Доклад «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»
статья

Изгалина Юлия Николаевна

Выступление по теме: «Работа с разными источниками  информации на уроках в начальной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Работа с разными источниками  информации на уроках в начальной школе»

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.  В Примерных образовательных программах начального образования  рассматривается процесс формирования информационной грамотности.

  Примерная программа, предполагающая формирование умений работать  с информацией, включает четыре уровня работы с текстом:

-поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- применение и представление информации;

- оценка информации.

    Современное общество живёт в эпоху постоянного увеличения объёма информации, обновления знаний.

   Научно-технические преобразования требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

  За последнее время чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Новые современные ФГОС устанавливают новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.  Уже в начальной школе ученик учиться искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации.

    Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к  самообразованию, умению самому находить источник информации в окружающем мире и пользоваться этим источником, беря из него всю полезную для себя информацию.

   Следовательно, задача учителя на уроках в начальной школе познакомить учащихся с разнообразными источниками информации,  научить извлекать нужную для каждого информацию, а также применять её в жизни.

   На уроках в начальной школе мы знакомим учащихся   с разными источниками информации, в том числе с разными видами словарей.

    Для того,  чтобы учащиеся  на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, мы уже с 1 класса  развиваем потребность обращаться к словарю за справками, создаём на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также используем спонтанно возникшие ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.

     В процессе работы учащиеся узнают назначение словарей, учатся находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй.

     В 1-м классе, на первом этапе работы важно научить детей правильно и быстро расставлять слова в алфавитном порядке.  Для этого могут быть использованы следующие формы и приёмы работы:

   - игра «Паровоз» -  учащимся предложена группа слов - “вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”.

 -игра « Шифровальщик» -  учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их.

 

   Как только ученики научатся бегло читать, а также познакомятся с темой “Ударение”, начинается работа над словом, в которой отмечаются следующие направления:

-идёт работа над значением слова (даётся толкование слова и иллюстрация его значения)

-подбираются слова-родственники (совместно придумываются однокоренные слова)

 -даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом

-знакомятся с  нормами правильного произношения, с постановкой ударения

-подбираются загадки, пословицы, поговорки, считалочки, стихотворения с данным словом

   По мере того, как дети знакомятся с новыми словарями, эти направления могут быть заменены или расширены.

    Например, после знакомства с этимологическими словарями и словарями иностранных слов возможно появление работы над истоком слова, а после знакомства с энциклопедическим словарём добавляется научная информация о нём.

    Во втором классе продолжается работа со словарями ударений, а также происходит знакомство с орфографическими словарями.  Мы используем  такой приём работы:

 - «Вставь букву» - используя словарь, учащиеся вставляют пропущенные буквы в данных словах.

      В 3 классе особого внимания заслуживает обращение к происхождению слова, его этимологии. Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Также в 3-м классе учащимся предлагаются фразеологические словари.

   В 4 классе учащимся помимо уже известных предлагаются для работы словари иностранных слов.

  Кроме разных видов словарей, также источниками информации являются художественные и научно – популярные тексты.

   Мы с первого класса одновременно с обучением чтению   начинаем растить грамотного читателя. Уже  в первом классе мы работаем над словом, над предложением, над структурой текста, над  формированием выразительной речи, над соблюдением речевого этикета. Учащиеся учатся оформлять творческие работы.

 На уроках мы используем следующие приёмы:

   -игра «Объяснялки», в которой по толкованию надо отгадать предмет или слово. Чем точнее объяснение, тем быстрее ученики отгадают задуманное.

 - составление и отгадывание кроссвордов на уроке – это игра и закрепление новых понятий и терминов, расширение кругозора.

 -поиск  непонятного в тексте и формулировка вопросов.

-вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.

- самоконтроль - проверка своих предположений по тексту.

 - нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

 - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

 - Учащиеся ищут ответ на вопрос : какие новые слова вы узнали, работая с данным текстом?

   Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. Можно предложить работу со справочным материалом дома.

   Кроме этого мы с классом  коллективно посещаем  Центральную  детскую  библиотеку  с  первого класса, где не только формируют читательские вкусы и интересы, но и учат грамотно и  рационально работать с информацией. Ребята знакомятся с читательскими ориентирами в библиотеке (стеллажи, справочные стенды, указатели, каталоги), учатся вести читательский дневник, читать библиографические карточки, формулировать читательский запрос, искать рационально необходимую информацию, составлять аннотацию по прочитанной книге, знакомятся с ориентировочным аппаратом книги, способам работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, оттачивают навыки ориентировки в тексте.

