Рабочая программа и КТП риторика 3 класс 2100
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по риторике и ктп с указанием видов деятельности обучающихся и требованиями к уровню подготовки по ФГОС (УУД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

I.Планируемые результаты изучения курса «Риторика»

 3 класс ОС 2100

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • пользоваться основными способами правки текста.

II. Содержание учебного предмета

3-й класс -34 часа 1 ч в неделю

Общение

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Текст. Речевые жанры

Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Задачи учебного предмета — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению.

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:

  • проблемно-диалогическую технологию
  • здоровьесберегающую технологию.
  • технологию правильного типа читательской деятельности
  • технологию оценивания достижений.

Формы:  

  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
  • Образовательное путешествие;
  • Творческая мастерская;
  • Конференции;
  • Исследование;
  • Презентация;
  • Диагностика;
  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
  • Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

III.Календарно – тематическое планирование по риторике

3 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока 

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

Дата

план

текущ

ОБЩЕНИЕ I часть – 17 часов

НАУКА РИТОРИКА – 4 ч

1

 Проверь себя.

1

УРОК ПОВТОРЕНИЯ

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.  

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты .

Называть задачи общения .

Называть некоторые коммуникативные профессии .

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче .

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи .

Личностными

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

Познавательные

–  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

–  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

-  самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные :

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

- слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-  учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

Предметные:

- Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.

- Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

2

Что мы помним о речевой ситуации

1

Урок открытия новых знаний  

3

Твои речевые роли. (Повторение.)

1

УРОК ПОВТОРЕНИЯ

4

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.).

1

УРОК ПОВТОРЕНИЯ

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ – 5 ч

5

Неподготовленная речь.

1

Урок открытия новых знаний  

Различать подготовленную и неподготовленную речь .

Анализировать примеры неподготовленной речи .

Называть приёмы подготовки устного высказывания .

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания .

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко .

6

Подготовленная речь.

1

Урок открытия новых знаний  

7

Приёмы подготовки.

1

Урок открытия новых знаний  

8

Говорим подробно.

1

Урок открытия новых знаний  

9

Говорим кратко. Словарный диктант.

1

Урок повторения

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) – 1 ч

10

Похвала (комплимент).

 

 

Урок открытия новых знаний  

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией .

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ – 2 ч

11

Слушаем, вдумываемся.

1

Урок открытия новых знаний  

Называть задачи слушания .

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации .

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах .

Оценивать свои особенности как слушателя .

12

Слушаем по-разному

1

Урок открытия новых знаний  

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ – 3 ч

13

Читаем учебные тексты.

1

Урок открытия новых знаний  

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст .

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами .

14

Учимся писать, редактировать.

1

Урок открытия новых знаний  

15

Как исправить текст?

(Правка текста.)

1

Урок повторения

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ – 2 ч

16

Что такое вежливость.

Словарный диктант

1

Урок повторения

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам .

17

Добрые дела – добрые слова

1

 Урок открытия новых знаний  

ТЕКСТ  II часть – 17 часов

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ – 2 ч

18

Проверь себя. Тексты разные нужны. 1

1

Урок повторения

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты .

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления .

Различать диалог и монолог .

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов .

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению .

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего .

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения .

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа .
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста .

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе .

Вводить в пересказ эффективные цитаты .

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги .

Личностными

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

- Контроль результатов деятельности

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- Способность  к  самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- давать оценку невежливому речевому поведению.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

- Использовать знаково-символические средства для решения задач.

-определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста.

- Находить  основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Коммуникативные :

- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные:

-Знать  признаки текста, типы текстов.

- Уметь характеризовать разные тексты,  различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты

19

Диалог и монолог

1

Урок открытия новых знаний  

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – 3 ч

20

Пиши правильно!

1

Урок открытия новых знаний  

21

Произноси правильно!

1

Урок открытия новых знаний  

22

Употребляй слова правильно!

1

Урок открытия новых знаний  

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА – 4 ч

23

Пересказ.  Словарный диктант

1

 

Комбинированный урок

24

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

1

Комбинированный урок

25

Цитата в пересказе.

1

Урок открытия новых знаний  

26

Кратко о книге (аннотация).

1

Урок открытия новых знаний  

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… - 2 ч.

27

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

1

Комбинированный урок

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации .
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

28

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

Комбинированный урок

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ – 2 ч.

29

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Урок открытия новых знаний  

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

30

Правило и цитата в доказательстве.

Урок открытия новых знаний  

ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ – 3 ч

31

Сравни и скажи.

Урок открытия новых знаний  

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения .

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

32

Правила сравнения.

Урок открытия новых знаний  

33

Как строятся сравнительные тексты.

Урок открытия новых знаний  

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ – 1 ч.

34

Повторение за год.

Урок повторения и обобщения

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.

Разыгрывать риторические игры .

ИТОГО:  34 ЧАСА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...

рабочая программа по чтению 3 класс (2100) Бунеевы

Подробная программа,содержащая все необходимые разделы....

Рабочая программа по математике 3 класс 2100

Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...

Рабочая программа по технологии 3 класс 2100

Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100")

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит необходимые разделы и элементы...

Рабочая программа по математике 1 класс 2100

рабочая программа и планирование...

Рабочая программа по математике 2 класс 2100

рабочая программа и планирование...