Рабочие программы по предметам 2 класс Школа 21 века
календарно-тематическое планирование на тему

Головина Галина Васильевна

Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год,  2 класс, Школа 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barman_rp_2016-2017_2_a_klass.rar591.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

На заседании школьного методического

объединения

Руководитель ШМО _______Суртаева А.В Протокол № ___от «_____» _______2015 г.

        

                           

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ

«Усть-Коксинская СОШ»

 __________________Хабарова Н.Б.                          

 «___» ___________2015 г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Усть-Коксинская СОШ»

______________________ Шпиляев Р.Г.                          

Приказ №_____ «___» ___________2015 г

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

2 «А» класс

на 2016-2017 учебный год

70 часов (2 ч. в неделю)

                                                        Барман Галина Васильевна, учитель начальных классов

С. Усть-Кокса, 2016г

I. Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовое обеспечение

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373

-  Фундаментальное ядро содержания общего образования под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова;

- Об утверждении СанПиН № 3 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. c изменениями от 18.12. 2015 года № 40154

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253  «Об утверждении федерального  перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего образования, основного общего образования, среднего общего образования».  

-  Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», утвержденная приказом от  ______.2016 г. № 206.

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам (курсам) МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», утвержденное  приказом  от ______2016 г  № ____

Приказ от ______.2016 г. № ___ «Об утверждении перечня учебников на 2016-2017 учебный год».

1.2.Место в учебном плане

1.3.Цели и задачи

   Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество), воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

   «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

   В основе построения курса лежат следующие принципы:

        1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и системы общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как её отсутствие рождает « болезнь блуждения от одного к другому и интеллектуальную бестолковость».

       2.  Педацентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

      3.  Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям – о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих учёных, деятелях искусства.

       4.  Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического  образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

       5.   Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность, перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных  и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

        6.   Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

1.4.Общая характеристика учебного предмета

           Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.

1.5.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Предмет

Автор, название

программы, на сколько

часов рассчитана

программа

Автор, название

учебника, год издания

Методические

пособия для

учителей

Пособия для

учащихся

Окружающий мир

Программа

«Окружающий мир» 1-4 кл.

Рассчитана:   1- 4 кл.    -68 ч. в каждом классе.. Виноградова Н.Ф.

Москва  «Вентана-Граф»(2004)

Программа реализована в

учебниках: «Окружающий мир». 2 кл., автор Виноградова Н.Ф. Москва  «Вентана-Граф» (2012)

«Окружающий мир». 1-4

кл. Методика обучения. Виноградова Н.Ф. Москва  «Вентана-Граф» (2004)

1.6.Учебно-тематический план

Перечень и название раздела и тем курса

Необхо-димое коли-чество часов для изучения раздела, темы

Содержание учебной темы

основные изучаемые вопросы

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

требования к знаниям и умениям обучающихся

формы и вопросы контроля

возможные виды самостоятельной работы учащихся

  1. Окружающий мир

1.1. Что такое окружающий мир?

1.2. Что изучает история?

2

Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Сравнение понятий «настоящее», «прошлое» «будущее».

ОЗОЖ

Комбинированный урок

Уметь сравнивать

объекты природы и объекты, созданные человеком.

Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю

Читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее» (например придумывают предложения)

Текущий,

фронтальный,индивидуальный опрос

Выполнение заданий в РТ

   2.   Кто ты  такой?                                                                                                                            

2.1. Человек живой организм

2.2. Наши помощники - органы чувств

2

Органы чувств; здоровье; режим дня; физическая культура;

 ОБЖ: здоровье и осторожность;

ОЗОЖ

Комбинированный урок

Называть (приводить примеры):

-правила здорового и безопасного образа жизни;

Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея».

Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы

Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение

Текущий

Составление словесного портрета.

Выполнение заданий в РТ

   3. Ты и твоё здоровье

3.1.Что такое здоровье?

3.2.Чтобы не уставать…

3.3.Физическая культура

3.4.Урок-игра.

Спортзал

3.5.Закаляться может каждый

3.6.Здоровье и питание

3.7.Умеешь ли ты есть…

3.8.Почему нужно быть осторожным?

Как избежать неприятностей

3.9.Можно ли изменить себя

10

ОБЖ: здоровье и осторожность;

Сравнение понятий «здоровье-болезнь». Составление режима дня

Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации» Как подготовить рабочее место», «Правильная поза». Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура?».

