Рабочая программа 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (1 класс) на тему
Русский язык, математика, чтение, окружающий мир, музыка, изо, технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass.zip | 799.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Еланка»
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ ООШ с. Еланка ________________О.В. Милова «____»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МАОУ ООШ с. Еланка ________________Ж.П. Трофимова Приказ № ___ от «___»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Подошвиной Оксаны Николаевны
I квалификационной категории
по изобразительному искусству
1 класс
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете
Протокол №1 от 31 августа 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2013). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство».
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов и материалов:
- Стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования науки от 22.09.2011 г. № 2357) ;
- Авторской программы Савенкова Л.Г. Изобразительное искуссво : интегрированная программа : 1 - 4 классы / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Концепция рабочей программы.
Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «Изобразительное искусство»
Обоснованность.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
Общие цели учебного предмета.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общие задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год.
Структура курса.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Система оценки достижений учащихся.
Оценивание безотметочное. Достижения учащихся оцениваются согласно нормативным требованиям. Также учитываются индивидуальные достижения, активность и творчество учащихся, самостоятельное приобретение новых знаний в изучении предмета «Изобразительное искусство». Применение теоретических знаний на практике.
Инструментарий для оценивания результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Включение с первого класса информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
Основные содержательные линии.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства являются следующие:
- Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
- Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
- Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
- Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
- Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
- Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
- Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
- Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
- Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.
Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт.
Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения — умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час. В 1 классе на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 33 часа (1 час в неделю). В этом учебном году запланировано 33 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;
- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
Метапредметные результаты:
- развитие художественно-образного воображения и мышления;
- формирование художественной интуиции и памяти;
- формирование восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений.
Предметные результаты
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Личностные результаты освоения предмета:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: (донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно, работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание тем учебного предмета, курса.
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
Универсальные учебные действия | Предметные знания | |||
1 | Что такое художник | 5 | Личностные: Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника. Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника. Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя. | Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу. Учить рисовать дерево осенью. Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками. Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей |
2 | Цвет | 8 | Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками. |
3 | Композиция | 10 | Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
| Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей. |
4 | Фантазия | 10 | Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Перечень разделов, тем и их последовательность изучения | Тип урока, кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения учебного предмета | Дата проведения урока | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||
1 | Вводный урок Рисование радуги | Урок –экскурсия (1ч) | Изобразительное искусство, краски, бумага, картина, цвет, радуга | Учить рассматривать картины художников, рисовать радугу. | Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | Воспитание в детях эстетических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | ||
2 | Кто такой художник? Рисование дерева | Урок –экскурсия (1ч) | Художник, профессия, кисти, краски, картина, рама. | Учить рисовать дерево осенью. | Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. | Целостный, социально-ориентированный мир в единстве и разнообразии природы. | ||
