« Развитие ИКТ-компетенции младших школьников в соответствии ФГОС НОО»
статья на тему
« Развитие ИКТ-компетенции младших школьников в соответствии ФГОС НОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_na_sayt.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на городском семинаре
« Развитие ИКТ-компетенции младших школьников в соответствии ФГОС НОО»
«Человек образованный – тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
План выступления.
- Необходимось формирования ИКТ- компетенций.
- Что изучается с использованием ИКТ?
- Как учителя начальной школы используют ИКТ в своей работе?
- Заключение.
1.Необходимось формирования ИКТ- компетенций.
В Информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Без применения ИКТ формирование УУД невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.д.
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Одним из требований является формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы, и у учителей нет иного выбора, как адаптироваться к современному миру.
"Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа" буквально пронизана мыслью о том, что выпускники начальной школы должны иметь высокий уровень ИКТ-компетентности.
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения...» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования).
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные: освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), метапредметные понятия.
Предметные: освоение деятельности для получения новых знаний, их преобразование и применение, системы основополагающих элементов научного знания.
2. Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдение, и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопов, фотоаппарата и видеокамеры.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового Стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа может, продолжена на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением природных зон РФ. Результатом такой деятельности становится, например, видеорепортаж, видео зарисовка, описывающая выбранную природную зону.
- Как учителя начальной школы используют ИКТ в своей работе?
Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через психологические особенности младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников змоциональное отношение.
В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: "Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету". Современные информационные технологии имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.
Использование ИКТ возможно на различных этапах обучения.
Этап усвоения новых знаний: активизируются такие процессы обучающихся, как восприятие, внимание, память, мышление; повышается познавательный интерес. Более 80% информации у людей воспринимается им через зрительное восприятие. При использовании ИКТ создается эффект присутствия («Я это видел»).
Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.
Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.
Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.
Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока.
- 1-5 минут сокращает подготовительный период и сдвигает усталость и потерю внимания на 5-10 минут позже обычного.
- 15-20 минут; 30-35 минут - позволяет поддержать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока.
Соблюдение санитарных норм.
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут.
Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации.
Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.
При такой организации работы:
1) здоровью учеников ничего не угрожает;
2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;
3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.
Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме.
Мы используем презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. А какие интересные и занимательные уроки технологии проходят с использованием ИКТ. Если раньше уроки технологии вызывали трудность при подготовке, организации урока, то с применением электронно-образовательных ресурсов эти уроки одни из любимых у обучающихся.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление.
Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках мы использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью - "компетенции". В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
1. Уроки с мультимедийной поддержкой.
2. Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистационных конкурсах и олимпиадах, связь с родителями и детьми, организую проектную деятельность.
4. Мое использование ИКТ.
В своей педагогической деятельности я пользуюсь различными средствами ИКТ:
– использование тематических презентаций (презентации к классным часам и праздничным мероприятиям);
– использование готовых программных продуктов, в том числе электронно-образовательных ресурсов (ЭОР);
– использование ресурсов сети Интернет (презентации, дидактический материал, анимационные игры и др.).
Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в разных направлениях: внеклассные мероприятия (КВНы, конкурсы, викторины, экскурсии, праздничные мероприятия), кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания и т.д.
При помощи использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер можно зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фотокопилку и видеокопилку. А также с помощью программы создания презентаций MS POWER POINT можно оформить альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.
Хочется отметить, что использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе - это реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, коммуникативные способности, творчество и критическое мышление.
Вместе с детьми делаем электронные выставки книг и иллюстраций к произведениям.
Мною используются всевозможные варианты кроссвордов, ребусов, загадок
В своем классе, создаю уроки с мультимедийной поддержкой. Мультимедийные уроки я провожу по всем предметам.
Я расскажу об использовании ИКТ на уроках, и как идет формирование ИКТ - компетентности у учащихся. Так, например, на уроке русского языка, по теме "Части речи" с целью закрепления пройденного материала была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применялся при актуализации знаний в виде тестов. Выбирая правильный вариант ответа, учащиеся сами оценивают свои знания по данной теме.
При работе над следующей темой "Признаки предложения". Это был урок освоения новых знаний, на этапе работы по теме урока использовался материал с интерактивным свойством ЛАТ. В рабочей тетради была предложена работа определению признаков предложения. Учащиеся должны были выбрать эти признаки и материалом на доске при нажатие на цифру они подтверждали правильность своего выбора. Они познакомились с понятием "Предложение и его признаки".
На уроке литературы я организую проектную деятельность. дети дома готовят презентации и на уроках литературы на последнем уроке по теме они защищают свои проекты.
В первом классе широко использовался материал "Проверь себя". Здесь предлагается материал по всем темам, которые проходили мы на уроках литературного чтения. В рамках урока по работе над темой я предлагала работу по тренировочным тестам и в конце темы проходили итоговый тест. На ряду с предметами навыками находить рифму и выбирать олицетворение не живого у детей формируется и ИКТ - компетентность работы с компьютером и доской
Вместе с детьми делаем электронные выставки книг и иллюстраций к произведениям. Мною используются всевозможные варианты кроссвордов, ребусов, загадок, создаем викторины, анаграммы, выбор ответов. /Формирование ИКТ - компетентности проходит и во внеурочное время./
Я зарегистрировалась на сайтах, где поддерживаю связь не только со своими учениками и их родителями, но и со своими коллегами.
Учащиеся моего класса принимают участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, здесь учащиеся выбирают конкурсы по своим интересам. Вот такими методами и средствами я формирую ИКТ - компетентность учащихся своего класса.
Современный педагог сегодня - это не только преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках и во внеурочное время - это повышение интереса, усиление мотивации, развитие творческих способностей младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО.
Каждый учитель знает ,что жизненно необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия . Под наличием сформированных комму...
Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
Выступление на ШМО...
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС НОО II поколения
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому ...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Статья по проблеме над которой работаю....
статья Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическое выступление по теме "Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "....