Выступление на педсовете
план-конспект урока (3 класс) на тему
Публичные выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.docx | 28.84 КБ |
prilozhenie_12.docx | 23.29 КБ |
vzaimodeystvie_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.pptx | 1.49 МБ |
doklad.docx | 20.33 КБ |
den_znaniy_2_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя с родителями
Взаимодействие классного руководителя с родителями | |
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. | |
Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье. Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них: | |
1. Изучение семей учащихся. Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй. | |
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня еще до знакомства с детьми - на первом собрании для родителей будущих первоклассников с анкеты, которую я раздаю родителям, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. “Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?” | |
Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача. | |
Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь. | |
“Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”. От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей. | |
2. Работа родительского комитета. Все знают, что основная задача родительского комитета– содействовать школе в обучении и воспитании детей. В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 3-4 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов. Родительский комитет избирается на первом же родительском собрании. На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов, в постановке спектаклей; помощь, связанную с вопросами транспорта, мелкого ремонта, приобретения канцелярских товаров, озеленения класса, пришкольного участка и т.д. Встречи с родительским комитетом проводятся по мере необходимости. Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из членов РК связывается с несколькими родителями, которые в свою очередь, получив необходимую информацию от РК, обзванивают еще нескольких родителей. Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. | |
Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас. Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому родительский комитет и классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка. Знания, умения, возможности членов РК используются не только в работе с родителями, но и, прежде всего, при взаимодействии с детьми. Они могут оказать большую помощь в подготовке художественной самодеятельности, в организации встреч и бесед с учениками, в проведении экскурсий. | |
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Подготовка стенных газет, творческие недели по предметам, проектная деятельность, экскурсии. | |
Не надо забывать благодарить родителей и членов РК за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова. | |
3. Классные родительские собрания. Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. | |
С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону. К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Перед РС я обязательно подхожу ко всем учителям - предметникам, беседую с ними о классе и учениках; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей, готовлю материал для минуток расслабления родителей (из детских сочинений и наши высказывания на уроках), пополняю фотоальбом класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят; | |
Тематика родительских собраний Добро пожаловать в третий класс. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания учиться. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. Перелистывая страницы учебного года. | |
Сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов: • Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций. • Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя. • Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. • Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них. | |
Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка. | |
Советы классному руководителю по проведению собрания • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов. • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей. • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить. • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов). • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться. • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек». • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. | |
Не стоит • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих. • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов. • Давать негативную оценку всему классу. • Переоценивать значение отдельных предметов. • Избирать для общения назидательный тон. Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем. Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных. | |
4. Индивидуальная работа с родителями. Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать. | |
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке. |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Диагностическое изучение семьи.
Классный руководитель при общении с семьями обучающихся должен соблюдать правила, а именно:
- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять уважение;
-общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
-изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
-изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:
-общие сведения о родителях или людях их заменяющих;
-жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность;
-образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребёнка в классном коллективе;
-авторитетность семьи в глазах ребёнка;
-семейные обычаи и традиции;
-воспитательные возможности семьи.
Изучение семьи обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на вопросы:
-Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш -ребёнок?
- Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
-Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашего ребёнку?
-Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
-Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
-Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу?
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»
-С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
-Как чувствует себя ребёнок в ученическом коллективе?
-Знает друзей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
-Создаёт ли школа условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
-Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
Рисуночный тест «Выходной день в моей семье».
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и взрослым на одну и ту же тему. Например, ребятам нарисовать рисунки по темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнить.
Это может выглядеть и так:
мама | папа | я | ||
книга | газета | уроки | ||
кухня | диван | друзья |
Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
Методика «Незаконченные предложения».
а) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и обучающихся (3-4 классов).Дети и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблема в воспитании ребёнка.
Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с обучающимися.
Предложения для обучающихся:
-Школа для меня -это…
-Класс, в котором я учусь -это…
-Учителя для меня- это люди-которые….
-Мои одноклассники -это…
-Уроки для меня-это…
-Предметы, которые мне нравятся –это …
-Предметы, которые мне не нравятся- это…
Предложения для родителей:
-Школа, в которой учится ребёнок- это…
-Класс, в котором учится ребёнок- это…
-Одноклассники моего ребёнка- это…
-Выполнение домашнего задания для моего ребёнка- это…
-Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку- это….