3 | Кто такой художник? Рисование бабочки. | Урок-путешествие (1ч) | Пейзаж, картина, рисунок, скульптура. | Учить рассовать бабочку и раскрашивать её, пользоваться красками. | Развитие умения смотреть на мир живой природы с точки зрения художника. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
4 | Кто такой художник? Рисование Цыплёнка | Урок-игра (1ч) | Наблюдательность, природа живая и неживая. | Учить рассовать цыплёнка по представлению, основываясь на наблюдениях детей. | Развитие умения строить монологические высказывания, давать полные ответы на вопросы учителя. | Мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная). | ||
5 | Чем работает художник Смешивание красок на палитре. | Урок-игра (1ч) | Карандаши, тушь, фломастеры, палитра, краски, перья, глина. | Учить работать на палитре и смешивать краски. | Развитие умения предвидеть уровень усвоения знаний и результат. | Воспитание навыка сотрудничества, умения не создавать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. | ||
6 | Времена года. Осень. Рисование осеннего пейзажа. | Урок-путешествие (1ч) | Времена года, сезоны, осенние явления в природе. | Учить рисовать осень в парке, используя подходящие цвета красок. | Развитие умения наблюдать за природой, меняющимся пейзажем за окном. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
7 | Времена года. Осень. Рисование своей улицы | Урок-игра (1ч) | Дорога, здание, постройка, городской пейзаж. | Учить рисовать городской пейзаж по памяти. | Развитие умения работать в парах, оценивать свою работу и работу своего товарища. | Воспитание внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. | ||
8 | Идём в музей. Рассматривание картин и скульптур великих авторов. | Комбинированный (1ч) | Музей, галерея, фотография. | Учить рассматривать картины и скульптуры. | Развитие умения строить монологические высказывания. | Воспитание уважительного отношения к иному мнению. | ||
9 | Как появилось изобразительное искусство? Рисование своего настроения | Комбинированный (1ч) | Звуки, тишина, наскальный рисунок, охотники. | Учить передавать своё настроение с помощью красок. | Развитие умения вслушиваться в мир звуков, адекватно воспринимать предложения учителя. | Принятие образа «хорошего ученика», осознание своей этнической принадлежности. | ||
10 | Гуашь. Рисование котёнка | Урок-игра (1ч) | Гуашевые краски, палитра, «добрая» краска. | Учить пользоваться гуашевыми красками. | Развитие аккуратности и усидчивости. | Мотивация познавательной деятельности. | ||
11 | Кисть в руке художника. Рисование картины-фантазии. | Комбинированный (1ч) | Гуашь, фантазия, палитра, смешивание красок. | Учить смешивать краски и получать при этом новые необычные цвета. | Развитие умения вносить дополнения и изменения в план и способ действий. | Воспитание навыков сотрудничества в разных ситуациях. | ||
12 | Идём в музей. Придумываем, сочиняем, творим.
| Комбинированный (1ч) | Музыка, краски, превращение, картина, загадка. | Учить слушать музыку, видеть то, что хотел художник донести до зрителя. | Развитие умения предвосхищать результат. | Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
13 | Искусство видеть и творить.
| Комбинированный (1ч) | Живописец, живопись, графика, скульптура. | Учить различать виды изобразительного искусства. | Развитие умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||
14 | Художник-график Сравнение музыки и рисования | Комбинированный (1ч) | Фломастеры, светлый и тёмный фон, мелки, линия. | Учить рисовать музыку с помощью линий и мазков. | Развитие умения оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Воспитание экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | ||
15 | Фломастеры. Подарки своими руками.
| Комбинированный (1ч) | Линия, полоска, узор, деталь, овал, квадрат, прямоугольник, штрих. | Учить рисовать фломастерами, используя различное направление штрихов. | Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерам. | Воспитание уважительного отношения к миру природы. | ||
16 | Придумываем, сочиняем, творим. Художник – скульптор.
| Игра-театрализация (1ч) | Пластилин, стек, богатырь, герой, скульптор, скульптура. | Учить лепить из пластилина, фотографировать скульптуры. | Развитие умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | ||
17 | Времена года. Зима. Лепка из снега, рисование белой краской мороженного
| Комбинированный (1ч) | Снег, зимние явления в природе, белая гуашь. | Учить лепить из снега, рисовать белой гуашевой краской. | Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание уважительного отношения иному мнению. | ||
18 | Аппликация. Создание аппликации «Дерево».
| Комбинированный (1ч) | Бумага, картон, аппликация, ткань. | Учить работать с бумагой и картоном, создавать картины из бумаги. | Развитие аккуратности и умения последовательно выполнять работы. | Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
19 | Идём в музей. Художник – архитектор.
| Комбинированный (1ч) | Выставка, экспозиция, архитектура, архитектор. | Учить создавать домик для игрушки и отбирать работы для выставки. | Развитие умения давать оценку работам своих одноклассников. | Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей. | ||
20 | Художник прикладник.
