Рабочие программы 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа (4 класс) на тему
Представлены рабочие программы с изменениями в требованиях по их составлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_klass_novye.rar | 402.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа г. Бодайбо»
«Рассмотрено» «Утверждено»
МО учителей начальных классов Приказ от «___» _____2016г.
и учителей-предметников № _______
МБОУ «НОШ г. Бодайбо» Директор МБОУ «НОШ г. Бодайбо»
Протокол от «___» ________ 2016 г.
№ ______ ___________ И.И. Смола
___________ Г.С.Присакарь
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство»
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УМК «Перспектива»
_ 4_ класс
Составитель: учитель Г.С.Присакарь
г. Бодайбо 2016 г.
Содержание
- Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе.
- Содержание курса «Изобразительное искусство».
- Календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе
- требований к результатам освоения ООП НОО (ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 19.5 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- Письма «О рабочих программах учебных предметов» Департамента Государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786;
- Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «НОШ г. Бодайбо»;
- Учебного плана МБОУ «НОШ г.Бодайбо» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 4 класса начальной школы Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство», //М.: «Просвещение» , 2016 год.
Цели и задачи курса изобразительного искусства
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
2) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи:
1) развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2) совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
3) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
4) освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
5) овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
Содержание обучения
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.
Образ птицы-света в творчестве городецких мастеров конца ХIХ-ХХ вв. Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете- 2 женские фигуры, 2 птицы, 2 всадника на коне «у дерева».
Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Особенности приёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкой росписью.
Представление народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета.
Жанр пейзажа. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительности продвижения облаков по небу.
Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
Жанр портрета. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете.
Книжная графика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрации к сказке.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Роль цвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке к новогоднему празднику и встрече Нового года.
История авторской открытки. Конструкция современных новогодних открыток.
Образы природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток.
Жанр натюрморта. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве.
Образ защитника Отечества. Герои Бородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества, стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.
Злободневность тем лубка. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Природная стихия – вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его графического, цветового и композиционного решения.
Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России (колористическая гамма, состояние освещённости, уровень линии горизонта).
Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций.
Медальерное искусство.
Особенности орнаментов народов России и мира. Выразительные средства орнаментальной композиции (ритм, симметрия, цвет, фактура).
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Календарно-тематическое планирование
4 класс (34часа)
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды контроля | Кодификатор |
Восхитись вечно живым миром красоты | 11 ч | ||||
1.(1) | Целый мир от красоты. Пейзаж. | 1 ч | |||
2.(2) | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | 1 ч | |||
3.(3) | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. | 1 ч | |||
4.(4) | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция | 1 ч | |||
5.(5) | Птица –символ света, счастья и добра. Декоративная композиция. | 1 ч | |||
6.(6) | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 ч | |||
7.(7) | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция. | 1 ч | |||
8.(8) | Знатна русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. | 1 ч | |||
9.(9) | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. | 1 ч | |||
10.(10) | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | 1 ч | |||
11.(11) | Осенние метаморфозы. Пейзаж. | 1 ч | |||
Любуйся ритмами в жизни природы и человека | 14 ч | ||||
12.(1) | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. | 1 ч | |||
13.(2) | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно- сюжетная композиция. | 1 ч | |||
14.(3) | Год не неделя – Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. | 1 ч | |||
15.(4) | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов. | 1 ч | |||
16.(5) | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. | 1 ч | |||
17.(6) | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | 1 ч | |||
18.(7) | Зимние картины. Сюжетная композиция. | 1 ч | |||
19.(8) | Ожившие вещи. Натюрморт. | 1 ч | |||
20.(9) | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт. | 1 ч | |||
21.(10) | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 ч | |||
22.(11) | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»Сюжетная композиция. | 1 ч | |||
23.(12) | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. | 1 ч | |||
24.(13) | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 ч | |||
25.(14) | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 ч | |||
Восхитись созидательными силами природы и человека. | 9 ч | ||||
26.(1) | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. | 1 ч | |||
27.(2) | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа. | 1 ч | |||
28.(3) | Русский мотив. Пейзаж. | 1 ч | |||
29.(4) | Русский мотив. Пейзаж. | 1 ч | |||
30.(5) | Всенародный праздник – День Победы. | 1 ч | |||
31.(6) | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы. | 1 ч | |||
32.(7) | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира. | 1 ч | |||
33.(8) | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира. | 1 ч | |||
34.(9) | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. | 1 ч |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса
по изобразительному искусству
К концу 4-го класса обучающиеся должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России.
Учащиеся должны уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
- развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
- сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
«2» - работа не выполнена.
Учебно - методическое обеспечение
- Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год;
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство», рабочие программы 1-4 классы //М.: «Просвещение», 2011 год.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Уроки изобразительного искусства 1-4 классы», методическое пособие //М.: «Просвещение» , 2011 год.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство. 4 класс», учебник для 4 класса начальной школы в / /М.: «Просвещение» , 2013 год.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство. 4 класс», творческая тетрадь для 4 класса начальной школы в / /М.: «Просвещение» , 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...