-Предметы, которые не нравятся моему ребёнку- это…
б) Для изучения традиций и обычаев семей обучающихся, нравственных ценностей семьи можно использовать незаконченные предложения.
Для обучающихся:
-Я радуюсь, когда…
-Я огорчаюсь, когда…
-Я плачу, когда…
-Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда…
-Если у меня хорошие новости, то я…
-Если у меня плохие новости, то я…
-Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей:
-Я радуюсь, когда мой ребёнок….
-Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…
-Мне нравится, когда мой ребёнок…
-Я не верю, когда мой ребёнок…
-Я верю, когда мой ребёнок…
-Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
-Если у моего ребёнка плохие новости, то…
-Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
Приложение №2.
Тематика «часов общения» и родительских собраний в нетрадиционной форме.
№ п\п | Тема | Форма | Цель | Содержание |
1 | «Давайте знакомиться» | Круглый стол | Определить направление работы клуба, выявить значимые для участников темы, возможности участников. | Выставка рисунков «Семья глазами ребёнка», беседа психолога «Что значит общаться?», анкетирование «Что хранит ваша память о детстве?», фотостенд, чаепитие. |
2 | «Семейные традиции» | Семейная гостиная | Помочь родителям осознать значимость семейных традиций. | Обмен мнениями «Наши семейные традиции», фото-выставка «Из поколения в поколение», рассказы о семейных реликвиях, чтение люби-мых стихов, прослушивание песен. |
3 | «Праздник ёлки в вашем доме» | Практикум | Оказать практи-ческую помощь в подготовке прове-дения новогоднего праздника, уяснить, как порадовать детей и членов семьи, создать атмосферу добра и радости в празд-ничные дни. | Практикум по изготовлению игрушек, поделок, практикум проведения игр в домашних условиях: стихи, загадки, сюрпризы, сервировка праздничного стола. |
4 | «Семья - убе-жище души» | Круглый стол | Делиться опытом семейного воспитания | Беседа «Эмоциональное самочувствие ребёнка в семье», выставка детских рисунков «Детские эмоции», семейные портреты «Вспомним, какими мы были». |
5 | «Сядем ряд-ком да пого-ворим лад-ком» | Посиделки | Обсудить вопросы гендерного подхода к воспитанию | Обмен опытом семейного воспитания девочек и мальчиков, феминизирован-ное воспитание: издержки, проблемы, викторина «Можно ли избаловать ребёнка?», советы врача, психолога по воспитанию детей разного пола. |
6 | «Зимняя мозаика» | Дискуссия- размышление | Убедить родителей в необходимости и значимости книги в нравственном вос-питании ребёнка | Роль слова-обращения к ребёнку в ус-воении нравственных норм; из опыта общения в семье; место книги в вашем доме, «Говорят дети»; великие люди о своём детстве. |
7 | «Знатоки пе-дагогичес-ких секре-тов» | Конкурс | Проверить педаго-гические знания, умения родителей | Подписи к детским рисункам «Что бы это значило?»; ответы на вопросы жюри; оценка жизненных зарисовок; награждение победителей; концерт- экспромт. |
8 | «История се-мьи в судьбе Отечества» | Вечер воспо-минаний | Побуждать родите-лей делиться опы-том о том, как в семье хранят па-мять о старшем по-колении, строятся отношения между поколениями, вос-питываются мо-ральные ценности | «Образ войны у разных поколений», фотовыставка, приглашение ветера-нов, праздничный концерт. |
Приложение № 3.
Родительское собрание «Семейные традиции и способность ребёнка трудиться».
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в се-мье; доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполне-ния трудовых обязанностей в семье.
Форма проведения: семейная гостиная.
Вопросы для обсуждения: труд и его значение в жизни ребёнка; значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка; трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
Подготовительная работа: анкетирование; проведение классного часа «Домашние машины 21 века»; подготовка материалов для рубрик «В родительский дневник», «В дневник обучающихся».
Ход собрания:
1.Вступительное слово.
- Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме фор-мирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Часто мы сталкиваемся в реальной жизни с ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в умении иметь семью и быть счастливым.
Человек, который не умеет трудиться по дому- такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необ-ходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей. Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них выполнение домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
Анкета для родителей.
-Любит ли ваш ребёнок трудиться?
-Что он любит делать дома?
-Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
-Как долго может трудиться ваш ребёнок?
-Работа выполняется увлечённо или неохотно?
-Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
-Поощряете ли вы ребёнка за выполненную домашнюю работу?
-Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса?
-Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?
Анкета для учеников.
-С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
-Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
-Хвалят ли тебя за выполненную домашнюю работу?
-Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
-Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
-Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
-Как ты думаешь, домашние дела- это трудная работа?
-Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
2. Анализ анкетирования.
3. Приглашение в класс обучающихся.
4. Продолжение выступления классного руководителя.
- Многое изменилось в нашей жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Родители идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. Вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки- тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного комфорта.
Задача собрания- показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
5.Защита обучающимися проектов «Домашние машины 21 века».
( Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят из класса, а родители путём голосования определяют лучшее изобретение).
Пример проекта «Кастрюля 21 века»:
-все продукты в кастрюлю засыпают сразу, кастрюля- компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
-после приготовления еды кастрюля –компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
-кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновре-менно.
-приготовление еды сопровождается музыкой всех членов семьи;
-кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды.
Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.
6.Подведение итогов.
Учитель подводит итоги собрания и задаёт родителям домашнее задание:
-расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб
-покажите ему, где оплачивают квартирные счета
-составьте с ним план уборки квартиры
-научите его стирать собственное бельё
-заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов
-поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя , родителя – и тут же реализуются . Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» А.А. Захаренко
Анкета для родителей первоклассников Общие сведения о ребенке и семье. Бытовые условия семьи (есть ли у ребенка отдельная комната; удобное рабочее место и т.д.) Медицинские показания Какие кружки, секции посещает ребенок? Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время? Есть ли близкие друзья? С кем предпочитает общаться (с мальчиками, с девочками, со всеми, один)? С кем чаще всего ребенок проводит время? Кто чаще всего гуляет с ребенком? Кто чаще всего играет с ребенком? Кто чаще всего читает ребенку? Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, наказания)? Назовите любимые игрушки и игры вашего ребенка, его любимые сказки и книги Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)? Как ваш ребенок помогает в работе по дому?
Легко ли быть учеником? Чтобы учение было успешным ... Что обеспечивает успех урока? Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился? Что способствует повышению успеваемости дома? Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам? Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)? Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок? Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? Любит ли ваш ребёнок учиться?
Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей
3. Классные родительские собрания Родительские собрания – это школа воспитания родителей
Тематика родительских собраний в начальной школе Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста. Режим дня и его влияние на качество обучения. Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса. Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности. Роль игры в расширении кругозора ребенка. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье. Шалость и хулиганство - есть ли различия? Роль семьи в формировании личности ребенка. Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет. «Пути взаимопонимания: родители и дети, один из факторов успешности обучения» Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания? Как помочь ребенку учиться?
Родительские собрания
Советы классному руководителю по проведению собрания • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов. • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей. • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить. • Не забудьте «золотое правило» : начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей. • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов). • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться. • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек». • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит : • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих. • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов. • Давать негативную оценку всему классу. • Переоценивать значение отдельных предметов. • Избирать для общения назидательный тон .
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя. Горючим материалом которого является тесная дружба, взаимопонимание, сотрудничество, сотоварищество и содружество. Главная задача классного руководителя - ПОДДЕРЖИВАТЬ ОГОНЬ В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ
Предварительный просмотр:
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда-залог совершенствования системы образования».
Викторова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, РБ, ГО г.Нефтекамск, МОАУ СОШ № 13, viktorov- 99@ bk .ru
Школа как главнейшая часть общественно-государственного организма не имела возможность остаться в изоляции от происходящих в стране масштабных социально-экономических перемен. Дать ребёнку возможность испытать радость от учения-зада-ча современного учителя, а главная цель современной школы-научить школьника са-мостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её,анализировать результаты своей деятельности. Названные задачи обусловлены всё более увеличива-ющимися потоком информации, который ежеминутно обрушиваются на современно-го человека. Использование традиционной системы обучения, когда учитель даёт зна-ния, а ученик их получает и закрепляет на практических занятиях под контролем пе-дагога. Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он будет вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою иссле-довательскую деятельность. Эта методика делает учебный процесс более эффектив-ным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать информацию, необходимую ему в жизни.