Знакомство с различным спортивным инвентарем.

Обсуждение вопросов: зачем человек питается, какую функцию выполняют белки, жиры, углеводы?

Обсуждение вопросов: как определить:

 Что ты болен? Когда и как нужно проявлять осторожность?

ОЗОЖ

Комбинированный

Интегрированный

Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна? Учить различать время по часам. Соблюдать режим буднего и рабочего дня.

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила чтения, письма, чем заниматься в свободное время.

Знать и выполнять:

  • Правила безопасного поведения;
  • Правила сохранения и укрепления здоровья

Обсуждение вопросов «Почему нужно правильно питаться?», «Есть ли у питания режим?»,  «какие продукты полезны, а какие вредны?». «Как вести себя за столом?», «Что значит есть правильно?», «Как себя закаливать?», «Всегда ли солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?». Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного

Текущий

Практическая работа

Дидактическая игра

Тематический контроль

Аутотренинг

Составление режима дня

Выполнение заданий в РТ

Придумывание веселой истории

Работа с иллюстрациями в учебнике

Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.

 4.  Кто живёт рядом с тобою

4.1.Что такое семья

4.2.Кто занимается домашним хозяйством

4.3.Чем семья занимается в свободное время

Семейные праздники.

4.4О правилах поведения

Правила культурного поведения в театре

4.5.О дружбе.

4.6. Могут ли обидеть жесты и мимика?

8

Обсуждение вопроса «Что такое семья». Обсуждение вопроса «Существует ли «женский» и «мужской» труд?»

Обсуждение вопросов «Как выбрать подарок?», «Как подготовиться к празднику?» Обсуждение понятия «правила поведения».  Обсуждение вопросов «Какие бывают правила?», «Когда появились правила?» Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре».

ОЗОЖ

Комбинированный

Урок-игра

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со

сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей.

 Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Права и обязанности, есть ли они у детей?

 Знать основные правила поведения в семье.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.

Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Текущий

Практический

Творческая работа (рисунок)

Анкетирование

Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике. Рассказы детей: «Как  моя семья проводит свободное время».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Составление рассказов «Какие праздники отмечают в твоей семье».

 Анализ стихотворения С. Маршака «Хороший день».

Составлекние рассказов про мальчика Васятку «Радость»,  «Удивление», «Жалость».  Выполнение заданий в РТ

Разыгрывание сценок «В театре».

Составление памятника «Правила дружбы».

Работа в парах:

Разыгрывание сценок «Узнай по жестам, о чём я говорю»

 5.  Россия –

твоя Родина

5.1.Что такое Родина

Достопримечательности городов России

5.2.Из истории нашей Родины

5.3.О занятих славян

5.4.Первые русские князья

5.5.Мы граждане России

5.6.Родной край – частица Родины. 5.7.Экскурсия в краеведческий музей

5.8.Зачем человек трудится?

5.9..Хлеб – главное богатство России

5.10.Экскурсия «Как работают в пекарне».

5.11.Все профессии важны.

Урок-встреча с родителями уч-ся

5.12.О труде фермера и экономиста

5.13.О компьютерах и программистах

5.14.Знаменитые города России

5.15.Города России.

Москва-столица России

5.16.Путешествие в Санкт - Петербург

5.17.Древние города

5.18.Мы - граждане России

5.19.Народы России

19

Беседа на тему «Наша Родина – Россия».

Беседа о Дне России.

Беседа на тему «Славянское поколение». Обсуждение вопросов «Что изучает история?»

«Как Русь начиналась?».

Обсуждение вопросов «Как трудились славяне?», «Что употребляли в пищу?», «Как трудились в городах?».

Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья».

Чтение и обсуждение текста «Мы граждане России». Беседа о правах ребенка.

Экскурсия в краеведческий музей

Беседа о труде..

Работа с пословицами.

Обсуждение пословиц и поговорок о хлебе. Экскурсия в пекарню

Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей»

Экскурсия в кабинет информатики.

Как узнать о прошлом города? Знать, сколько лет родному городу. Исторические места и памятники родного города

Беседа с использованием иллюстраций «Москва – столица России». Выполнение заданий в тетради

Рассказ учителя «Дом на Мойке» (использование иллюстраций)

Урок-путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России). Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста).

