«Преемственные связи в содержании и методах обучения в начальной школе и первого этапа в основной».
учебно-методический материал (4 класс)

Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач содержания и методов обучения, и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка. Ключевыми моментами которого являются принципы непрерывности и преемственности образования. Вопрос о преемственности реализации ФГОС является актуальным.  При переходе с уровня начального общего образования в среднее звено у обучающихся меняется социальное окружение (коллектив, учителя в 5 классе, образовательная среда) и система деятельности (создается новая учебная ситуация новой ступени образования).    Ребёнок переживает дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения, принятых в новом коллективе.  

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости. Такой эмоционально-психологический фон, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. 

Что же надо делать? Что в наших силах?   

      Чтобы помочь ребенку педагогам надо хорошо разбираться в вопросе преемственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie2.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на конференции:

«Преемственные связи в содержании и методах обучения в начальной школе и первого этапа в основной».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Преемственные связи в содержании и методах обучения в начальной школе и первого этапа в основной». 

Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач содержания и методов обучения, и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка. Ключевыми моментами которого являются принципы непрерывности и преемственности образования. Вопрос о преемственности реализации ФГОС является актуальным

В основе ФГОС лежит принцип: Единство (Е) преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования, духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

         В настоящее время на рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку, но и обладает способностью приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Следовательно, умение адаптироваться является важным для каждого человека.

 При переходе с уровня начального общего образования в среднее звено у обучающихся меняется социальное окружение (коллектив, учителя в 5 классе, образовательная среда) и система деятельности (создается новая учебная ситуация новой ступени образования).

Ребёнок переживает дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения, принятых в новом коллективе.  

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости. Такой эмоционально-психологический фон, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. 

Что же надо делать? Что в наших силах?   

      Чтобы помочь ребенку педагогам надо хорошо разбираться в вопросе преемственности.

 Обращаясь к книге Василия Александровича Сухомлинского, «Разговор с молодым директором школы», обратим внимание на его слова:

«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель забывает про этот инструмент, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться…»

 Эти слова демонстрируют нам проблему в преемственных связях не только у детей, но и среди педагогов.

Достижение единства преемственности становится возможным благодаря совместной работе участников образовательного процесса

Такая работа ведется по трем основным направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей уровня нач. и основного общего образования.
  • малый педсовет с участием учителей по обсуждению и решению проблем адаптации в 5 классах.
  • проведение совместных заседаний МО, в ходе которых педагогами определяются общие цели.
  • использование преемственных образовательных технологий деятельностного типа: модульное обучение, педагогические мастерские, проектное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные и игровые технологии (деловые и ролевые игры).
  • взаимопосещение уроков учителями начального и среднего звена для соблюдения единства требований орфографического режима, для сохранения форм и методов работы, чтобы способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к которым привыкли обучающиеся, для обеспечения постепенного перехода к новым, более сложным для учащихся формам работы.
  • взаимодействие учителей во время проведения совместных конференций, круглых столов, мастер-классов с целью обмена опытом и развития педагогических компетенций.

  1. Работа с учащимися.
  • Так как ведущий вид деятельности начальной школы -это обучение, а в основной школе он трансформируется и переходит в общение, то мы учим детей в 3-4 классах выражать свое мнение, используя деятельностный подход.  -) работа в парах – учим выражать и отстаивать свое мнение в дебатах;

-) групповая работа с наставником (привлечение учащихся 5 классов). Это выражается в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие пятиклассников, их подготовленность по предмету в целом,  конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения четвероклассниками;

  • комплексная контрольная работа в 4 -х классах, входной контроль знаний и умений в 5 классе.
  • еще одной задачей преемственности является формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности (П).  Внедрение современных методов – реализация проектов! Дети в нач.школе  занимаются исследовательской работой или проектом, которая не останавливается, а развивается в последующих классах. Так ребенок сам углубляется в изучение того или иного предмета.
  • также в начальной школе проходят предметные декады естественно-научного и гуманитарного циклов. Для проведения которых привлекаются учащиеся 5-х классов.
  • в нашей школе большое внимание уделяется вопросу преемственности и в журналистике. В 3-4 классах дети учатся оформлять стенды к памятным датам, изготавливать стенгазеты, создавать лэпбуки,  а с 5 класса издают школьную газету (демонстрация).
  1. Работа с родителями.
  • Родительские собрания в 4-5 классах проходят при участии учителей предметников, школьного психолога и социального педагога.
  • Анкетирование родителей
  • Беседы с родителями, создание памятки «Переходим в 5 класс» (демонстрация лэпбука)
  • Участие родителей в проведении классных часов, организации экскурсий, тематических дней (профориентация «Знакомимся с профессией»), с целью формирования у учащихся первого и второго уровня представления и знаний о мире труда и профессий

Значительная роль в формировании преемственности принадлежит внеурочной деятельности, которая учитывает возрастные особенности обучающихся, их склонности и обеспечивает дальнейшее развитие и самоопределение личности. В нашем ОУ также разработаны программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, которые затем в рамках преемственности реализуются на уровне основной школы. Программы включают курсы в области проектирования, программирования, моделирования в рамках предметных областей математика, информатика, технология, естественнонаучные предметы.

Очень важно в преемственности поддерживать атмосферу заинтересованности. Я.А.Коменский в своих работах указывал на необходимость того, чтобы «…последующее всегда основывалось на предшествующем, предшествующее укреплялось последующим». 

Опираясь на данную взаимосвязь, мы создаем ЭТУ атмосферу на уроках и во внеурочной деятельности. Применяя следующие формы: конкурсы, викторины, уроки-путешествия. Также применяем ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Очень важно включать в урок элементы развивающего обучения. Используем метод критического мышления.  Составление синквейнов, друдлов и метод полей. Использование метода полей (автор Полянская) предполагает разработку семантических, этимологических, словообразовательных полей. Мнемотехнические приёмы позволяют сделать процесс освоения орфографии увлекательным.

В результате использования выше названных приёмов и методов у учащихся появляется большая заинтересованность в предмете, повышается активность на уроке.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаем на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать. А желание работать самостоятельно, означает, что ребенок Хочет выполнить поставленную задачу.

Основой преемственности становится ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование универсальных учебных действий у обучающихся - умения учиться. ( У) 

 ( УСПЕХ)

Только работая в тандеме, учителя разных ступеней образования достигают УСПЕХА в реализации преемственности.

Передавая детей в старшую школу, мы принимаем новых малышей, которых обучаем и воспитываем, стараясь снова подготовить и их к комфортному переходу в среднее звено. Этим обусловлен непрерывный процесс преемственности в образовании.

В заключении нашего выступления можем сделать ВЫВОД, что успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы личности в соответствии с ее способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемного метода обучения в начальной школе

Данная статья освещает проблему активизации познавательной деятельности младших школьников через проблемный метод обучения, знакомит с задачами проблемного обучения, приёмами создания проблемных ситуа...

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Наблюдение за окружающим миром как один из основных методов обучения в начальной школе.

Развитие уменя наблюдать и видеть различние вещи вокруг, умение  анализировать и обобщать их - залог успешного обучения в начальной школе и далее в течение всего времени, пока человек живет и акт...

Характеристика основных активных методов обучения в начальной школе

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»

Многие методические инновации на современном этапе обучения связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный (от англ. «interactive-взаимодействующий») – значит сп...