  Кроме работы с  бумажными источниками информации, мы в начальной школе работаем с электронными образовательными ресурсами, это – учебные диски по предметам, используем  интернет – ресурсы для  составления и оформления презентаций.

     Таким образом, в процессе работы с информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, т. к. именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в современном информационном обществе.

Некоторые приемы работы с информацией на уроке

         

Сегодня очень важно не столько сформировать, а поддержать, развить в человеке человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, т.е. помочь человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Очевиден факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею».

На первый план выходит личность ученика, готовая к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание.

Понятие приемов обучения

Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Приемы обучения подразделяются на :

  • Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников;
  • Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
  • Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
  • Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
         На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

К современным педагогическим приемам, активизирующим деятельность учащихся относятся – «мозаика проблем», «письмо по кругу», «стратегии», «шляпы мышления», «вопросы – толстый и тонкий», «оценочное окно» и др. Они вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса.

Однако не нужно забывать и о традиционных приемах работы на уроке, направленных на отработку умения и навыка работы с учебной литературой. И хотя некоторые из них отнесли к репродуктивным, тем не менее, именно они создают основную базу умений работы с учебником. 

Учебник на уроке основной источник информации, на его страницах изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. Иногда мы подкрепляем изучаемый материал иллюстрациями на слайдах, раздаем дополнительную  литературу, проигрываем музыку или читаем стихи, но учебник все равно остается главным источником информации на уроке. И я хочу вам напомнить некоторые приемы работы с учебником. Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.

1-й прием. Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы);

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ); и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания  на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстомПричем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

2-й прием. Маркировка  текста. Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш. То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. 

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может  варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

3-й прием. «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов. 

 Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". 
        Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу. 

4-й прием. Прием - Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1

2

3

В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал».  Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. 
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. 
        На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Заполнение таблицы можно проводить парами или группами.
        Затем заполняют следующую графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После заполнения колонки можно вывести
тему и цели урока
        На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после получении новых знаний учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». 
В таблице учащиеся могут указывать также и источники получения новой информации. 

5-й прием. Прием ПМИ. Составление таблицы «Плюс – минус - интересно» 
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. 
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» 
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» 
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» 

+

-

интересно

При использовании приема ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".  Учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы различных технологий, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

6-й прием. Прием Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» 
- это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. 
Кто?  Что? 
Где? 
Когда? Почему? 

Приемы позволяющие сохранить материал, который добывают учащиеся, изучая тему. Эти приемы удовлетворяют нескольким требованиям: они компактны, имеют возможность для внесения дополнения и удобны в использовании. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь своё, но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.

         Остановимся на составлении плана, конспекта, тезисов текста и др. Выясним, что представляет собой каждый из них.

8-й прием. Прием составление плана.  План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Составление плана помогает “свернуть” содержание текста для его запоминания и последующего “развёрнутого” изложения мыслей и доказательств.

Алгоритм составления плана.

  1. Прочти текст.
  2. При повторном чтении определи основную тему текста (она станет названием текста, если такового у текста нет).
  3. Раздели текст на относительно самостоятельные по смыслу части.
  4. Выдели в каждой части главную мысль (главная мысль части подскажет тебе её название).
  5. Озаглавь части текста – пункты плана (в утвердительной или вопросительной форме).
  6. Определи, какие из них будут названиями частей главной темы, а какие – частей подтем (касается не всех текстов!)
  7. Запиши пункты плана (основные части обозначают обычно римскими цифрами, подчасти – арабскими цифрами, если части обозначают арабскими цифрами, то подчасти – буквами).
  8. Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.

9-й прием. Прием составление конспекта. Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста или прослушанной лекции. Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Существует несколько видов конспектов. Мы рассмотрим план – конспект, следящий (линейный) и структурный (опорный) конспекты.

Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые “хитрости”. Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы.

Главная трудность конспектирования в том, что нужно научиться немногими словами сказать о многом. Конспектирующий делает исходные материалы понятными для себя, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, целостным, понятным, обладающим способностью вызывать в памяти весь исходный текст.

10-й прием. Прием составление тезисов.  Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и чётким ответом на пункт (мысль) плана. Тезисы – это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках.

Тезисы могут быть текстуальными (если дословно выписываются из текста) и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста).

Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми; тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства, называются развёрнутыми.

А также приемы:

цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

аннотирование - краткое свернутое изложение со держания прочитанного без потери существенного смысла.

рецензирование - написание краткого отзыва с выра жением своего отношения о прочитанном.

составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

-----------------------------------------

В последнее время появились приемы активизирующие деятельность учащихся на разных этапах урока.

11-й прием. Прием «Кластер». «Кластер»  в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация, т.е. КЛАСТЕР учебного материала  – расположение текста в определенном порядке. 

         Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц. 
        Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др. 

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..»».

Этот  прием можно использовать:

  • Для работы в парах или группах;
  • При дополнении ответов друг друга;

Приемы активизации учебной деятельности на разных этапах урока, с помощью которых можно усилить мотивацию урока.

12-й прием. Прием «Дерево предсказаний».

Прием «Дерево предсказаний» будет состоять в следующем:
1) ствол дерева – тема «________»;

 2) корни – основные характеристики темы, её основы;

 3) две расходящиеся ветви – возможные варианты развития темы;

4) листья (или стрелки) – аргументы в пользу того или другого предполагаемого пути развития темы.

В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.

Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в проблемы развития темы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.

13-й прием. Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»)
         Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинно-следственные диаграммы). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. 
         Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


14-й прием. Прием «Корзина идей».
         Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
 Цели приёма:

  • Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме 
  • Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс 

Правила применения приема. Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. 
Предложения по применению приёма на уроке:
         Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

15-й прием. Прием «Верные и неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
Правила игры: 
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

+

-

+

+

+

-

-

Цель:
Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, т.е. можно использовать при рефлексии урока.

16-й прием. Прием Синквейн. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 
         Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. 
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста. 
Организационные формы работы с синквейнами. 
∙ Самостоятельно при выполнении домашней работы 
∙ Самостоятельно на уроке.

В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме. 

В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн. 

При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна. 

----------------

Готовясь к экзамену, необходимо запомнить большой объем информации. Золотое правило хорошего запоминания — эффективная работа с материалом. Это особые приемы работы, стимулирующие механизмы внимания, восприятия, памяти. 

  • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.). 
  • Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения и т. п.). 
  • Составление плана — представляющего собой совокупность опорных пунктов. 
  • Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков. 
  • Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации. 
  • Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д. 
  • Ассоциации — установление связей по сходству или противоположности.

        Методы активного запоминания позволяют более эффективно использовать время, отведенное для подготовки к экзаменам. 

Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.

Представление системы уроков, имитационная игра

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией:

  1. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации .

 

                              Какие птицы спрятались на дереве?(слайд 6-14)

крякря

карудодкар

тетеревжужужу

туктукдятелтуктук

капсиницакап

кукуласточкакуку

жстриж

На дереве спрятались названия птиц.  Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

Работа над домашним заданием.

          Реши задачу.

         

          Дети выполняли домашнее задание по русскому языку. Саша писал сочинение

          3660 с,  Маша – 65 мин, Наташа – 1 час, а Паша – 1 урок.

          Построй диаграмму продолжительности работы над сочинением каждого из

          детей.

          Запиши имя ребёнка, который быстрее остальных справился с

          работой.      _______________________________________

          Запиши  информацию, которую необходимо уточнить для решения этой задачи.

          _____________________________________________________________________

Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

Шифровка                     

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

В

Д

К

Л

М

Н

Ш

А

О

Е

Я

У

Ю

С

        Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

   

Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову

фразы подобрать слово с противоположным значением.  В итоге игры получится

известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.

Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.

Жарко – холодно.

Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

Разгадай перевёртыши, составленные из русских пословиц и поговорок.

Запиши ответы.

У честного человека ботинки промокают.

Отдых – ягнёнок из поля бежит.

Безделью безвременье, а работе секунда.

           Итак, в данном мастер – классе я попыталась представить различные задачи в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием для выбора перечисленных задач является их доступность для детей определённого возраста.             Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания  причинно-следственных связей.  Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Постановка проблемы

           Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и  письменных коммуникативных информационных технологий.  Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

         

          В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

   

         Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.           Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"...

Доклад на тему: «Групповые технологии на уроках в начальной школе»

«Групповые технологии на урокахв начальной школе»«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить соб...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Применение интерактивной системы тестирования Activstudio 3 от компании «Promethean» на разных этапах современного урока в начальной школе.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль и оценку знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но до сих пор в школе наибол...

Доклад "Воспитание любви к природе на уроках в начальной школе"

Данная разработка готовилась для чтения на методическом объединении учителей начальных классов по обобщению педагогического опыта. Доклад содержит основные аспекты формирования экологического мышления...

Доклад "Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знан...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

В докладе рассмотрены основные принципы формирования УУД  у учащихся начальных классов....