ОЗОЖ

Комбинированный

Экскурсия

Осознавать понятия «Родина»;

проявлять любовь к своему Отечеству взрослыми и детьми. Интерес к истории родной стороны, её столицы, региона, своего города.

Познакомиться с общими историческими сведениями из жизни славян.

Формирование знаний «Как Русь начиналась»

Использовать знание для поиска дополнительной информации

Познакомиться с жизнью и бытом жителей Поволжья. Жизнь, быт, труд, ремесло

Сформировать важное обществоведческое понятие «труд основа жизни»

Труд в сельской местности. Сельскохозяйственный труд.

Иметь представление о с/х труде, о важности бережного отношения к хлебу

Наблюдать за работой  пекаря. Мастерство – от чего оно зависит?

Знать, как человек выбирает профессию, когда задуматься о будущей специальности

Знакомство с трудом фермера и экономиста. В чём их особенность, важность. Современная техника требует новых специальностей. Программист

Что можно делать с помощью компьютера. Посетить компьютерный класс

Знать название 2-3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города

Москве было 860 лет (в 2007 г.). Как Москва строилась? Кто основал город? Князь Юрий Долгорукий. В чём его заслуга? Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской

Знать достопримечательности Северной столицы России (Петропавловская крепость, Зимний дворец)

Город Золотого Кольца России: Москва – Сергиев Посад – Переславль – Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль - Владимир

Понятие «многонациональный народ России». Каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру

Права и обязанности есть у каждого. Защита прав ребёнка. Запомнить самые важные права: на труд, на образование, на отдых

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Работа по иллюстрациям учебника: памятники России.

Пословицы о Родине

Работа в рабочей тетради.

Работа по рисунку –схеме в учебнике

Сравнение орудий труда разных времён (по рисункам).

Рассказы учащихся о хлебе и хлеборобах

Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали в Москву».

Воображаемая ситуация «Если бы я был жителем Санкт – Петербурга»

Рассказы детей о своей национальности.

6. Мы – жители Земли

6.1.Первое знакомство со звёздами

6.2.Солнце - звёзда

6.3.Царство живой природы.

Грибы

6.4.Животное – живое существо

6.5.Как животные защищаются и питаются

6.6.Растение – живое существо

6.7.Какие бывают растения

6.8.Лес и его обитатели

6.9.Человек и лес.

Лесная аптека

6.10..Животные леса

6.11.Голоса леса

6.12.Подземные жители

12

Обсуждение вопросов: что входит в Солнечную систему, чем Земля отличается от других планет. Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии».

Сравнение понятий «дерево – кустарник – травянистое растение».

Экскурсия в лес (лесопарк)

Обсуждение вопроса «Как человек использует лес?». Беседа о грибах

Беседа о лесных птицах. Рассказы по рисункам: птицы леса

Беседа о кроте. Чтение текста об ужах.

ОЗОЖ

Комбинированный

Экскурсия

Знать : понятие о

Солнечной системой. В чём отличия Земли от других планет. Солнечная система. Десять планет

Солнце – источник света, тепла, энергии. Пословицы и поговорки о солнце

Четыре царства живой природы.

Знать представителей каждого царства. Уточнение об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомство)

Органы чувств животных. Почему у животных некоторые органы чувств отсутствуют, а другие лучше развиты

Пищевые цепи. Для чего нужны животные. Защита от врагов

Растение – живое существо. Сходства и различия с животными. Культурные и дикорастущие растения. Термин «сообщество»

Предназначение листьев. Какие бывают корни, стебли, листья

Лес – многоэтажный дом. Ярусы. Паспорт дерева. Хвойные и лиственные деревья

Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чём?

Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери.

Знать представителей всех ярусов и подземелья

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради

Выполнение рисунков

Рассматривание частей растений, зарисовка

Рассматривание рисунка – коллажа в учебнике.

Рассматривание рисунка – схемы в учебнике.

Слушание голосов птиц (звукозапись).

Воображаемая ситуация «В некотором царстве, в лесном государстве

7. Водоём и его обитатели

7.1.Вода

7.2.Обитатели водоёмов. Земноводные

7.3.Река – пресный водоем

7.4.Растения рек и озёр

7.5.Животные болот

5

.Беседа на тему «Какие бывают водоёмы».

Свойства воды выясняются опытным путём.

Рассматривание рисунков, чтение текста в учебнике «Строение рыбы». Беседа «Кто такие земноводные», рассматривание рисунка в учебнике. Обсуждение проблемы: «Почему природе нужны все?».