Главнейшая черта современного обучения- его тенденция на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных из-менений. Понятие «традиция» издавна вошло в педагогический обиход, употребляется для обозначения устойчивых процессов, направленностей и явлений, существующих длительное время. Педагогические традиции содержат описание мыслей, ценностей, критериев производительности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Педагогическую традицию нужно рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые взаимосвязи между педагогикой, социумом и куль-турой; как исторически изменчивый «метод становления человеческой культуры, в том числе и образования».
С одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и тради-ций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну , или в другую сторону. Несомненно, что инновации и традиции должны рассма-триваться как два полюса мира образования. Существование традиции не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговор-ку «Всё новое-это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном про-цессе, то можно сказать, что всё старое, когда-то было новым и те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали тра-диционными. В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны, должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя всё то ценное, что было нарабо-тано не одним поколением русских и советских учёных и педагогов. Однако, система образования некогда самой читающей страны в мире, сегодня весьма далека от совер-шенства, от требований и новых задач, стоящих перед государством. И мы задаём себе вопрос- не слишком ли в последние несколько десятков лет педагоги увлекались тра-диционным обучением и воспитанием , не стремились экспериментировать, внедрять что-то новое, что не заметили, насколько сильно изменилась жизнь вокруг нас и на-ших учеников, а вместе с ней и социальный заказ, стоящий перед образованием в нас-тоящее время. Государство в свою очередь заинтересовалось проблемами образования и решило взять на себя активацию образовательных процессов, с целью повышения эффективности образования и воспитания в целом.
Содержание педагогической традиции является система исторически сложив-шихся норм, ценностей, значений, мыслей и знаний педагогической теории и прак-тики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и нау-ке, имеющих отношение к педагогической деятельности.
Элементами педагогической традиции являются наиболее значительные явле-ния педагогического опыта- на самом деле, в случае если рассуждать следующим обра-зом, что благодаря традиции возможно передавать всё что угодно, в том числе элемен-тарные вещи, то хоть какой процесс в педагогической сфере может быть отнесён к пе-дагогической традиции. Традиционным является урок. Одновременное зансамому ятие с це-лым классом, в процессе которого учитель рассказывает, передаёт знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявления нового материала ( сообще-ние, изложе-ние), его воспроизведение обучающимися, оценивает результаты данного воспроизведения. Традиционное обучение соответствует понятию преподавания, под которым традиционно понимается передача (трансляция) методов существования и становления человека от одного индивида или же их сообщества к иному индивиду.
Педагогическая инновация- это образовательная деятельность, сплетённая с другим взглядом и раскладом к образовательному процессу. Инновационная деятель-ность становится неотъемлемым компонентом собственной педагогической системы. Процесс формирования профессионально- педагогической культуры учителя в школе тем и успешнее. В основе инновационных процессов педагогики изучение, обобщение и распространение опыта работы преподавателей и введение новейшего и современно-го в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышление более совре-менным. Следовательно, итогом инноваций должно быть применение теоретических и практических новшеств в целостном педагогическом процессе.
Инновации ведут к изменениям в целях, критериях, содержании, средствах, способах, формах организации образовательного и управленческого процессов, кото-рые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в общем или способны дать долговременный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на введение новшеств, согласованы с иными нововведени-ями. Понятие образовательной среды обусловлено факторами (условиями), обеспечи-вающими образование. Нас интересует понятие среда в педагогическом аспекте. Это образовательная среда. Под образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые воздействуют на личность в режиме обучения, воспитания и развития. Инновационная образовательная среда – это открытая систе-ма, которая находится внутри себя целенаправленно создаваемые организационно-педагогические, информационные ресурсы, как способ и механизм формирования компонентов педагогической культуры.
