Рабочая программа и КТП риторика 3 класс 2100
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по риторике и ктп с указанием видов деятельности обучающихся и требованиями к уровню подготовки по ФГОС (УУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Планируемые результаты изучения курса «Риторика»
3 класс ОС 2100
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
|
|
|
II. Содержание учебного предмета
3-й класс -34 часа 1 ч в неделю
Общение
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
Текст. Речевые жанры
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Задачи учебного предмета — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению.
Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя:
- проблемно-диалогическую технологию
- здоровьесберегающую технологию.
- технологию правильного типа читательской деятельности
- технологию оценивания достижений.
Формы:
- Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
- Образовательное путешествие;
- Творческая мастерская;
- Конференции;
- Исследование;
- Презентация;
- Диагностика;
- Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
- Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;
III.Календарно – тематическое планирование по риторике
3 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) | Дата | ||||
план | текущ | |||||||||
ОБЩЕНИЕ I часть – 17 часов НАУКА РИТОРИКА – 4 ч | ||||||||||
1 | Проверь себя. | 1 | УРОК ПОВТОРЕНИЯ | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях . Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты . Называть задачи общения . Называть некоторые коммуникативные профессии . Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче . Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи . | Личностными – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; – осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; Познавательные – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные : - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих. - слушать и понимать речь других; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; Предметные: - Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей. - Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. | |||||
2 | Что мы помним о речевой ситуации | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
3 | Твои речевые роли. (Повторение.) | 1 | УРОК ПОВТОРЕНИЯ | |||||||
4 | С какой целью? Зачем? (Задачи общения.). | 1 | УРОК ПОВТОРЕНИЯ | |||||||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ – 5 ч | ||||||||||
5 | Неподготовленная речь. | 1 | Урок открытия новых знаний | Различать подготовленную и неподготовленную речь . Анализировать примеры неподготовленной речи . Называть приёмы подготовки устного высказывания . Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания . Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко . | ||||||
6 | Подготовленная речь. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
7 | Приёмы подготовки. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
8 | Говорим подробно. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
9 | Говорим кратко. Словарный диктант. | 1 | Урок повторения | |||||||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) – 1 ч | ||||||||||
10 | Похвала (комплимент). |
| Урок открытия новых знаний | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения . Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией . | ||||||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ – 2 ч | ||||||||||
11 | Слушаем, вдумываемся. | 1 | Урок открытия новых знаний | Называть задачи слушания . Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации . Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя . Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах . Оценивать свои особенности как слушателя . | ||||||
12 | Слушаем по-разному | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ – 3 ч | ||||||||||
13 | Читаем учебные тексты. | 1 | Урок открытия новых знаний | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах . Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. Объяснять, зачем нужно исправлять текст . Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами . | ||||||
14 | Учимся писать, редактировать. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
15 | Как исправить текст? (Правка текста.) | 1 | Урок повторения | |||||||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ – 2 ч | ||||||||||
16 | Что такое вежливость. Словарный диктант | 1 | Урок повторения | Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам . | ||||||
17 | Добрые дела – добрые слова | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
ТЕКСТ II часть – 17 часов РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ – 2 ч | ||||||||||
18 | Проверь себя. Тексты разные нужны. 1 | 1 | Урок повторения | Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты . Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления . Различать диалог и монолог . Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов . Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению . Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего . Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём . Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста . Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа . Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе . Вводить в пересказ эффективные цитаты . Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги . | Личностными – объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. - Контроль результатов деятельности - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: - давать оценку невежливому речевому поведению. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - Использовать знаково-символические средства для решения задач. -определять тему, основную мысль несложного текста; – определять структурно-смысловые части текста. - Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные : - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. -Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Предметные: -Знать признаки текста, типы текстов. - Уметь характеризовать разные тексты, различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты | |||||
19 | Диалог и монолог | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – 3 ч | ||||||||||
20 | Пиши правильно! | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
21 | Произноси правильно! | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
22 | Употребляй слова правильно! | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА – 4 ч | ||||||||||
23 | Пересказ. Словарный диктант | 1
| Комбинированный урок | |||||||
24 | Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | 1 | Комбинированный урок | |||||||
25 | Цитата в пересказе. | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
26 | Кратко о книге (аннотация). | 1 | Урок открытия новых знаний | |||||||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… - 2 ч. | ||||||||||
27 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | 1 | Комбинированный урок | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации . | ||||||
28 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 1 | Комбинированный урок | |||||||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ – 2 ч. | ||||||||||
29 | Рассуждение, вывод в рассуждении. | Урок открытия новых знаний | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. | |||||||
30 | Правило и цитата в доказательстве. | Урок открытия новых знаний | ||||||||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ – 3 ч | ||||||||||
31 | Сравни и скажи. | Урок открытия новых знаний | Анализировать сравнительные описания, их структуру. Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения . Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами. | |||||||
32 | Правила сравнения. | Урок открытия новых знаний | ||||||||
33 | Как строятся сравнительные тексты. | Урок открытия новых знаний | ||||||||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ – 1 ч. | ||||||||||
34 | Повторение за год. | Урок повторения и обобщения | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры . | |||||||
ИТОГО: 34 ЧАСА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...
рабочая программа по чтению 3 класс (2100) Бунеевы
Подробная программа,содержащая все необходимые разделы....
Рабочая программа по математике 3 класс 2100
Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...
Рабочая программа по технологии 3 класс 2100
Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100")
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит необходимые разделы и элементы...
Рабочая программа по математике 1 класс 2100
рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по математике 2 класс 2100
рабочая программа и планирование...