"Дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы."
статья на тему
На сегодняшний день в современной школе учителя начальных классов сталкиваются с такими проблемами детей, решение которых требует специального образования. Опираясь на один из ведущих методов обучения, такой как наблюдение, мы сформулировали цель данной работы, которая заключается в том, чтобы, опираясь на теоретический материал, изученный нами, помочь учителю начальных классов при работе с детьми, требующими особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по теме самообразования. | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы»
На сегодняшний день в современной школе учителя начальных классов сталкиваются с такими проблемами у детей, решение которых требует специального образования.
Изучая состав учащихся, можно выделить две группы детей, требующих особого внимания. В первую группу попали дети, излишне подвижные, неугомонные и рассеянные. Во второй группе оказались дети противоположного характера: упрямые, замкнутые, с нарушением коммуникации и социализации. И у первой, и у второй группы детей наблюдаются отклонения в поведении, что затрудняет и замедляет работу учителя начальных классов.
Опираясь на один из ведущих методов обучения, такой как наблюдение, мы сформулировали цель данной работы, которая заключается в том, чтобы, опираясь на теоретический материал, изученный нами, помочь учителю начальных классов, при работе с детьми, требующими особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы.
Задачи исследования вытекают из цели и представляют собой сбор теоретического материала о детях, имеющих различные нарушения, а также разработку методических рекомендаций как для учителя так и для родителей.
В нашей работе мы разобрали такие нарушения как синдром дефицита внимания и гиперактивности и расстройства аутистического спектра.
СДВГ. Важнейшей задачей для учителя является отличить нарушение произвольного внимания, рассеянность, невнимательность от синдрома дефицита внимания. СДВГ – это диагноз, который может быть поставлен только невропатологом или психиатром. Причинами данного нарушения являются генетические заболевания; внутриутробные поражения; различные химические отравления; отравления матери (алкоголь, курение, наркотики); асфиксия; социальные факты (стрессы, волнения). СДВГ не лечится, таким детям нужна постоянная медицинская помощь, она ослабляет проявления, характерные для этого синдрома, а также педагогическая и психиатрическая коррекция.
9 признаков, указывающие на то, что перед нами ребёнок с синдромом дефицита внимания.
- Часто не способен удерживать внимание на деталях; допускает ошибки в школьных заданиях.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении задания, во время игр.
- Складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашнего задания (никак не связано с негативом или протестом).
- Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- Сопротивляется, высказывает недовольствие в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Теряет вещи, необходимые в школе и дома.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Главное в выявлении СДВ – время. Отличие данного заболевания от произвольного внимания и рассеянности в том, что у ребёнка есть динамика, сдвиги с места. А СДВ – это в течение полугода стойкое соблюдение 6 из 9 перечисленных признаков.
Гиперактивность и импульсивность.
9 признаков, указывающие на то, что перед нами ребёнок с гиперактивностью.
- Беспокойные движения в кистях и стопах; крутится, вертится, сидя на стуле.
- Часто встаёт с места.
- Проявляет бесцельную двигательную активность.
- Обычно не может спокойно и тихо играть.
- Находится в постоянном движении; ведёт себя так, словно к нему «прикрепили мотор».
- Отвечает на вопросы не задумываясь и не выслушивая до конца.
- С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Мешает другим, пристаёт к окружающим (вмешивается в беседы, игры).
- Бывает часто болтливым.
После изучения теоретического материала, а также, наблюдая за детьми данной категории, нами были разработаны методические рекомендации для учителей и родителей.
Рекомендации для учителя.
- Работать с родителями.
- Направлять ко врачу.
- Вовлекать в спокойные игры.
- Учить ребёнка планировать свою деятельность.
- Использовать пошаговую инструкцию и оценку того, что ребёнок выполнил.
- Не сравнивать с другими детьми.
- Уметь договариваться, переключать внимание.
Рекомендации для родителей.
- Направлять к невропатологу и психиатру.
- Ограничивать ребёнка в игровом общении для предотвращения чрезмерных эмоций.
- Избегать по возможности скопления людей.
- Соблюдать чёткий распорядок дня.
- Хвалить. Не бояться перехвалить. Но похвала должна быть мгновенной, за правильно выполненный «кусочек» задания.
- Реже говорить «нельзя». Любое замечание в спокойном тоне.
- Оберегать от переутомления.
- Следить за тем, чтобы ребёнок сам мог проверить как и что он сделал.
Расстройства аутистического спектра.
Основным показателем для младших школьников являются глобальные нарушения коммуникации и социализации. Помимо отклонений в поведении, на первый план выходит задержка психического и социального развития. Своеобразия эмоционально-волевой сферы: упрямство, негативизм, отказ от деятельности со взрослым. Страдает речь, моторика – ребёнок выполняет стереотипные действия. Для такого ребёнка любые нововведения становятся большой проблемой, и ему стоит невероятных усилий сделать что-либо новое.
Основные проявления синдрома:
- Предельное экстремальное одиночество.
- Сосредоточенность на своих интересах.
- Избегание глазного контакта.
- Своеобразие речи (бормотание, эхолалии).
- Отсутствие в речи личных местоимений.
- Выявление заболевания на ранних этапах.
После изучения теоретического материала, а также, наблюдая за детьми данной категории, нами были разработаны общие рекомендации для учителей и родителей.
- Помнить, что такие дети легко возбудимы, порой агрессивны. Лучший способ отвлечь их внимание – переключиться на другую деятельность.
- Не трогать и не пытаться остановить их в тот момент, когда, разыгравшись, они могут часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери.
- Не трогать и не перекладывать их вещи на парте. Ребёнок с расстройством аутистического спектра, как незрячий человек – всё запоминает так, как лежит изначально; любое вмешательство в их личное пространство будет сказываться на учителе, на родителе, на других детях, на нём самом.
- Не пытаться вовлечь его в совместную деятельность. Самостоятельно он будет чувствовать себя гораздо лучше, чем в паре или в группе. Он молча будет списывать всё с доски, выполнять то, что от него требуют.
- Для таких детей нет авторитетов. Чтобы наладить контакт с учителем – должно пройти много времени. При правильной работе такой ребёнок со временем признает в учителе человека главного, но подпустит к себе только тогда, когда будет уверен, что вы от него не хотят ничего сверхъестественного.
- Для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданны: ребёнок может бояться настольной лампы или чёрных ботинок, но при этом не бояться ни собак, ни высоты.
- Не кричать. На таких детей нельзя ругаться. Это может спровоцировать агрессию и аутоагрессию.
В результате проделанной работы над данной темой, мы сделали вывод о том, что современному учителю начальных классов необходимы дополнительные знания о детях, имеющих различные нарушения и требующих особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы. Это значительно облегчит работу учителя, так как он сможет находить и видеть таких детей, самостоятельно определять вид нарушения у ребёнка, планировать работу с ним, а также грамотно строить и проводить беседу с родителями.
Список использованной литературы:
- Левченко И.Ю., Ткачёва В.В.
«Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в поведении».
- Н.Н.Заваденко
«Синдром ДВГ у детей».
- Рудигер Пентин
«Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребёнок».
- О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг
«Аутичный ребёнок».
- К.С.Лебединская, О.С.Никольская
«Диагностика раннего детского аутизма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях массовой школы
Презентация к выступлению на методсовете...
«Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы.
Методические материалы по работе с детьми по адаптированным программам в условиях массовой школы....
Статья «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
В статье «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС» раскрывается понятие и сущностьсистемно-деятельностного подхода....
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Обучающиеся...