ОЗОЖ

Комбинированный

Экскурсия

Знать:

Состояние воды

Виды водоёмов. Обитателей водоемов. Назвать по  2-3 представителя. Земноводных и их пользу

Вода – источник жизни на земле. Водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка жёлтая)

Образование болот. Обитатели болот. К чему приводит осушение болот?

Уметь доказать утверждение

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Рассматривание и обсуждение рисунка – схемы в учебнике

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо».

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассказы детей по рисункам «Животные болот и прудов»,

8. Жизнь луга, поля, сада

8.1.Жизнь луга. Его обитатели и растения

8.2.Животные луга

Какие бывают поля.

8.3.Поле и его обитатели. Растения поля

8.4.Жизнь сада.

Животные сада

8.5.Природа и человек

5

Экскурсия на луг

Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи.

Сравнение насекомые с другими животными. Обсуждение проблемы «Почему луг надо беречь»

Беседа с использованием иллюстративного материала «Какие бывают поля». Беседа о культурах поля. Беседа о плодовых деревьях..

Беседа «Как человек помогает природе». Красная книга России.

ОЗОЖ

Экскурсия

Комбинированный

Знать:

Ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Значение луга

Каким животным раздолье на лугу (насекомые или пауки – животные?).

 Луг – украшение Земли

Отличие луга от поля.

Поле – большой огород.

Знать несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур

Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные

Знать, что такое «Красная книга». Растения и животные вашего края, занесенные в Красную книгу

Текущий

Практическая работа

Самостоятельная работа

Творческая работа

Рассматривание и описание животных луга (по рисункам).

Рассматривание рисунка – схемы в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассматривание иллюстраций в учебнике.

9. Повторение

9.1.В гостях у Красной книги

9.2.Проверь себя сам Урок-экзамен по разделу «Мы – жители Земли»

9,3 Промежуточная аттестация

2

Представители животного мира, занесенными в Красную книгу.

Рассматривание иллюстраций представителей .

Чтение детских мини-рефератов.

Проверка знаний учащихся по разделу «Мы - жители Земли» Выполнение заданий в рабочей тетради

ОЗОЖ

Итоговый

Проверка ЗУН

Знать  представителей Красной книги.

Уметь работать самостоятельно

Текущий

Контрольная работа

Проверка знаний учащихся по разделу «Мы - жители Земли» Выполнение заданий в рабочей тетради

10.Резервные уроки

10.1.Животные – друзья человека

10.2.Урок - творчества «Что из этого можно сделать?»

10.3.Где живем – порядок наведем!

10.4 Где живем – порядок наведем!

10.5 Где живем – порядок наведем!

5

Поиск ответа на вопрос «Как животные стали друзьями человека?»

Поиск ответов на вопросы «Что можно сделать из черствого хлеба; ненужных газет; консервных банок?

Наблюдение за порядком в «зеленом доме»,  за взаимоотношением человека и природы.

Оказание посильной помощи «зеленому другу».

ОЗОЖ

Комбинированный

Урок - творчества

Урок - трудовой  десант

Уметь самостоятельно работать  с дополнительной литературой,

находить необходимую информацию.

Знать и выполнять правила поведения на природе.

Уметь бережно относиться ко всему живому.

Текущий

Рассматривание рисунка-схемы в учебнике.

Слушание мини – докладов уч-ся.

Работа с текстом учебника.

Оказание посильной помощи «зеленому другу».

                Всего

    70

II. Содержание учебного предмета.

    Введение. Что нас окружает.  Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой. Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что дает природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники – органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством), Помощь человеку, попавшему в беду. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Кто живёт рядом с тобой.  Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям.. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия – твоя Родина. Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России.

Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности  Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга.

Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья:  Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы – жители Земли. Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от  других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение – живые существа.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные,; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года..

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов.

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.

Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда ( с учетом места окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта ( с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы,; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

III.Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения изучения учебного предмета «Окружающий мир»

программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

•        готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

•        достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•        личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

•        формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

•        воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

•        понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•        формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

•        осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

•        обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

•        овладение наиболее существенными методами изучения окружаю¬щего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

•        использование полученных знаний в продуктивной и преобразую¬щей деятельности;

•        расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразо¬ваний в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

•        интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобще¬ние, анализ, доказательства и др.);

•        регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

•        коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во 2 классе

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;

IY.Требования к уровню подготовки.