Идём в музей.
| Комбинированный (1ч) | Прикладное искусство, народные мастера, музыкальные инструменты, композиция. | Учить создавать игрушки своими руками (из ниток). | Развитие умения сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. | Воспитание осознания своей этнической принадлежности. | ||
21 | Какие бывают картины? Знакомство с пейзажем.
| Комбинированный (1ч) | Пейзаж, горизонт, линия горизонта. | Учить изображать окружающую нас природу. | Развитие умения использовать речь для планирования своей деятельности. | Воспитание самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности. | ||
22 | Портрет.
| Комбинированный (1ч) | Портрет, гуашь, палитра, одежда. | Учить рисовать портрет близкого человека, используя акварель и гуашь. | Развитие умения составлять план и последовательность действий. | Воспитание гуманистического сознания. | ||
23 | Сюжет.
| Комбинированный (1ч) | Сюжет, картинка, художник - график. | Учить рисовать сюжетные картины, например, как дети играют. | Развитие умения строить понятные для партнёра высказывания. | Воспитание ответственности человека за общее благополучие. | ||
24 | Натюрморт. Идём в музей. Иллюстрация.
| Комбинированный (1ч) | Натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, иллюстратор. | Учить рисовать натюрморт и иллюстрацию к любимой книге. | Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества. | Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
25 | Природа великий художник.
Времена года. Создание аппликации из природного материала.
| Комбинированный (1ч) | Художник, материал, природный материал, времена года. | Учить мастерить аппликации из природного материала. | Развитие умения формулировать свои затруднения. | Воспитание начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире. | ||
26 | Акварель. Рисование подснежников
| Комбинированный (1ч) | Акварель, аква, работа по - сырому. | Учить работать с новой техникой: по –сырому. | Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
27 | Рассказываем сказку с помощью линии. Рисование дерева черной краской на цветной бумаге
| Комбинированный (1ч) | Линия, фон, цвет, толще, тоньше. | Учить с помощью линии рисовать дерево. | Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие. | Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | ||
28 | Рисуем животных из кляксы.
| Комбинированный (1ч) | Сказка, части тела, музыка, картина. | Учить рисовать животное из кляксы, оставленной на бумаге. | Развитие умения считать способ действия и его результат с эталоном. | Воспитание экологической культуры. | ||
29 | Лепим животных.
| Комбинированный (1ч) | Размер, соразмерность, больше, меньше. | Учить лепить из глины и пластилина фигурки животных с детёнышами. | Развитие умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. | Воспитание целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы. | ||
30 | Наблюдаем за птицами. Изготовляем птиц из бумаги.
| Комбинированный (1ч) | Бумага, конус, треугольник, части тела птицы. | Учить склеивать птицу из бумаги, сложенной в виде конуса. | Развитие умения адекватно воспринимать предложение учителя. | Воспитание самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
31 | Изготовляем птиц из бумаги, сложенной пополам и из коробки
| Комбинированный (1ч) | Середина, сгиб, пополам, коробка, кубик, части тела птицы. | Учить использовать фантазию для изготовления птицы из подручных материалов. | Развитие умения моделировать, работать по схеме и готовому чертежу. | Воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | ||
32 | Разноцветный мир природы.
| Комбинированный (1ч) | Семь цветов радуги, тёплые и холодные цвета. | Учить рисовать радугу самостоятельно чередуя необходимые цвета. | Развитие умения формулировать свои затруднения и предлагать помощь в сотрудничестве. | Воспитание эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | ||
33 | Идём в музей. Времена года. Скоро лето.
| Комбинированный (1ч) | Музыка, сезонные изменения в природе. | Учить рисовать по теме и по памяти. | Развитие аккуратности и усидчивости. | Воспитание принятия образа «хорошего ученика». |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали
жизнь человека; называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методическое обеспечение
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2016.
Дополнительная литература
- Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская
- Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, «Вентана-Граф», 2011.
- Изобразительное искусство: 2 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2012.
- Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы.
Презентации
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Компьютер.
Дидактические материалы:
сюжетные картинки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
Рабочая программа курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ к комп...
Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс
Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....
Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс
Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...
Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс
Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...