Таким образом, понятие «традиция» и «инновация» взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения тра-диции. Традиционная деятельность осуществляется в беспроблемной, внутренне по-нятной ситуации, инновационная- лишь в проблемной (творческой). Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного развития современно-го образования. Инновационное обучение ориентировано на формирование у человека таких качеств и умений, которые дадут возможность ему создавать новые продукты, нормы, правила.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи, ко-торые ставит перед нами жизнь в сфере образования, будут решены при всевозмож-ных педагогических инноваций.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
«ПЕРВЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
2014-2015 учебного года»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА :
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ,
ВИКТОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА.
2014
Тема: День знаний. Классный час «Моя малая родина».
Цель:
- поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность.
- Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, города; воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину.
Задачи:
- Сформировать у ребёнка представления о себе, своей семье и социальном окружении.
- Дать представление о роли родного края и края в экономическом развитии страны различными объектами, их взаимосвязями, их значениями для жизни города.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.
- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с родным городом.
Оборудование:
- подарки-сюрпризы для учащихся всего класса
- электронная презентация к уроку
- компьютер
- проектор
- экран
- толковый словарь Ожегова
- клип «Нефтекамск»
Приглашённые гости: почетный гражданин города Нефтекамск, член Совета ветеранов, подполковник Ершов Михаил Фёдорович, родители.
Ход классного часа:
1.ОРГ.МОМЕНТ.(СЛАЙД 1)
Ученик 1:
Внимание, внимание, по случаю Дня знаний,
Дня новых начинаний, минуточку внимания!
По всей земле России особый нынче день,
В столице ли, в России звонок звенит теперь.
С портфелями и ранцами шагает детвора,
С огромными букетами в школу спешат с утра.
Учитель:
Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: по дороге
Много школьников идёт –
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.
- Для миллиона россиян сегодня большой праздник – День знаний. Для тысячи учителей сегодня праздник – День знаний. Для миллиона родителей сегодня долгожданный праздник – День знаний, начало учебного года. Уважаемые родители, дорогие ребята! Я рада встрече с вами!
Промчались летние деньки,
За парты вам пора,
Опять вы все - ученики,
Учёба – не игра!
- После летних каникул мы собрались все вместе. С сегодняшнего дня вы у нас второклассники.
Родитель 1:
Уже не первый класс – второй
Тебя встречают на пороге.
Красив твой возраст озорной
В начале жизненной дороги.
Родитель 2:
Ты повзрослел за этот год,
Забот прибавилось, уменья.
Родная школа – твой восход,
Здесь твоё главное ученье.
Родитель 3:
Все по ступенькам, по слогам,
Все не спеша, все терпеливо.
Прошёлся год по букварям,
Год самый, самый год счастливый.
Родитель 4:
Теперь за лето отдохнул,
Сил набрался для запаса
И гордо, радостно шагнул
В объятья ты второго класса.
Родитель 5:
Удач тебе всегда во всём,
Пусть будет свет в твоём окошке!
Ученик 2:
С добрым утром, скажем школе,
Мы соскучиться успели.
Тани, Маши, Пети, Коли,
Приготовили портфели.
Ученик 3:
Радостно сияют лица,
Все в нарядных одеяньях,
Можете не усомниться –
Нам открыты двери к знаньям.
Ученик 4:
Пусть уходит лето вспять,
Не пугает нас прохлада,
Наша школа всем ребятам
Очень, очень, очень рада.
2.БЕСЕДА «Моя малая родина» .( СЛАЙД 2)
а) На экране эпиграф:
Родина, милая Родина! Нам ведь не жить без тебя!
Вступительное слово учителя (стихи Елены Головных):
Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её – другую?
- Как вы понимаете эпиграф классного часа?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Определите цель классного часа.
- Что такое Родина? - Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова. Какое определение даёт автор слову «Родина»? (Отечество, родная страна).
- Какую страну мы можем назвать родной своей страной, своим Отечеством?
( Россию)
-А что значит выражение «моя…малая… родина»?
- МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Отличительными знаками нашего государства являются герб, российский флаг и гимн. ( СЛАЙД 3, СЛАЙД 4).
- Как вы понимаете слово «патриот»?