К концу обучения во втором  классе  учащиеся должны:

                 называть (приводить примеры):

  • правила здорового образа жизни;
  • правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
  • основные права граждан России и права ребенка;
  • основные древние города Руси и России (не менее 3-4);

                различать (соотносить) :

  •  прошлое – настоящее - будущее;
  • год – век (столетие);
  • предметы неживой и живой природы, изделия;
  • представителей растительного и животного мира и места их обитания;
  • этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

              решать задачи в учебных и бытовых ситуациях :

  • соотносить событие с датой его происхождения;
  • характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
  • описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
  • устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
  • составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
  • составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
  • проводить элементарные опыты и наблюдения ( в соответствии с программой), фиксировать их результаты.

                             

Y.Контрольно-измерительные материалы.

Перечень контрольных, лабораторных и практических работ

Экскурсии.

Сезонные экскурсии «Времена года»; экскурсии в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.

Практические работы.

Уход за комнатными растениями, опыт «Состояния воды».

№п/п

Темы контрольных работ

1

Практическая работа «Первая помощь при ожогах, ударах, порезах»

2

Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных»

3

Тест по теме: «Что тебя окружает?», «Кто ты такой?»

4

Практическая работа

«Составление семейного древа».

5

Проверочная работа по разделу «Кто живет рядом с тобой?»

6

Комплексная работа

7

Проверочная работа по разделу «Россия – творя Родина».

8

 Тест по теме: «Кто живет рядом с тобой», «Россия – твоя Родина»

9

Практическая работа: «Съедобные и несъедобные грибы»

10

Тест «Твое первое знакомство со звездами», «Царства живой природы»

11

Практическая работа №5: «Лекарственные растения» (работа с муляжами, гербарием)

12

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества - лес».

13

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества – водоем».

14

Итоговая проверочная работа

15

Комплексная работа

16

Тест по теме: «Мы - жители земли»

YIII. Календарно-тематическое планирование

 п./п

Дата

   Тема урока

Тип урока

  Характеристика деятельности учащихся

Планируемые предметные результаты

Вид контроля

УУД

план

факт

1.

06.09

Что тебя окружает.

Комбинированный

Работа детей над понятиями: «объект природы, живая – неживая природа».

Знают объекты «живой», «неживой» природы. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы.

Текущий

«Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

2.

08.09

Я, ты, он, она... Все мы люди…

Комбинированный

Знакомство с понятием «физические качества», ввести в рубрику учебника «Картинная галерея» .

Умеют рассказать о себе, составить словесный портрет.

Текущий

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Термометр, иллюстрация с нарущением правил дорожного движения.

Детские рисунки с изображением ситуаций, опасных для жизни человека.

Иллюстрации, отрывки из художественных произведений.

3.

13.09

Наши помощники – органы чувств.

Комбинированный

Уточнить представления об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства» (ощущение).

Знают об органах чувств (слуха, зрения);

познакомились  с понятием «внешние чувства» (ощущение). Умеют проводить наблюдения; делать выводы

Практический

4.

15.09

Что такое здоровье?

Комбинированный

Сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»; познакомить с правилами здорового образа жизни; составить режим дня.

Знают правила здорового образа жизни;

составили режим дня. Умеют сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»;

Практический

5.

20.09

Режим дня.

Комбинированный

Знакомство с правилами организации труда и отдыха.

Знают правила организации труда и отдыха; составили правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Знают что такое режим дня и умеют его выполнять.

Текущий

6.

22.09

Физическая культура.

Комбинированный

Знакомство с понятием «физическая культура»; определить значение физической культуры для здоровья человека.

Знают понятие «физическая культура»;

определили  значение физической культуры для здоровья человека Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

7.

27.09

Почему нужно правильно питаться.

Комбинированный

Знакомство детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание»..

Познакомились с основными правилами здорового питания. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

8.

29.09

Здоровье и питание.

Комбинированный

Знакомство детей с тем, как нужно правильно питаться; объяснить понятие «рациональное питание, разумное питание».

Познакомились с основными правилами здорового питания. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

9.

04.10

Умеешь ли ты есть?

Комбинированный

Знакомство детей с гигиеной и культурой питания.

Знают основные правила здорового питания. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

10.

6.10

Почему нужно быть осторожным.

