформировать систематическую работу по программе.
Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми 30 минут с детьми имеющими особые трудности в выполнении заданий, велась индивидуальная работа также по 1 разу в неделю по 10-15 минут.
По итогам диагностики школьной готовности 100% детей ,занимающихся по данной программе , справились с заданиями на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
У 64,5 % детей уровень выполнения заданий оценен как высокий , у 35,5- как средний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».
Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....
Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...