- Я пригласила на классный час патриота нашего города, почётного гражданина города Нефтекамск, члена Совета ветеранов, подполковника Ершова Михаила Фёдоровича.
б) Выступление гостя (см. приложение)
(Почётный гражданин города Нефтекамск, член Совета ветеранов, подполковник Ершов Михаил Фёдорович.)
Михаил Фёдорович ознакомил детей со своей биографией, семьёй, где учился, как служил, где воевал, познакомил со своими заслугами и за что он их получил. Пожелал удачи детям в учёбе.
Ученики задавали очень много интересных вопросов гостю, например, интересовались о семье Ершова, его медалями.
3. ФИЗМИНУТКА. (см.приложение)
- Я вам буду показывать картинки, если вы увидите достопримечательность нашего города ,хлопните в ладоши, если нет, топните.
4. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ.
- Сейчас мы с вами совершим путешествие в страну Знаний по станциям и узнаем, чему вы научились в первом классе. Для этого разделимся на три команды (по рядам).
1 станция «Занимательная» (СЛАЙД 5)
- Перед вами пословицы о Родине, вам нужно соединить первый столбик со вторым и объяснить, как вы их понимаете. ( СЛАЙД 6)
*Родная сторона-мать, тому она в долгу не будет.
*Родина - мать, чужая- мачеха.
*Одна у человека родная мать, своей Родине служим.
*Для Родины своей ни сил, умей за неё постоять.
*Кто Родину любит, одна у него и Родина.
*Живем, не тужим, ни жизни не жалей.
- Какие ещё пословицы и поговорки про родину вы знаете?
- Сделайте вывод по этой станции.
2 станция «Мой любимый город» (СЛАЙД 7)
- На этой станции я буду задавать вопросы про наш любимый город, а вы должны на них ответить.
* Почему наш город называется Нефтекамск?
* Какая река является главной: Волга или Кама? Почему?
* Почему наш город является зелёным городом в Республике?
* Как называется лес, где растут сосны?
* В нашем городе есть бор? Как он называется?
*Назовите единственный водоём города Нефтекамска. Почему его так назвали? ( озеро Светлое)
- О чём мы говорили на этой станции?
3 станция «Шуточный экзамен» ( СЛАЙД 8)
1.Сколько этажей в нашей школе?
2. На какой улице находится школа?
3.Как фамилия директора школы?
4.Как зовут вашего учителя по рисованию?
5. Сколько всего детей в нашей школе учатся?
- Что вам понравилось на этой станции?
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
.- А вы считаете себя патриотами своего города?
- А что нужно делать, чтобы им стать и, чтоб наш город процветал с каждым годом и был самым лучшим городом в Республике Башкортостан?
- Я поздравляю вас с победой в испытаниях и началом учебного года. Любите наш город. Будущее нашего города в ваших руках. Давайте вернёмся к нашему эпиграфу: Родина, милая Родина! Нам ведь не жить без тебя .
Вы согласны с этим выражением? Почему?
- Чтобы год начался удачно, следует вспомнить некоторые школьные правила. Их нам напомнит наша школьная парта. Положите голову на парту, закройте глаза и слушайте.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
В чистоте портфель держи.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей –
И найдёшь себе друзей.
Вот и все мои советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь,
Ну, счастливо, в добрый путь!
- Мы продолжим наше путешествие завтра, и начнётся оно на первом нашем уроке. И закончим мы наше путешествие в мае. А чтобы нам было легко путешествовать, я раздам вам учебники.
6. РЕФЛЕКСИЯ.
- На столах у вас лежит солнышко и тучка. Если вам классный час понравился , поднимите солнышко, если нет, тучку.
- Я желаю вам, чтобы вам всегда светило только солнышко, успехов вам в учёбе.
7. ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ
- Вам родители приготовили подарки - сюрпризы. (Родительский комитет поздравляет ребят и дарит подарки. )
8. ПРОСМАТРИВАНИЕ КЛИПА « Нефтекамск»
- А сейчас мы с вами посмотрим клип «Нефтекамск».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"
Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....
Выступление на педсовете
В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...
Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"
В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...
Как помочь ребенку хорошо учиться . Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете в МБОУ СОШ№27...
выступление на педсовете
Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...
Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"
Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....
Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"
Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....