Комбинированный

Знакомство с тем, как нужно себя вести, если ты заболел, где, когда и как нужно проявлять осторожность.

Знают меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

11

11.10

Здоровье и осторожность. Солнечный удар.

Комбинированный

Знакомство с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце.

Знают, когда солнце друг, а когда недруг. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

12.

13.10

Можно ли изменить себя.

Комбинированный

Обсуждение проблему «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.

Обсудили проблему «Можно ли изменить себя?» и что для этого нужно. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы.

13

15.10

Что такое семья?

Комбинированный

Знакомство с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Познакомились с понятиями «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умеют составить рассказ о своей семье.

Текущий

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать  правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

14.

18.10

Труд в семье.

Комбинированный

Знакомство с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие.

Познакомились с понятиями: «помощь», «обязанность»; знают их различия. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

15.

20.10

Как семья отдыхает?

Комбинированный

Знакомство с понятием «традиции».

Познакомились с понятием «традиции». Умеют составить рассказ об отдыхе своей семьи.

Текущий

16.

25.11

Твои друзья – взрослые и дети.

Комбинированный

Знакомство с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения.

Познакомились с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

17.

27.11

Твои друзья – взрослые и дети. Урок творчества.

Комбинированный

Обсуждение понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составить рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Знают понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный»; Умеют составить рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Текущий

18.

8.11

О правилах поведения.

Комбинированный

Знакомство с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Знают правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. Используют информацию для решения учебных и практических задач.

Текущий

19

10.11

О дружбе.

Комбинированный

Обсуждение, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить.

Обсудили, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты дружить. Умеют подобрать пословицу и поговорку о дружбе.

Текущий

20.

15.11

О дружбе.  Настроение.

Комбинированный

Знакомство с понятиями: «мимика», «жесты»; составить памятку «Законы дружбы»

Познакомить с понятиями: «мимика», «жесты»; Умеют по мимике узнать настроение друг друга.

Текущий

21.

17.11

Родина – что это значит?

Комбинированный

Подвести к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.

Понимают, что такое Родина Познакомились с некоторыми возможными формами проявления любви к Родине.

Текущий

Характеристика понятий «Родина»,

«родной край».

Подбор синонимов к слову «Родина».

Характеристика прав и обязанностей граждан России.

Наблюдения труда, быта людей

родного края. Моделирование

воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям.

Ориентироваться в понятии «Родина»,

приводить примеры синонимов к

слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.

Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»:

называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка.

Знать флаг и герб России.

22.

22.11

Родной край – частица Родины.

Комбинированный

Знакомство с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство.

Знают исторические места и памятники родного города; Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

23.

24.11

Из истории нашей Родины.

Комбинированный

Знакомство  с предками русских людей – славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями.

Знают предков русских людей – славян,  их образ жизни, первых русских князей. Умеют искать информацию, оценивать ее.

Текущий

24.

08.12

Из истории нашей Родины.

Комбинированный

Знакомство с занятиями славян, сравнить труд в городе и в деревне.

Знают, чем занимались славяне. Умеют сравнивать; умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

25.

29.12

Зачем человек трудится?

Комбинированный

Формирование школьниками ответственного отношения к важному обществоведческому понятию: труд – основа  жизни.

Знают, какое значение имеет труд. Умеют сравнивать; умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

26.

01.12

Хлеб – главное богатство России.

Комбинированный

Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

Знают значение хлеба в жизни человека;  важность труда земледельца Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Текущий

27.

6.12

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

Экскурсия

Знакомство с профессиями людей, работающих на хлебозаводе, с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб.

Знают профессии людей, работающих на хлебозаводе,  последовательность производства хлеба;  машины, помогающие производить хлеб. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Практический

28.

8.12

Все профессии важны.

Комбинированный

Обобщение знаний о значении труда в жизни человека.

Знают о значении труда в жизни человека. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

29.

13.12

О  труде фермера и экономиста.

Комбинированный

Знакомство с профессиями фермера, экономиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.

Познакомились с профессиями фермера, экономиста; выяснили, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Текущий

30.

15.12

Города России. Москва.

Виртуальная экскурсия

Знакомство с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким.

Познакомились с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Практический

- формулирование познавательной

цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

 характера.

определение последовательности промежуточных целей с учётом

конечного результата; составление

 плана и последовательности

действий

31.

20.12

Древние города России.

Виртуальная экскурсия

Знакомство с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода.

Познакомились с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Практический

32.

22.12

Мы – граждане России.

Комбинированный

Знакомство с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация.

Знают понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей»,  название нашей страны – Российская Федерация. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информ.

Текущий

33.

27.12

Народы России.

Комбинированный

Знакомство с разными национальностями людей, живущих в России.

Знают разные национальности людей, живущих в России. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

34.

12.01

Солнечная система

Комбинированный

Знакомство с понятием «солнечная система», с отличием Земли от других планет.

Знают понятие «солнечная система», чем земля отличается от других планет. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

Характеристика планет Солнечной

системы.

Характеризовать кратко

Солнечную систему;

выделять отличия Земли от других

 планет Солнечной системы.

35.

17.01

Земля - планета солнечной системы.

Комбинированный

Знакомство с планетами солнечной системы, с условиями жизни на Земле

Знают планеты солнечной системы, условия жизни на земле. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

36

24.01

Животные – живые существа.

Комбинированный

Знакомство с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.

Знают царства живой природы. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и

растения как живого существа.

-инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации

-выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов

разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация

-контроль, коррекция, оценка

действий партнёра умение с

достаточной полнотой и точностью

 выражать свои мысли

37

26.01

Как животные воспринимают мир.

Комбинированный

Систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни.

Знают животных, с которыми можно встретиться в лесу. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

Текущий

38

26.01

Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

Комбинированный

Познакомить с питанием и жизненными условиями животных.

Знают как питаются, живут и защищаются животные. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

Текущий

39.

31.01

Животные воспитывают потомство.

Комбинированный

Познакомить с тем как животные воспитывают и играют со своим потомством.

Знают как животные воспитывают своих детёнышей. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

Текущий

40.

02.02

Какие бывают растения.

Комбинированный

Познакомить с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

Познакомились с разнообразием растительного мира. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

Текущий

41.

07.02

Органы растения и их значение для его жизни.

Комбинированный

Познакомить с частями растения (Листья, корень, стебель ,цветы, плоды).

Знают части растения. Умеют сотрудничать в группе, в паре.

Текущий

42.

09.02

Что такое лес?

Экскурсия

Обобщить знания  учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Умеют сотрудничать в группе, в паре

Текущий

Классификация объектов природы

 по признаку принадлежности к

 царству природы.

Работа со схемой «Царства природы»

. Характеристика растений и

животных данного сообщества (луг,

 лес, поле, водоём, сад, огород).

Коммуникативная деятельность:

описательный рассказ о представите

лях сообщества. Различение: культу

рные — дикорастущие растения.

Различать этажи леса: называть

 особенности каждого этажа.

Узнавать в реальной обстановке и

 на рисунке деревья, леса (с

 ориентировкой на растительность

 родного края). Различать понятия (

без термина): сообщества, деревья,

кустарники, травы, лекарственные

и ядовитые растения.

Составлять небольшое описание

на тему «Лес – сообщество».

Моделировать на примере цепи

питания жизнь леса.

Конструировать в игровых и

учебных ситуациях правила

безопасного поведения в лесу.

Отличать водоём как сообщество

от других сообществ; кратко

характеризовать его особенности.

Различать состояния воды как

вещества, приводить примеры

различных состояний воды.

 Проводить несложные опыты по

 определению свойств воды.

Отличать водоём от реки как

 водного потока. Описывать

 представителей растительного и

 животного мира луга (поля, сада).

Приводить примеры лекарственных

 растений луга.

Узнавать в процессе наблюдения

 (по рисункам) опасные для человека

 растения.

Отличать поле (луг, сад) как

сообщество от других сообществ.

Приводить  примеры культур,

выращиваемых на полях.

«Читать»  информацию,

представленную в виде схемы.

Описывать сезонный труд в саду и

 в огороде (по проведённым наблю

дениям).

Различать плодовые и ягодные

Культуры.

43.

14.02

Как развиваются растения.

Комбинированный

Научить выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.

Научить выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием Умеют сотрудничать в группе, в паре

Текущий

44.

16.02

Деревья леса.

Комбинированный

Познакомить с «паспортом» дерева и его особенностями.

Познакомились с «паспортом» дерева Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

Текущий

45.

21.02

Кустарники леса.

Комбинированный

Познакомить со вторым ярусом леса (кустарники).

Узнали, что второй ярус леса – кустарники. Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию

Текущий

46.

23.03

Травянистые растения..

Комбинированный

Обобщить знания детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Познакомились с травянистыми растениями. Умеют сотрудничать в группе, в паре

47.

28.02

Лесная аптека.

Комбинированный

Познакомить с лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами.

Знают лекарственные растения и съедобные грибы. Умеют сотрудничать в группе, в паре; искать информацию

Текущий

48.

02.03

Звери леса.

Комбинированный

Познакомить хищными животными леса и их повадками.

Знают хищных животных и их повадки. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

49

09.03

Птицы – лесные жители.

Комбинированный

Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.

Познакомились с лесными птицами, их голосами, особенностями поведения. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

50.

14.03

Ужи – обитатели леса

Комбинированный

Познакомить с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.

Знают: ужи – многочисленное семейство пресмыкающихся. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

51.

16. 03

Насекомые леса.

Комбинированный

Познакомить с насекомыми, их особенностями и внешним видом,  повадками.

Познакомились с насекомыми, их особенностями и внешним видом,  повадками. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

52.

04.04

Мы пришли в лес.      

Экскурсия.

Познакомить с правилами поведения в лесу

Знают правила поведения в лесу. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Практический

53.

06.04

Путешествие капельки.

Комбинированный

Познакомить с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе.

Познакомились с состоянием воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе. Умеют сотрудничать в группе, в паре; искать информацию

54

11.04

Свойства воды.

Комбинированный

Познакомить детей со свойствами воды, с различным её состоянием.

Познакомились  со свойствами воды, с различным её состоянием. Умеют сотрудничать в группе, в паре; искать информацию

Текущий

55

13.04

Рыбы - обитатели водоёмов.

Комбинированный

Познакомить с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни.

Познакомились с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

56

18.04

Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

Комбинированный

Познакомить с животным миром полей, с особенностями питания и обитания животных. Познакомить с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания.

Познакомились с обитателями водоёмов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением их к водной среде обитания.

Текущий

57.

20.04

Болото – естественный водоём.

Комбинированный

Познакомить с животным и растительным миром болот.

Познакомились с животным и растительным миром болот. Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

Моделирование ситуаций: человек

и природа. Поиск информации на

 тему «Роль человека в сохранении

 и умножении природных богатств

. Правила поведения в природе».

Составлять небольшой рассказ о

роли природы в жизни человека.

Приводить примеры произведений

 живописи (музыки), посвящённых

 природе. Приводить  примеры

растений и животных, занесённых

в Красную книгу России (на

примере своей местности).

58.

25.04

Промежуточная аттестация

Проверки полученных знаний

Проверить знания учащихся за год

Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

59

27,04

Растения и животные луга и поля

Комбинированный

Познакомить с растительным миром луга, с особенностями жизни луга.

Растения и животные луга и поля

Комбинированный

60.

2.05

Растения и животные сада.

Комбинированный

Познакомить детей с растительным и животным  миром сада.

Познакомились  с растительным и животным миром сада Умеют искать нужную информацию

Текущий

61.

04.05

Будем беречь природу.

Комбинированный

Познакомить с представителями Красной книги.

Познакомились с представителями Красной книги Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

62.

11.05

Урок – Экзамен.

Комбинированный

Проверить знания учащихся по разделу «Мы – жители Земли».

Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

63.

12.05

Будем беречь нашу Землю.

Комбинированный

Обобщить знания учащихся за год.

Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

64.

16.05

Повторение пройденного за год материала

Проверки полученных знаний

Обобщить знания учащихся за год.

Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий

65.

66

67

68

69

70

18.05

23.05

25.05

27.05

29.05

30.05

Урок-конкурс «Что, Где, Когда?»

Обобщение материала.

Проверки полученных знаний

Обобщить знания учащихся за год.

Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"

Рабочии программы по "Школа России" 3 класс.   Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык

Пояснительная  запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Литературное чтение Л.А. Ефросинина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  с ос...

рабочие программы по предметам УМК "Школа 21 века"

Рабочие программы  УМК "Школа 21 века" для  3  класса  ...

Рабочие программы по предметам "Начальная школа XXI века", 2 класс

Рабочие программы по предметам "Начальная школа XXI века", 2 класс...

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс

Рабочие программы по предметам начальной школы. "Школа России", 4 класс...